ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-368/20 от 08.06.2020 Шарьинского районного суда (Костромская область)

Дело № 2- 368/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 июня 2020 года

Шарьинский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Гуманец О.В.

с участием помощника Шарьинского межрайонного прокурора Вестниковой Т.О.

при секретаре Долгодворовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарьинского межрайонного прокурора, обратившегося в интересах неопределённого круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению «Шарьинский КЦСОН» о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения в здании учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Шарьинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению «Шарьинский КЦСОН», в котором просит: обязать областное государственное бюджетное учреждение «Шарьинский комплексный центр социального обслуживания населения» в срок до 31.09.2020 устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, а именно: установить систему видеонаблюдения в здании учреждения по адресу: ул. Кооперативная, д.4, пос. Ветлужский, г.Шарья, Костромская область.

В обоснование иска указал, что Шарьинской межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры Костромской области проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в областном государственном бюджетном учреждении «Шарьинский комплексный центр социального обслуживания населения», расположенном по адресу: Костромская область, Шарьинский район, г. Шарья, <...>.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Статьей 5 Федерального закона №35-ФЗ установлены организационные основы противодействия терроризму.

Согласно п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона №35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 №410 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Согласно п.4, 14 Постановления Правительства РФ №410, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование.

В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с установленной категорией разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности с указанием срока реализации указанных мероприятий, который не может превышать 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

На основании п. 17 Постановления Правительства РФ №410, на объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 15 настоящих требований, осуществляется, в том числе, мероприятие по оснащению объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечению охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Проверкой установлено, что ОГБУ «Шарьинский КЦСОН», расположенное по вышеуказанному адресу, является объектом социального обслуживания, предоставляющего социальные услуги в полустационарной форме или в стационарной форме (п. 10 Устава ОГБУ «Шарьинский КЦСОН», утв. приказом директора Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области № 402 от 30.07.2015).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 410, межведомственной комиссией по обследованию и категорированию ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» проведено обследование ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» на предмет состояния его антитеррористической защищенности, по результатам которого составлен акт обследования от 29.05.2017, разработан план мероприятий по антитеррористической защищенности ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» от 01.06.2017. На основании акта обследования и категорирования 01.06.2017 разработан паспорт безопасности ОГБУ «Шарьинский КЦСОН», согласно которому учреждению присвоена первая категория опасности.

Согласно плану мероприятий по антитеррористической защищенности ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» от 01.06.2017 в качестве одного из мероприятий по антитеррористической защищенности указана установка видеонаблюдения со сроком реализации 3 квартал и финансовыми затратами 50000 рублей. Аналогичное мероприятие по антитеррористической защищенности ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» включено в план по антитеррористической защищенности ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» на 2020 год.

Вместе с тем, до настоящего времени здание ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» не оборудовано системой видеонаблюдения, что свидетельствует о невыполнении ответственными лицами ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» плана необходимых мероприятий по антитеррористической защищенности.

В связи с выявленными нарушениями 02.03.2020 Шарьинской межрайонной прокуратурой в адрес директора ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» вносилось представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности в части отсутствия системы видеонаблюдения в ОГБУ «Шарьинский КЦСОН», но по результатам рассмотрения представления нарушения не устранены.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ №410 предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно п.18 Устава ОГБУ «Шарьинский КЦСОН, организация (ОГБУ «Шарьинский КЦСОН) самостоятельно осуществляет свою деятельность в пределах, определяемых законодательством Российской Федерации, Костромской области и настоящим Уставом.

В силу п.п.1,2 п.23 Устава ОГБУ «Шарьинский КЦСОН», организация обязана: соблюдать права человека и гражданина; обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность получателей социальных услуг.

В отзыве на исковое заявление представитель Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица указал, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку установка системы видеонаблюдения включена в план антитеррористической защищенности учреждения на 2020 год, в соответствии с договором установка системы видеонаблюдения будет осуществлена в срок до 30.06.2020 года.

В судебном заседании помощник Шарьинского межрайонного прокурора Вестникова Т.О. требование поддержала, просила обязать областное государственное бюджетное учреждение «Шарьинский комплексный центр социального обслуживания населения» в срок до 31.09.2020 устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, а именно: установить систему видеонаблюдения в здании учреждения по адресу: ул. Кооперативная, д.4, пос. Ветлужский, г. Шарья, Костромская область.

Требование поддержала по доводам, указанным в иске.

Представитель ответчика ФИО1 с иском согласилась. Пояснила, что установление системы видеонаблюдения включено в план мероприятий по антитеррористической деятельности на 2 квартал 2020 г. План мероприятий по антитеррористической деятельности был утверждён ещё в 2017 г. и систему видеонаблюдения должны были установить в 3 квартале 2017 г., но из-за отсутствия денежных средств эти мероприятия проведены не были. После получения представления прокурора они начали проводить эти мероприятии во 2 квартале 2020 г. и намерены их завершить в срок до 30. 06.2020 г. Они заключили договор об оказании услуг по монтажу системы видеонаблюдения, перечислены деньги.

Дело рассматривалось в отсутствие представителя третьего лица - Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, просившего о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст.2, 15 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 №410 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

В силу п.2 указанных требований для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, правообладателями которых являются в числе других организации социального обслуживания, находящиеся в ведении государственных органов субъектов Российской Федерации, предоставляющие социальные услуги в полустационарной форме или в стационарной форме.

В соответствии с п.1 Устава областного государственного бюджетного учреждения «Шарьинский комплексный центр социального обслуживания населения» учреждение является некоммерческой организацией социального обслуживания, финансируемой за счет средств бюджета на основании государственного задания, входящей в систему социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.

Согласно п.10 Устава предметом деятельности организации является социальное обслуживание граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев, проживающих на территории Костромской области, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в стационарной, полустационарной формах и на дому.

Таким образом, «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» должны предъявляться и к зданию учреждения ОГБУ «Шарьинский КЦСОН».

В силу п.4, п.6 указанных Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование, комиссией, назначенной решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории).

Согласно п.9 Требований в ходе своей работы комиссия: а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности; б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории); в) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта (территории); г) выявляет потенциально опасные участки и критические элементы объекта (территории), действия в отношении которых могут привести к прекращению нормального функционирования всего объекта (территории) и возникновению чрезвычайной ситуации; д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию; е) определяет мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.

В силу п.14 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с установленной категорией разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности с указанием срока реализации указанных мероприятий, который не может превышать 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

Подпунктом «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов предусмотрено, что на объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным для объектов независимо от его категории (п.15 настоящих требований), осуществляется оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Согласно материалам дела межведомственной комиссией по обследованию и категорированию ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» проведено обследование ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» на предмет состояния его антитеррористической защищенности, по результатам которого составлен акт обследования от 29.05.2017 года (л.д.8-12), разработан план мероприятий по антитеррористической защищенности ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» от 01.06.2017 (л.д.13).

На основании акта обследования и категорирования 01.06.2017 разработан паспорт безопасности ОГБУ «Шарьинский КЦСОН», согласно которому учреждению присвоена первая категория опасности (л.д.14-19).

В соответствии с п.15 плана мероприятий по антитеррористической защищенности ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» от 01.06.2017 была запланирована установка видеонаблюдения со сроком реализации 3 квартал и финансовыми затратами в размере 50000 рублей.

Аналогичное мероприятие по антитеррористической защищенности ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» включено в план по антитеррористической защищенности ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» на 2020 год.

Как установлено в судебном заседании Шарьинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в областном государственном бюджетном учреждении «Шарьинский комплексный центр социального обслуживания населения», расположенном по адресу: Костромская область, Шарьинский район, г. Шарья, <...>, в ходе которой было выявлены нарушения требований к антитеррористической защищенности здания ОГБУ «Шарьинский КЦСОН».

2.03.2020 года прокуратурой в адрес директора ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, которым прокуратура требует установить камеры видеонаблюдения (л.д.21-23).

В ответ на представление прокурора директором ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» был дан ответ, в пункте 2 которого указано, что требования прокуратуры об установлении камер видеонаблюдения приняты к сведению. Данное нарушение будет устранено согласно плану мероприятий по антитеррористической защищенности на 2020 год. Приобретение и установка камер видеонаблюдения запланированы на 3 квартал 2020 года (л.д.24).

До настоящего времени в ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» камеры видеонаблюдения отсутствуют. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении ответственными лицами ОГБУ «Шарьинский КЦСОН» плана необходимых мероприятий по антитеррористической защищенности, утвержденного 1.06.2017 года директором ОГБУ «Шарьинский КЦСОН».

Согласно выписке ЕГРЮЛ от 27.03.2020 года областное государственное бюджетное учреждение «Шарьинский комплексный центр социального обслуживания населения» зарегистрировано в качестве юридического лица 12.02.2009 года.

Согласно п.5 Устава в соответствии с законодательством Российской Федерации организация от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет, выступает истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с п.6 Устава организация отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность пор обязательствам организации несет Главный распорядитель бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что для исполнения требований по установке системы видеонаблюдения в здании учреждения необходимо проведением процедур, связанных с приобретением, установкой и монтажом оборудования, суд считает разумным требование прокурора установить срок для выполнения требований до 31 сентября 2020 года.

На основании изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Доводы, изложенные в возражениях Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, не являются основанием для отказа в иске. На день вынесения решения требования законодательства не исполнены, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Шарьинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Шарьинский комплексный центр социального обслуживания населения» в срок до 31.09.2020 года устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, а именно: установить систему видеонаблюдения в здании учреждения по адресу: ул. Кооперативная д.4 пос. Ветлужский г.Шарья Костромская область.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Шарьинский районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий Гуманец О.В.

Решение вступило в законную силу ___________.