ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-368/20 от 04.02.2020 Павлово-посадского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 февраля 2020 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Ванеева С.У.,

при секретаре судебного заседания Тарасовой С.М.,

с участием заявителя Пантелеевой Ю.Н. и её представителя Черновой Ю.В., представителя Администрации городского округа Павловский Посад Московской области по доверенности Бичуковой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2-368/2020 по заявлению Пантелеевой Юлии Николаевны об установлении факта расположения земельного участка,

у с т а н о в и л:

Пантелеева Ю.Н. обратилась в суд с иском к Администрации г.о. Павловский Посад Московской области об установлении факта расположения земельного участка относительно защитной зоны памятника культурного наследия.

В обоснование требований указала, что ей, Пантелеевой Ю.Н. на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит по праву собственности земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

В целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства Пантелеева Ю.Н. обратилась с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащий ей по праву собственности земельный участок, предоставив градостроительный план земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. Павлово Посадского района Московской области принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на то, что проектируемый объект располагается в пределах 200-метровой защитной зоны объекта культуры. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. Павлово-Посадского района Пантелеевой Ю.Н. повторно отказано в приеме уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства индивидуального жилого дома. Согласно сведениям ЕГРН какие-либо ограничения на земельный участок, принадлежащий истцу по праву собственности, не зарегистрированы. Сведения ЕГРН о территории памятника культурного наследия и его защитной зоне, не содержат.

Заявитель, Пантелеева Ю.Н. с учетом уточнений по результатам проведенной по делу землеустроительной экспертизы, ссылаясь на ст. ст. 7,40 ЗК РФ, ст. 263 ГК РФ, Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» просит суд, установить факт расположения земельного участка, расположенного по адресу<адрес>, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства на расстоянии <данные изъяты> до внешних границ земельного участка кадастровый в пределах которого расположен памятник «<данные изъяты>».

В судебном заседании истец, Панелеева Ю.Н. и ее представитель по доверенности Чернова Ю.В., исковые требования и их обоснование поддержали, дали объяснения, аналогичные изложенному в иске.

Представитель Администрации г.о.Павловский Посад Московской области по доверенности В.П. Бичукова исковые требования не признала представила суду письменный отзыв, в котором указала что, поскольку по сведениям Главного управления культурного наследия Московской области границы территории и зон охраны памятника культуры «<данные изъяты>.» не разработаны и не утверждены, защитная зона данного объекта культуры в силу ст. 34.1. Федерального закона № 73-ФЗ устанавливается на расстоянии 200-м от линии внешней стены памятника. Отсутствие сведений в ЕГРН о нахождении спорного земельного участка в границах защитной зоны объекта культурного наследия не влияет на факт существования защитной зоны объекта культурного наследия в указанных границах, что влечет использование данной территории земельного участка с учетом ограничений, установленных законодательством. Представитель ответчика полагает, что по своей сути заявленные требования истца основаны на несогласии расположения спорного земельного участка в 200 метровой защитной зоне объекта культурного наследия, что предусматривает наличие спора о праве.

Представитель третьего лица Главного управления культурного наследия Московской области, извещенный о дате и времени судебного разбирательства в суд не явился, представил суду письменные объяснения, в которых указал, что Главное управление культурного наследия Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенцией, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. «<данные изъяты>» принята под государственную охрану в соответствии с постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка памятников истории и культуры». В настоящий момент на спорный земельный участок распространяется 200-метровая защитная зона памятника культурного наследия, что свидетельствует, что использование спорного земельного участка не должно противоречить ст. 34.1. Федерального закона № 73-ФЗ.

Выслушав, участвующих в деле лиц исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела Пантелеевой Ю.Н. на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ по праву собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с п. 2 ст. 40 ЗК РФ, ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своём земельном участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Из п. 2 ст. 7 ЗК РФ следует, что земли используются в соответствии с установленными для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются с федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

При указанных обстоятельствах земельный участок, принадлежащий истцу, может использоваться для возведения жилого дома, поскольку возведение жилого дома на земельном участке, с видом разрешенного использования - личного подсобного хозяйства является реализацией установленного для земельного участка разрешенного использования.

Согласно ч. 13 ст. 51.1 ГрК РФ получение застройщиком уведомления о соответствии дает ему право осуществлять строительство или реконструкцию объекта ИЖС в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение 10 лет со дня направления застройщиком такого уведомления.

Согласно ч. 3 ст. 4 ГрК РФ к градостроительным отношениям применяется, в том числе законодательство об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, ели данные правоотношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. Павлово Посадского района Московской области принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на то, что проектируемый объект располагается в пределах 200-метровой защитной зоны объекта культурного наследия «<данные изъяты>.».

ДД.ММ.ГГГГ за номером Администрация г.о. Павлово Посадского района Московской области уведомило Пантелееву Ю.Н. об отказе в приеме уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомления об изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Как следует из материалов дела «<данные изъяты>.», расположенная по адресу: <адрес> принята под государственную охрану в соответствии с Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с присвоением регистрационного номера .

Согласно данным ЕГРН какие-либо ограничения на земельный участок, принадлежащий истцу по праву собственности, не зарегистрированы.

Между тем, суд принимает во внимание, что отсутствие в ЕГРН сведений о границах территории объекта культурного наследия не влияет на факт существования защитной зоны объекта культурного наследия.

В силу ст. 3.1. Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. Границы территории объекта культурного наследия определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», законом <данные изъяты>-ОЗ «Об объектах культурного наследия в <данные изъяты>» и Положением о Главном управлении культурного наследия <данные изъяты>, утвержденным постановлением Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление является центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <данные изъяты> в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и, реализующим государственную политику в указанной сфере

Согласно объяснениям Главного управления культурного наследия <данные изъяты> границы территории памятника культурного наследия «<данные изъяты> в установленном порядке не утверждены.

Защитные зоны объектов культурного наследия, в пределах которых запрещено строительство, установлены ст. 34.1. Закона № 73-ФЗ.

В соответствии с частями 3 и 4 ст. 34.1. Закона № 73-ФЗ границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней сены памятника.

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленного суду заключения эксперта , проведенного на основании определения суда, исследуемый объект – памятник культурного наследия «<данные изъяты>.» расположенный по адресу: <адрес>, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером , границы которого установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Согласно построениям, представленным на чертеже к заключению эксперта, расстояние от внешних границ земельного участка с кадастровым номером в пределах которого расположена «<адрес>.», до внешних границ земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего по праву собственности Пантелеевой Ю.Н. и на котором планируется строительство объекта индивидуального жилищного строительства, составляет <данные изъяты>. до <данные изъяты>.

Выводы судебной землеустроительной экспертизы сделаны в категоричной форме. По мнению суда, заключение судебной экспертизы является полным и ясным, у суда отсутствуют основания для иного толкования его выводов, в виду отсутствия противоречий в выводах эксперта.

Изучив заключение эксперта, суд находит его полным и объективным, на поставленные вопросы экспертом даны ответы, которые основаны на всестороннем исследовании и изучении материалов дела в связи с чем каких-либо оснований не доверять выводам эксперта или относиться к ним критически у суда не имеется.

В соответствии с положениями ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В соответствии с положениями Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

В силу требований, предъявляемых к экспертному заключению в порядке статьи 25 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в проведенном по результатам исследования заключении эксперта или комиссии экспертов в обязательном порядке должны быть отражены:

время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы;

сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;

сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;

предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;

объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;

сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;

оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. Экспертное заключение должно иметь подписи эксперта или комиссии экспертов, а также удостоверено печатью государственного судебно-экспертного учреждения.

Данный перечень является исчерпывающим, иных обязательных требований к экспертному заключению в указанном законе, а также иных нормативных правовых актах не содержится.

Таким образом, заключения судебной экспертизы оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Представитель истца и представитель ответчика против выводов судебной экспертизы не возражали.

У суда нет оснований не доверять этому заключению, так как экспертное заключение содержит подробную исследовательскую часть, на которой базируются выводы оценщика, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение.

В соответствии с частью 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Согласно частям 3 и 4 этой же статьи суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Поскольку местоположение территории памятника «<данные изъяты>.» и его защитной зоны в ЕГРН не внесены, требование истца об установлении факта расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства на расстоянии <данные изъяты> до внешних границ земельного участка кадастровый номер в пределах которого расположен памятник «<данные изъяты>», направлены на устранение неопределенности в определении месторасположения проектируемого жилого дома, поскольку проектируемый объект строительства может быть в любой части земельного участка, в том числе и соблюдением расстояния защитной зоны до объекта культурного наследия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Пантелеевой Юлии Николаевны удовлетворить:

Установить факт расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, на расстоянии <данные изъяты> до <данные изъяты> от внешних границ земельного участка с кадастровым номером в пределах которого расположена <данные изъяты>г.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца.

Председательствующий С.У. Ванеев