УИД 28RS0004-01-2020-004293-49
производство № 2-3689/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 июня 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Вискуловой В.В.,
при секретаре Духанине М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Благовещенска к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов, Управлению ФССП России по Амурской области, судебному приставу-исполнителю Специализированного отдела Коновалоаой Н.Ф. об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 11650/18/28025-ИП (взыскатель – Щеглова А.А.),
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Благовещенска обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование указав, что решением Благовещенского городского суда от 15.05.2018 года, вступившего в законную силу 22.08.2018 года, на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Щегловой А.А., действующей в интересах несовершеннолетней Щегловой В.А., жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв.м., по договору социального найма жилого помещения. 14.09.2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 11650/18/28025-ИП. 16.05.2019 года в адрес администрации города Благовещенска поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением администрацией города Благовещенска решения Благовещенского городского суда о предоставлении Щегловой А.А., действующей в интересах несовершеннолетней Щегловой В.А., жилого помещения. Исполнительский сбор относится к мерам принуждения, является по отношению к должнику санкцией штрафного характера и может применяться при наличии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решений суда. Между тем, в действиях администрации города Благовещенска отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решений суда в связи со следующим. Решением Благовещенской городской Думы от 29.11.2018 № 50/114 "О городском бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" были предусмотрены бюджетные ассигнования на приобретение в муниципальную собственность квартир по решениям суда, и использованы на приобретение в 2018 году квартир, которые предоставлены гражданам инвалидам в рамках исполнения судебных решений, вступивших в законную силу ранее решения суда от 15.05.2018 г. То есть на момент принятия и вступления в законную силу решения суда от 15.05.2018 г. бюджет города Благовещенска на 2018 года был уже сформирован без учета расходов на приобретение жилого помещения Щегловой В.А. Кроме того, определением Благовещенского городского суда Амурской области от 13.11.2019 г. изменен способ исполнения решения Благовещенского городского суда от 15.05.2018 года о предоставлении жилого помещения по договору социального найма на взыскание денежных средств с администрации города Благовещенска в пользу Щегловой В. А. в лице законного представителя Щегловой А.А. в размере 2 453 262 (два миллиона четыреста пятьдесят три тысячи двести шестьдесят два) рубля. На данный момент денежные средства выплачены ЩегловойЩегловой А.А. в полном объеме. В связи с чем, в действиях администрации отсутствует вина в неисполнении судебного акта в установленный законом срок, поскольку органом местного самоуправления на протяжении всего периода времени, с момента возбуждения исполнительного производства, предпринимались меры к исполнению требований исполнительного документа.
На основании изложенного, истец просит суд освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 11650/18/28025-ИП, возбужденному по исполнительному листу, выданному Благовещенским городским судом по делу № 2-3752/2018.
Представители истца администрации г. Благовещенска, представители ответчиков УФССП России по Амурской области, Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, судебный пристав-исполнитель Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Коновалова Н.Ф., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Щеглова В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. От представителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области. Отмечено, что ИП № 11650/18/28025-ИП от 11.12.2019 г. прекращено, исполнительский сбор отменен.
Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что решением Благовещенского городского суда от 15 мая 2018 года по делу № 2-3752/2018 на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Щегловой А.А., действующей в интересах несовершеннолетней Щегловой В.А., жилое помещение на территории г. Благовещенска по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв.м., по договору социального найма жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 22.08.2018 г. решение Благовещенского городского суда от 15.05.2018 г. оставлено без изменения.
На основании исполнительного листа, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Корниенковым Р.В. 14.09.2018 года возбуждено исполнительное производство № 11650/18/28025-ИП.
Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Так же в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, как с должника – организации.
16.05.2019 года судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Коноваловой Н.Ф. в связи с неисполнением должником по исполнительному производству № 11650/118/28025-ИП возложенной судебным решением обязанности по предоставлению Щегловой А.А., действующей в интересах несовершеннолетней Щегловой В.А., жилого помещения на территории г. Благовещенска по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв.м., по договору социального найма жилого помещения, принято постановление о взыскании с администрации города Благовещенска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Администрация города Благовещенска в судебном порядке просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.
Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.
В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Часть 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, наделяет суд правомочием освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В рассматриваемом случае должник обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, следовательно, должен доказать наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также что им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, истцом указано, на момент принятия и вступления в законную силу решения суда от 15.05.2018 года бюджет г. Благовещенска на 2018 год был уже сформирован без учета расходов на приобретение жилого помещения Щегловой В.А.
Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 5 февраля 2009 года № 250-0-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с частью 6 статьи 19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом, из определения Благовещенского городского суда от 13 ноября 2019 года следует, что изменен способ исполнения решения Благовещенского городского суда от 15.05.2018 года о предоставлении жилого помещения по договору социального найма на взыскание денежных средств с администрации города Благовещенска в пользу Щегловой В.А. в лице законного представителя Щегловой А.А. в размере 2 453 262 рублей.
Из искового заявления следует, что в настоящее время денежные средства выплачены ЩегловойЩегловой А.А. в полном объеме.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП россии по Амурской области от 11.12.2019 года исполнительное производство № 11650/18/28025-ИП прекращено.
Доказательств отмены исполнительского сбора службой судебных приставов суду не представлено.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что администрацией города Благовещенска предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником было невозможно по причине непреодолимой силы, то есть по не зависящим от должника причинам, поскольку обеспечение жильем осуществляется не за счет собственных средств органа местного самоуправления, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету.
Суд считает установленным, что администрацией города Благовещенска предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – администрации города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 11650/18/28025-ИП.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации г. Благовещенска Амурской области - удовлетворить.
Освободить администрацию г. Благовещенска Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 16.05.2019 года в рамках исполнительного производства № 11650/18/28025-ИП по исполнению исполнительного листа ФС № 025049916, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-3752/2018.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья В.В. Вискулова
Решение в окончательной форме изготовлено 03 июля 2020 года.
Председательствующий судья В.В. Вискулова