ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-368/20 от 19.02.2020 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-368/2020

64RS0047-01-2019-005805-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2020 года г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Андреевой С.Ю.,

с участием помощника судьи Гамеян В.А.,

с участием представителя истца Шилина Д.В., действующего на основании доверенности от <дата>, сроком на 1 год,

представителя ответчика Ашурковой Е.А., действующей на основании доверенности от <дата>, сроком по <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макарова А.С. и Исмагуловой Н.С. к ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Саратовский», третьи лица: ООО Управляющая компания «Мегаполис-Октябрьский», АО «Саратовгаз», ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» об обязании произвести перерасчет за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) и возмещение затрат,

установил:

Макаров А.С. и Исмагулова Н.С. обратились в суд с иском к ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Саратовский» третьи лица: ООО Управляющая компания «Мегаполис-Октябрьский», АО «Саратовгаз», ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» об обязании произвести перерасчет за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) и возмещение затрат.

Требования мотивированы тем, что Макаров А.С. и Исмагулова Н.С. являются сособственниками <адрес> находящейся в <адрес>.

Управляющей организацией, которая оказывает услуги по техническому обслуживанию данного многоквартирного дома, находящегося по указанному адресу является ООО Управляющая компания «Мегаполис-Октябрьский».

С <дата> договоры по теплоснабжению и горячему водоснабжению заключены напрямую между собственниками жилых помещений в многоквартирном <адрес> с ПАО «Т Плюс».

Начиная с <дата> ПАО «Т Плюс» начало начислять по лицевому счету <адрес> находящейся в <адрес> за коммунальные услуги: по теплоснабжению и горячему водоснабжению.

Согласно платежным документом, за период с <дата> по <дата> ПАО «Т Плюс» ежемесячно начисляло по лицевому счету <адрес>, находящейся в <адрес> за коммунальные услуги: по теплоснабжению и горячему водоснабжению задолженность в общем размере 51 677,62 руб.

Квартира , находящаяся в <адрес> расположена на последнем этаже данного многоквартирного дома, при этом, стены квартиры с 3-х сторон являются фасадным, и не граничат с другими помещения, виду чего в зимний период происходило интенсивное их промерзание, а с 4-ой стороны стена данного жилого помещения граничит с общим неотапливаемым помещением общего пользования – подъезда, ввиду чего, температура в зимний период периодически опускалась ниже +18 градусов.

С учетом изложенного, до установления индивидуального отопления и горячего водоснабжения, собственники <адрес> находящейся в <адрес>, постоянно обращались в ранее существовавшую управляющую организацию данного многоквартирного дома и Жилищную инспекцию, однако, добиться какого-то результата не смогли, поскольку уполномоченные лица, ссылаясь на отсутствие технической возможности, «спускали данный вопрос на тормозах».

При этом, поскольку в многоквартирном <адрес> нижний разлив внутридомовой инженерной системы центрального отопления, а квартира находится на верхнем этаже, фактически система отопления была закольцована на уровне 4-го этаже, то есть техническое решение по переустройству системы отопления не могло затронуть права жильцов других квартир. Даже более того, после установления индивидуального отопления, теплоотдача от <адрес> отношении многоквартирного дома даже увеличилась, за счет более высокой температуры внутри квартиры.

С учетом изложенного, в 2006 году собственниками <адрес> было принято решение перевести её на автономное (индивидуальное) отопление и горячее водоснабжение, что было реализовано и функционирует до настоящего времени, что подтверждается следующими доказательствами:

- заявлением в МУ ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова об установки газового котла, с отметкой о согласовании установки газового котла при наличии проектного решения ОАО «Саратовгаз»;

- заявлением в МУ ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова о внесении изменений отопления в <адрес> для установки газового котла в <адрес>, с отметкой о согласовании;

- рабочем проектом газоснабжения от 2006 года, подготовленным ОАО «Саратовгаз»;

- наря<адрес>, подготовленным ОАО «Саратовгаз»;

- договором подряда от <дата> со сметой, заключенным с ООО «Саратовгазкомплект»;

- товарным чеком, подтверждающим газовое оборудование;

- актом приемки выполненных работ, подготовленным ООО «Саратовгазкомплект»;

- актом приемки законченного строительного объекта газораспределительной системы от <дата>, подготовленным ОАО «Саратовгаз»;

- актом на установку пломб на счетчике учета расхода газа от <дата>, проведенным ООО «Саратовская газовая компания».

- договорами на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования частного домовладения от <дата>, ОТ <дата> и <дата>, заключенными с ОАО «Саратовгаз»;

- актами обследования газового хозяйства населения от <дата>, <дата> и от <дата>, проведенными ООО «Саратовская газовая компания» и ООО «Газпром межрегионгаз Саратов»;

- техническим паспортом жилого помещения <адрес> от <дата>.

С учетом изложенного, согласно представленным документам <адрес> находящаяся в <адрес> переведена на автономное (индивидуальное) отопление и горячее водоснабжение.

Протоколом № б/н от <дата> было принято решение о дополнительном согласовании и подтверждении правомочности устройства индивидуального газового отопления и отключении от внутридомовой инженерной системы центрального отопления <адрес>, произведенного в 2006 году, приобщенный заявлением от <дата> в ООО Управляющая компания «Мегаполис-Октябрьский» с реестром собственников, сообщениями о проведении собрания, документами, подтверждающими извещение собственников, листами их регистрации.

<дата> Макаров А.С. и Исмагулова Н.С. направили в ООО Управляющая компания «Мегаполис» заявления, в которых просили произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение (тепловая энергия и теплоноситель) и отопление за ноябрь-декабрь 2017 года в связи с отсутствием оказания данных услуг.

В ответ на указанные заявления письмом от <дата>, ООО Управляющая компания «Мегаполис-Октябрьский» сообщило, что на основании письма Минстроя -ОД/04 от <дата>, согласно которого определение размера платы за отопление, в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, не предусмотрено. Соответственно, по мнению Минстроя России, плата за коммунальную услугу по отоплению в таком случае должна определяться на общих основаниях. Кроме того, указало, что начисление платы за ГВС производится по нормативу или по показаниям ОДПУ, при отсутствии ИПУ необходимо подтверждать актами отсутствия ГВС в квартире, т.к. можно переоборудовать квартиру или установить ИПУ по учету ГВС.

Ввиду нарушения прав и законных интересов, Макарова А.С. и Исмагуловой Н.С. обратились в Октябрьский районный суд г. Саратова с иском к ООО Управляющая компания «Мегаполис-Октябрьский» о защите прав потребителей (об обязании произвести перерасчет за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) и возмещение затрат).

В рамках указанного искового производства была назначена судебная техническая экспертиза, по результатам которой было установлено, что объем расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном <адрес>, по отношению к <адрес> за период с ноябрь 2017 года по июль 2018 года составил 4 791,08 рублей.

По указанному гражданскому делу по иску Макарова А.С., Исмагуловой Н.С. к ООО Управляющая компания «Мегаполис-Октябрьский», в рамках которого ПАО «Т Плюс» было привлечено в качестве третьего лица, Октябрьским районным судом г. Саратова было утверждено мировое соглашение, по условиям которого:

1) ответчик ООО Управляющая компания «Мегаполис-Октябрьский» обязуется в месячный срок после вступления в законную силу определения суда об утверждении настоящего мирового соглашения:

- произвести по лицевому счету Макарова А.С. перерасчет за коммунальные услуги по горячему водоснабжению (тепловая энергия и теплоноситель) и отоплению, а также пени, начисленные за неоплату данных коммунальных услуг за период с на общую сумму 40 325,92 рублей, путем исключения задолженности по лицевому счету № за коммунальные услуги по горячему водоснабжению (тепловая энергия и теплоноситель) и отопление на общую сумму 35 534,84 руб.,

- выплатить Макарову А.С. компенсацию морального вреда – 2 000 рублей, расходы по оплате судебной экспертизы – 15 000 рублей, по оплате услуг представителя – 5 000 рублей.

После приобщения в материалы дела технического паспорта на жилое помещение <адрес> от <дата>, ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Саратовский» представлен счет по лицевому счету <адрес> находящейся в <адрес> за коммунальные услуги: по теплоснабжению и горячему водоснабжению за февраль 2020 года, согласно которому Ответчиком произведен перерасчёт суммы задолженности за период с <дата> по <дата> на общую сумму в размере 54 548,62 руб., путем исключения данного периода с начислений.

При этом, за период с <дата> по <дата> Ответчик не стал производить перерасчёт задолженности за коммунальные услуги: по теплоснабжению и горячему водоснабжению в сумме 11 359,26 рублей, указав в качестве обоснования, что методика была принята по постановлению Правительства РФ от <дата> «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».

Также, как пояснил представитель Ответчика, начисление за коммунальные услуги: по теплоснабжению и горячему водоснабжению, осуществляются ПАО «Т Плюс» без расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном <адрес>, которые начисляются ООО Управляющая компания «Мегаполис-Октябрьский».

Истцом уточнялись исковые требования, окончательно их сформулировав, истец просит обязать ПАО «Т Плюс» произвести перерасчет за коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, начисленные Макарова А.С. и Исмагуловой Н.С., за неоплату данных коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> в общем размере 11 359,26 рублей, путем исключения задолженности по лицевому счету <адрес> находящейся в <адрес>.

От требований о взыскании с ПАО «Т Плюс» в пользу Макарова А.С. и Исмагуловой Н.С. морального вреда и судебных расходов по оплате услуг представителя, истец отказался и отказ был принят судом.

Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и своевременно.

Представитель истцов Макарова А.С. и Исмагуловой Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ПАО «Т Плюс» в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, просил отказать в их удовлетворении.

Третьи лица: ООО Управляющая компания «Мегаполис-Октябрьский», АО «Саратовгаз», ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и современно, причины неявки суду не известны.

С учетом требований ч. 1 ст. 20 ГК РФ, ст. ст. 117, 118 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева», установлено, что обеспечение прав и законных интересов собственников и пользователей жилых помещений, которые в силу объективных причин были вынуждены установить в принадлежащих им помещениях индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, соблюдая при этом нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, предполагает создание правовых условий, позволяющих учесть при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению факт неиспользования такими лицами тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева принадлежащих им жилых помещений, имея в виду, что такие лица - по смыслу подпункта "д" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов - во всяком случае обязаны поддерживать температуру воздуха в помещении не ниже 12 градусов Цельсия и несут соответствующие расходы, связанные с функционированием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (включая расходы на эксплуатацию самих источников тепловой энергии и на конкретный вид энергетического ресурса).

В то же время необходимо учитывать, что сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Иное, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Необходимость достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, а также соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предполагает такое правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг и расчетом взимаемой за них платы, которое учитывало бы при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению возможность установки собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, индивидуальных квартирных источников тепловой энергии для отопления конкретного помещения и обеспечивало бы при установлении факта неиспользования этими лицами тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева принадлежащих им жилых помещений - если нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены - соразмерное снижение подлежащей внесению ими платы за коммунальную услугу по отоплению, имея в виду возложение на них лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Оплата жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме означает, что в соответствии с утвержденными тарифами граждане и организации обязаны оплатить жилое помещение, а также все виды предоставленных им коммунальных услуг.

Как следует из положений п. 15 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Согласно п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.

Исходя из системного толкования указанных положений, п. 15 ст.14 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», содержит не безусловный законодательный запрет на переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, а лишь с использованием тех квартирных источников тепловой энергии перечень, которых указан в п.44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что потребитель коммунальной услуги обязан оплачивать ее из фактического потребления, а в квартире установлено индивидуальное отопление, что исключает использование коммунальной услуги «теплоснабжение».

Аналогичная норма приведена в статье 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.

Поскольку услуга по горячему водоснабжению (тепловая энергия и теплоноситель) и отоплению <адрес> находящейся в <адрес> ПАО «Т Плюс» не оказана, каких-либо правовых оснований для получения оплаты за отопление не имеется за период с <дата> по <дата> в общем размере 11 359,26 руб.

Представитель ответчика подтвердил, что начисление за коммунальные услуги: по теплоснабжению и горячему водоснабжению, осуществляются ПАО «Т Плюс» без расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном <адрес>, которые начисляются ООО Управляющая компания «Мегаполис-Октябрьский». Кроме того, данное обстоятельство подтверждено платежными квитанциями ООО Управляющая компания «Мегаполис-Октябрьский», представленные представителем истцов на обозрение суда.

По общему правилу объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по отоплению), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Ссылка на отсутствие правового регулирования порядка начисления платы за теплоснабжение помещений с индивидуальной системой отопления и платы за отопление мест общего пользования (на общие домовые нужды), не может служить основанием для возложения на потребителя коммунальной услуги обязанности по ее оплате при отсутствии достоверных доказательств факта оказания такой услуги потребителю, ее качества, объема и стоимости.

Ссылку на письмо Минстроя России от 15 октября 2014 № 22588-ОД/04 «Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах», в котором отражена позиция Минстроя России о внесении платы за коммунальную услугу по отоплению в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, должна определяться на общих основаниях, суд счел несостоятельной, поскольку как отмечено в другом письме Минстроя России от 25 августа 2017 № 30295-ОО/04 «О применении законодательства по вопросам расчета платы за содержание жилья и отопление» письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Перевод квартиры на индивидуальную систему отопления произведен в 2006 году путем согласования рабочего проекта газоснабжения от 2006 года, а также приемки законченного строительного объекта газораспределительной системы от <дата>, уполномоченной организацией – ОАО «Саратовгаз», кроме прочего, данные работы произведены до приятия ФЗ «О теплоснабжении».

В связи с чем повторное получение платы коммунальной услуги отопления приведет к двойной оплате одного и того же ресурса, что является нарушением прав собственников <адрес> находящейся в <адрес>, что в том числе подтверждается техническим паспортом жилого помещения <адрес> от <дата>.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

решил:

Исковые требования Макарова А.С. и Исмагуловой Н.С. к ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Саратовский», третьи лица: ООО Управляющая компания «Мегаполис-Октябрьский», АО «Саратовгаз», ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» об обязании произвести перерасчет за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) и возмещение затрат, удовлетворить.

Обязать ПАО «Т Плюс» произвести перерасчет за коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, начисленные Макарова А.С. и Исмагуловой Н.С., за неоплату данных коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> в общем размере 11 359,26 рублей, путем исключения задолженности по лицевому счету <адрес> находящейся в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2020 года.

Судья С.Ю. Андреева