ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-368/2016 от 06.07.2016 Старополтавского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-368/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Старая Полтавка 06 июля 2016 года

Старополтавский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Старополтавского районного суда Строгановой С.И.,

при секретаре судебного заседания Хвальновой И.А.,

с участием: представителя заявителя администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области по доверенности Кузнецова И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старополтавского районного суда Волгоградской области гражданское дело по заявлению администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь,

УСТАНОВИЛ:

заявитель - администрация Старополтавского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.

В обосновании заявления указывает, что 20 декабря 2006 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица - Производственного сельскохозяйственного кооператива «Еруслан», в связи с его ликвидацией на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Способ прекращения и дата прекращения указаны в пунктах 18, 19 Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в сведениях о юридическом лице, а именно, о Производственном сельскохозяйственном кооперативе «Еруслан» по состоянию на 22 июня 2016 года.

Таким образом, Производственный сельскохозяйственный кооператив «Еруслан» (далее по тексту ПСК «Еруслан») прекратил своё существование как зарегистрированное юридическое лицо с декабря 2006 года.

Из содержания пунктов 35-39 ЕГРЮД конкурсным управляющим по проведению конкурсного производства по делу о банкротстве ПСК «Еруслан» являлся ФИО1.

Однако, по завершению конкурсного производства и признанию ПСК «Еруслан» несостоятельным, конкурсный управляющий уклонился от передачи документов по личному составу ликвидированного юридического лица на хранение в муниципальный архив Старополтавского муниципального района.

Таким образом, конкурсный управляющий ПСК «Еруслан» ФИО1 нарушил положение ч.10 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», которая, в свою очередь, предусматривает следующее: при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

В начале 2007 года в муниципальный архив администрации Старополтавского муниципального района жителем <адрес> были переданы документы ликвидированного ПСК «Еруслан». В целях предотвращения безвозвратной утраты документов по личному составу ликвидированного юридического лица сотрудниками архивного отдела администрации Старополтавского муниципального района были приняты меры по сохранению полученных документов и произведено формирование дел по личному делу составу за период с 1996 - 2003 годы.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов.

Частью 2 данной статьи установлено, что государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования, передающих документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в эти архивы. Включение в указанные списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основании договора. Заявление о включении в указанный список направляется в соответствующий государственный или муниципальный архив и рассматривается экспертно-проверочной комиссией архива, которая принимает решение о включении или невключении негосударственной организации в указанный список.

Критерием служит состав документов, образующихся в деятельности организации, представляющий для общества и государства историческую, научную и культурную ценность.

В случае ликвидации негосударственных организаций конкурсный управляющий или ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны заключить договор о передаче архивных документов с соответствующим государственным или муниципальным архивом.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - Закон об архивном деле) документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, поступают в государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договоров между этими архивами, музеями, библиотеками, организациями Российской академии наук и собственниками указанных документов.

Включение в архивный фонд архивного отдела администрации Старополтавского муниципального района документов по личному составу бывшего ПСК «Еруслан», ввиду отсутствия договора передачи на хранение документов, заключенного между конкурсным управляющим и архивным отделом администрации муниципального района не представляется возможным, кроме как по решению суда о признании движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на нее.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 (физическое лицо) прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения, о чем свидетельствуют сведения указанные в пунктах 15, 16 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 21.06.2016.

Отсутствие в составе архивного фонда архивного отдела администрации Старополтавского муниципального района вышеуказанных документов по личному составу бывшего ПСК «Еруслан» может негативно отразиться на праве пенсионного обеспечения граждан - бывших работниках ПСК «Еруслан», а именно, архивный отдел администрации муниципального района не сможет выдать справку о заработной плате бывшим работникам ПСК «Еруслан» на основании документов, отсутствующих в архивном фонде отдела. Кроме того, отсутствие документов в архиве, подтверждающих заработную плату и трудовой стаж, будет порождать массу гражданских дел по подтверждению трудового стажа, установления периода работы в той или иной должности и так далее.

Заявитель просит признать безхозяйными документы ликвидированного производственного сельскохозяйственного кооператива «Еруслан» и признать право муниципальной собственности муниципального образования - Старополтавский муниципальный район Волгоградской области на документы ликвидированного производственного сельскохозяйственного кооператива «Еруслан».

В судебном заседании представитель заявителя администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области Кузнецов И.П. поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении.

Заинтересованное лицо – глава администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Тимофеев В.Е., надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, заявил ходатайство о рассмотреть гражданского дело в его отсутствие, не возражает против установления данного факта.

Выслушав представителя заявителя изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

В силу ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь от права собственности на которую собственник отказался.

В силу ч.2 ст. 226 ГК РФ, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановки имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно обязан это сделать.

В соответствии с ч. 10 ст. 23 Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсным управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов.

Частью 2 данной статьи установлено, что государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования, передающих документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в эти архивы. Включение в указанные списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основании договора. Заявление о включении в указанный список направляется в соответствующий государственный или муниципальный архив и рассматривается экспертно-проверочной комиссией архива, которая принимает решение о включении или невключении негосударственной организации в указанный список.

Критерием служит состав документов, образующихся в деятельности организации, представляющий для общества и государства историческую, научную и культурную ценность.

В случае ликвидации негосударственных организаций конкурсный управляющий или ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны заключить договор о передаче архивных документов с соответствующим государственным или муниципальным архивом.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - Закон об архивном деле) документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, поступают в государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договоров между этими архивами, музеями, библиотеками, организациями Российской академии наук и собственниками указанных документов.

В судебном заседании установлено, что 20 декабря 2006 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица - Производственного сельскохозяйственного кооператива «Еруслан», в связи с его ликвидацией на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Способ прекращения и дата прекращения указаны в пунктах 18, 19 Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в сведениях о юридическом лице, а именно, о Производственном сельскохозяйственном кооперативе «Еруслан» по состоянию на 22 июня 2016 года.

Таким образом, Производственный сельскохозяйственный кооператив «Еруслан» (далее по тексту ПСК «Еруслан») прекратил своё существование как зарегистрированное юридическое лицо с декабря 2006 года.

Из содержания пунктов 35-39 ЕГРЮД конкурсным управляющим по проведению конкурсного производства по делу о банкротстве ПСК «Еруслан» являлся ФИО1.

Однако, по завершению конкурсного производства и признанию ПСК «Еруслан» несостоятельным, конкурсный управляющий уклонился от передачи документов по личному составу ликвидированного юридического лица на хранение в муниципальный архив Старополтавского муниципального района.

Таким образом, конкурсный управляющий ПСК «Еруслан» ФИО1 нарушил положение ч.10 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», которая, в свою очередь, предусматривает следующее: при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

В начале 2007 года в муниципальный архив администрации Старополтавского муниципального района жителем <адрес> были переданы документы ликвидированного ПСК «Еруслан». В целях предотвращения безвозвратной утраты документов по личному составу ликвидированного юридического лица сотрудниками архивного отдела администрации Старополтавского муниципального района были приняты меры по сохранению полученных документов и произведено формирование дел по личному делу составу за период с 1996 - 2003 годы.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов.

Частью 2 данной статьи установлено, что государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования, передающих документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в эти архивы. Включение в указанные списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основании договора. Заявление о включении в указанный список направляется в соответствующий государственный или муниципальный архив и рассматривается экспертно-проверочной комиссией архива, которая принимает решение о включении или невключении негосударственной организации в указанный список.

Критерием служит состав документов, образующихся в деятельности организации, представляющий для общества и государства историческую, научную и культурную ценность.

В случае ликвидации негосударственных организаций конкурсный управляющий или ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны заключить договор о передаче архивных документов с соответствующим государственным или муниципальным архивом.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - Закон об архивном деле) документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, поступают в государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договоров между этими архивами, музеями, библиотеками, организациями Российской академии наук и собственниками указанных документов.

Включение в архивный фонд архивного отдела администрации Старополтавского муниципального района документов по личному составу бывшего ПСК «Еруслан», ввиду отсутствия договора передачи на хранение документов, заключенного между конкурсным управляющим и архивным отделом администрации муниципального района не представляется возможным, кроме как по решению суда о признании движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на нее.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 (физическое лицо) прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения, о чем свидетельствуют сведения указанные в пунктах 15, 16 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 21.06.2016.

Отсутствие в составе архивного фонда архивного отдела администрации Старополтавского муниципального района вышеуказанных документов по личному составу бывшего ПСК «Еруслан» может негативно отразиться на праве пенсионного обеспечения граждан - бывших работниках ПСК «Еруслан», а именно, архивный отдел администрации муниципального района не сможет выдать справку о заработной плате бывшим работникам ПСК «Еруслан» на основании документов, отсутствующих в архивном фонде отдела. Кроме того, отсутствие документов в архиве, подтверждающих заработную плату и трудовой стаж, будет порождать массу гражданских дел по подтверждению трудового стажа, установления периода работы в той или иной должности и так далее.

За указанный период правообладатель бесхозяйного имущества не установлен, ограничения (обременения) права, правопритязания, заявленные в судебном порядке права требования не установлены.

Указанные обстоятельства подтверждаются: выписками из Единого государственного реестра прав по состоянию на 22.06.2016.

Иные собственники неизвестны, никто своих прав на данный объект не заявил. Спор о праве отсутствует.

Поскольку отсутствие документов в архиве, подтверждающих заработную плату и трудовой стаж, будет порождать массу гражданских дел по подтверждению трудового стажа, суд считает возможным в соответствии со ст. 293 ГПК РФ удовлетворить заявленные требования о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

заявление администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - удовлетворить.

Признать безхозяйными следующие документы ликвидированного производственного сельскохозяйственного кооператива «Еруслан» и признать право муниципальной собственности муниципального образования - Старополтавский муниципальный район Волгоградской области на следующие документы ликвидированного производственного сельскохозяйственного кооператива «Еруслан»:

№п/п

Заголовок дела

Даты

Количестволистов

Книга приказов и распоряжений ПСК «Еруслан»

Протоколы заседаний правления и общих собраний ПСК « Еруслан» и выписки из них

Ведомости начисления заработной платы ПСК «Еруслан»

январь – июнь 1997

Ведомости начисления заработной платы ПСК «Еруслан»

июль – декабрь 1997

Накопительная ведомость ПСК «Еруслан» за 1997 год

Книга приказов и распоряжений ПСК «Еруслан» за март 1998г.- февраль 2000г.

Ведомости начисления заработной платы ПСК «Еруслан»

январь-сентябрь 1998

Ведомости начисления заработной платы ПСК «Еруслан»

октябрь 1998-декабрь 1999

Накопительная ведомость ПСК «Еруслан» за 1998 год

Накопительная ведомость ПСК «Еруслан» за 1999 год

Книга распоряжений ПСК «Еруслан»

Ведомости начисления заработной платы ПСК «Еруслан»

Накопительная ведомость ПСК «Еруслан» за 2000 год

Ведомости начисления заработной платы ПСК «Еруслан»

Накопительная ведомость ПСК «Еруслан» за 2001 год

Книга распоряжений по личному составу ПСК «Еруслан»

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Старополтавский районный суд Волгоградской области.

Судья С.И. Строганова