ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-368/2017 от 16.05.2017 Томского районного суда (Томская область)

Дело № 2-368/2017

РЕ Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2017 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего-судьи Томского районного суда Стереховой С.А.,

при секретаре Бондаревой Е.Е.,

с участием:

представителя истца ФИО1,

представителя третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело №2-368/2017 по исковому заявлению ФИО3 к ФИО4, ФИО5 об устранении кадастровой ошибки, признании описаний земельных участков с кадастровыми номерами и недействительными с указанием об исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений об описании местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами и

установил:

ФИО3 обратился в суд с иском к ФИО4, ФИО5 об устранении реестровой ошибки в сведениях единого государственного реестра недвижимости в части определения координат характерных точек границ земельных участков и поворотных точек на местности, исключении из сведений единого государственного реестра недвижимости сведений об описании местоположения границ и поворотных точек на местности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: , по адресу: по адресу:

В обоснование требований в иске указал, что является собственником земельного участка по адресу: кадастровый , что подтверждается государственным актом Согласно Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

С целью установить координаты характерных точек границ земельного участка по адресу: кадастровый номер , так как они не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, были выполнены кадастровые работы, при проведении которых выявилась кадастровая (реестровая) ошибка в расположении земельного участка по адресу: , кадастровый номер и земельного участка по адресу: кадастровый номер . Месторасположение и координаты данных земельных участков установлены с ненормативной точностью и не соответствуют их фактическому расположению. В результате чего произошло наложение границ данных земельных участков на принадлежащий ему (истцу) земельный участок. Он обращался к ФИО5 и ФИО4 с просьбой исправить ошибку в местоположении границ принадлежащих им земельных участков, ФИО5 согласился исправить ошибку. Был подготовлен межевой план ООО «Геодезия» от и сдан в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области. Но, в связи с пересечением границ земельных участков, было приостановлено осуществление кадастрового учета, что подтверждается решением от . . А в дальнейшем, согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В ходе устной консультации в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области было рекомендовано обращаться в суд, для того чтобы исключить сведения из единого государственного реестра недвижимости об описании местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами и

В ходе рассмотрения дела ФИО3 в лице представителя ФИО1 требования увеличил, просил признать недействительным описание земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: изготовленное ОГУП «ТОЦТИ», признать недействительным описание земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: , изготовленное ООО «Абрис», указать, что решение суда является основанием для исключения из единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами и

Истец ФИО3 уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил представителя.

Представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности от , сроком действия , в судебном заседании исковые требования ФИО3 поддержала полностью по основаниям, указанным в иске. В письменных пояснениях и в судебном заседании указала, что согласно заключению эксперта имеется реестровая ошибка в сведениях единого государственного реестра недвижимости в расположении земельных участков по адресу: кадастровый и кадастровый . Реестровая ошибка - это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами, то есть реестровая ошибка - это любая ошибка, содержащаяся в документе, на основе которого вносились, изменялись сведения государственного реестра недвижимости. Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером внесены в ЕГРН на основании описания земельного участка от ОГУП «ТОЦТИ» по Томскому району, координаты поворотных точек определены на основании картографического материала, содержащегося в данном описании, что подтверждается информационными письмами от . , от . . Экспертизой установлено, что в разделе «Описание границ» от ОГУП «ТОЦТИ» описание местоположения границ земельного участка не соответствует фактическим границам, а именно границы смещены восточнее на расстояние 20,5 метров и выдвинута фактическая граница в сторону мест общего пользования . Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером внесены в единый государственный реестр недвижимости на основании описания земельного участка от ООО «Абрис», координаты поворотных точек определены на основании картографического материала, содержащегося в данном описании, что также подтверждается информационными письмами. Экспертизой установлено, что описание земельного участка от ООО «Абрис» границ также не соответствует фактическим границам, чертеж неверно сориентирован относительно сторон света, границы смещены восточнее на расстояние 20,5 метров. Произошло наложение границ земельных участков ответчиков на границы земельного участка истца, что подтверждается заключением эксперта , вследствие чего нарушены права истца. Действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения. Истец обращался к ответчикам и пытался во внесудебном порядке исправить реестровую ошибку, которую в силу п.4 ч.2, ч.4 ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ вправе исправить только собственник земельного участка. ФИО5 было подано заявление и межевой план, но из-за наложения границ на последующий земельный участок, было отказано.

Ответчики ФИО5, ФИО4 надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Ходатайств об отложении не заявлено.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В письменных пояснениях ФИО4 указал, что он и ФИО5 являются ненадлежащими ответчиками. ФИО3 в обоснование своих требований приводит данные межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО7, в частности заключение о том, что в ходе кадастровых работ произошло наложение земельного участка с кадастровым номером на земельные участки с кадастровыми номерами , заключение эксперта , ссылается на письма от , от , и бездоказательно утверждает о досудебном урегулировании спора и об его отказе от согласования границ земельного участка. Полагал, что истец не указал, какие действия ответчиков нарушили его право собственности, и не представил доказательств реальной угрозы. В иске не указано, какие именно сведения об описании местоположения границ нужно исключить: план (чертеж, схему) земельного участка, номера точек, дирекционные углы, координаты и т.д. Указал, что на земельный участок с кадастровым номером имеется Государственный акт на право собственности , ФИО3 вменено в обязанность (п. 2 постановления от ) обеспечить: постановку земельного участка на государственный кадастровый учет; регистрацию права собственности в Управлении федеральной регистрационной службы по Томской области. Земельному участку присвоен государственный кадастровый номер. Однако право собственности на земельный участок ФИО3 в ЕГРН не зарегистрировано, сведения о правообладателе отсутствуют, границы земельного участка не установлены, комплекс работ по межеванию не проводился. Земельный участок с кадастровым номером (далее - «земельный участок 103») принадлежит ему (ФИО4) на праве собственности с , что подтверждается Государственным актом . земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, имеет статус ранее учтенный, получено свидетельство о государственной регистрации права. Сведения разделов 3.1 и 3.2 из реестра недвижимости (по выписке от ) не соответствуют данным из Описания земельного участка от , то есть он не инициировал внесение каких-либо изменений в Единый государственный реестр недвижимости. «Ошибочные» сведения о характерных точках земельного участка внесены в Единый государственный реестр неизвестно когда, и без его ведома. Он не совершал никаких действий, нарушающих право собственности ФИО3 на земельный участок. Доказательствами отсутствия виновных действий в землепользовании служат акт проверки от , составленный Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, а также заключение эксперта ФИО8 за от , которым установлено: «Описание смежных земельных участков указано верно». Между земельными участками ФИО3 и ФИО4 установлен забор, который ни одной из сторон не переносился более . Он не препятствует межеванию истца и не выражает какого-либо несогласия с границами земельного участка ФИО3, который к нему за согласованием границ своего земельного участка не обращался, а также не обращался в орган регистрации прав с заявлением (межевым планом) об уточнении границ земельного участка или об исправлении реестровой ошибки, что позволяет говорить об отсутствии для истца реальной угрозы нарушения права собственности или законного владения. Заявления ФИО3 от в ФГБУ «ФКП Росреестра» и в Управление Росреестра по Томской области об исправлении реестровой ошибки не свидетельствуют о надлежащем обращении. Как следует из совокупности положений закона, уточнение описания местоположения границ земельного участка и/или исправление реестровой/технической ошибки при согласии всех заинтересованных правообладателей земельных участков осуществляется в рамках административной процедуры. Он согласен с тем, что имеется наложение границ земельных участков. Но обращение ФИО3 сразу в суд приведет к появлению и неоправданному возложению судебных расходов на ответчиков. Указал, что Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 утвержден Порядок изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, согласно пунктам 1 и 2 которого, при выявлении органом регистрации прав реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков должностное лицо, выявившее такую ошибку, готовит протокол выявления реестровой ошибки и проект решения о необходимости устранения реестровой ошибки. В протоколе должны быть указаны данные, например: выявленный источник ошибки; значения координат характерных точек границ земельного участка, в которых выявлена реестровая ошибка; значения координат характерных точек границ земельного участка, предлагаемые органом регистрации прав для исправления реестровой ошибки; содержащиеся в кадастре недвижимости сведения о лице, подготовившем документ, на основании которого в сведения кадастра недвижимости была внесена данная реестровая ошибка; заключение, в котором в зависимости от результатов определения значений координат характерных точек границ земельного участка, предлагаемых органом регистрации прав для исправления реестровой ошибки, и величины изменения значения площади земельного участка, сведения о которой содержатся в кадастре недвижимости, по отношению к значению площади, определенной с учетом значений таких координат, приводится обоснование о наличии или отсутствии у органа регистрации прав оснований для устранения выявленной реестровой ошибки в сведениях кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка. Таким образом, законодательством РФ предусмотрен административный порядок уточнения границ земельного участка и/или устранения технической/реестровой ошибки без обращения в суд при условии отсутствия спора о праве или спора об установлении границ. В данном деле отсутствуют основания полагать, что рассматривается спор о праве, об установлении границ, о нарушении прав владения, пользования и/или распоряжения и т.п. Поэтому обращение истца за согласованием границ и в орган регистрации прав с пакетом необходимых документов является обязательной процедурой. Отметил, что точное наименование и перечисление документов, приведенных в законе, в которых содержится ошибка, не позволяет отнести Описание земельного участка ФИО4 от ни к «межевому плану», ни к «документам, направленным или представленным в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия». Межевые планы, выполненные в соответствие с требованиями статьи 22 ФЗ № 218-ФЗ, в кадастровых делах земельных участков с кадастровыми номерами : и отсутствуют. А потому точное выявление источника реестровой ошибки важно для определения конкретного виновника, наложения ответственности на него и возможной компенсации ущерба. Нельзя рассматривать данную ситуацию с наложением границ земельных участков, как реестровую ошибку в силу отсутствия документального источника такой ошибки, например, межевого плана. Межевые планы, выполненные в соответствие с требованиями статьи 22 закона № 218-ФЗ, в кадастровых делах земельных участков отсутствуют. Описание принадлежащего ему земельного участка изготовлено в соответствии с требованиями к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденными Приказом Росземкадастра № П/327 от 02.10.2002, где отсутствуют какие-либо ошибочные сведения, воспроизведенные в реестре недвижимости. Ссылаясь на ч.7 ст.61 ФЗ № 218-ФЗ отметил, что площадь земельного участка истца по межевому плану от увеличивается более чем на пять процентов - на 76 кв.м (было ). Данный межевой план содержит неустранимые нарушения, акт согласования относится к земельному участку с кадастровым номером , площадью кв.м, и не может служить доказательством его отказа от согласования уточненных границ. Представленное в ходе рассмотрения дела исправление от кадастрового инженера от не решает вопроса надлежащего согласования границ земельного участка смежными землепользователями. Согласование границ земельного участка со стороны Администрации Заречного сельского поселения в лице самого же ФИО3, являющегося Главой Администрации этого же сельского поселения и собственником согласуемого участка, противоречит ч. 4 ст. 39 закона № 221-ФЗ, ч.4.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», влечет конфликт интересов, указанный в ст.10 Федерального закона от 25. 12.2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». При этом Администрация Заречного сельского поселения и «второй смежный сосед», чьи законные права затрагиваются в ходе рассмотрения настоящего дела, в качестве заинтересованных лиц или ответчиков к рассмотрению настоящего дела не привлекались.

Иск ФИО3 не о праве, так как требования об установлении границ своего земельного участка истец не заявляет, фактические границы смежных земельных участков сохранились неизменными. Полагал, что у ФИО3 не утрачено право на подачу в орган регистрации права заявления об уточнении местоположения границ земельного участка и надлежаще составленного межевого плана. В связи с переходом на новый программный продукт, разработанный Росреестром «АИС ГКН», с (приказ ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Томской области от 03.06.2010 № 57-П) в кадастровом районе «Томский» стала использоваться местная система координат МСК-70, что, по его мнению, повлияло на изменение уникальных характеристик земельных участков.

Представитель третьего лица ФИО2, действующая на основании доверенности от , сроком действия до , в письменном отзыве и пояснениях указала, что орган регистрационного учета не может быть привлечен в качестве ответчика к рассмотрению настоящего спора, поскольку не затрагивает прав и законных интересов истца, не состоит в имущественных, материально-правовых отношениях с истцом. Сущность настоящего спора подразумевает спор о праве, заинтересованными лицами по которому выступают правообладатели спорных объектов недвижимости. Для обеспечения исполнимости судебного акта, принятого по делу, суд в резолютивной части судебного акта применяет правовые последствия удовлетворения требований - указывает, что решение суда является основанием органу регистрационного учёта для внесения соответствующих изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости. Сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами и внесены в Государственный кадастр недвижимости на основании Описаний земельных участков . Таким образом, необходимо признавать недействительными результаты межевания земельных участков (то есть документы, в соответствии с которыми осуществлялся учёт), просить исключить сведения о местоположении границ земельных участков из ЕГРН.

Представитель ответчика полагает, что ошибка в сведениях о местоположении границ земельных участков и возникла по вине ФГБУ «ФКП Росреестра», поскольку учреждением было осуществлено присвоение координат указанным земельным участкам, однако это не соответствует действительности. В соответствии с законодательством, действующим в период перехода на ведение Государственного кадастра недвижимости в общей координатной системе МСК 70 Геодезической основой государственного кадастра недвижимости являются государственная геодезическая сеть, создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения. Картографической основой государственного кадастра недвижимости являются карты, планы, требования к которым определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Карты, планы, являющиеся картографической основой кадастра, подлежат обновлению в соответствии с требованиями к периодичности их обновления, установленными органом нормативно правового регулирования в сфере кадастровых отношений, но не реже чем один раз в десять лет. Геодезическая и картографическая основы кадастра создаются и обновляются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" и частью 2 настоящей статьи. При этом соответствующие сведения о геодезической и картографической основах кадастра, полученные в результате выполнения работ по созданию новых или по обновлению существующих геодезической и картографической основ кадастра, в том числе, по созданию новых или по восстановлению утраченных пунктов государственной геодезической сети, опорных межевых сетей, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании подготовленных в результате выполнения указанных работ документов. Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат. Местные системы координат в отношении кадастровых округов устанавливаются органом кадастрового учета в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.

В целях выполнения федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного кадастрового учета объектов недвижимости (2002-2008), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 № 560, в соответствии с Приказом Роснедвижимости от 13.10.2008 № П/0371 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области был осуществлен переход на ведение государственного кадастра недвижимости (ГКН) в централизованной автоматизированной информационной системе (АИС ГКН) с использованием местной системы координат (МСК 70). Переход в АИС ГКН из программного комплекса «Геополис-2004» осуществлялся без внесения изменений в сведения о местоположении границ земельных участков посредством ключа пересчета координат. При внесении графического изображения в любой программный комплекс, созданный для ведения ГКН, у поворотных точек границ земельного участка автоматически определяются координаты.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с п.4.1 ст.16 Федерального законам N 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10 - 21 ч.2 ст.27 упомянутого Федерального закона, сведений об объекте недвижимости.

На основании ст.8 данного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории) (ст. 14 Федерального закона).

В судебном заседании установлено, что собственником земельного участка общей площадью кв.м., с кадастровым номером , категория земель: расположенного по адресу: является ФИО3. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (государственный акт на право собственности на землю , выписка из Единого государственного реестра недвижимости от , кадастровый паспорт земельного участка от , постановление -з от «Об изменении целевого использования земельного участка ФИО3», кадастровое дело земельного участка ).

Земельный участок общей площадью кв.м., с кадастровым номером , категория земель: расположенный по адресу: , принадлежит на праве собственности ФИО5. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, имеет статус «ранее учтенный», сведения о местоположении границ земельного участка внесены на основании описания земельного участка с кадастровым номером , выполненного (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от , выписка из единого государственного реестра недвижимости от , кадастровое дело земельного участка ).

В материалы дела представлено описание земельного участка с кадастровым номером , выполненное ООО «Абрис», кадастровый инженер ФИО9

Земельный участок, общей площадью кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: , находится в собственности ФИО4. Данный земельный участок имеет статус «ранее учтенный», сведения о местоположении границ земельного участка внесены на основании описания земельного участка с кадастровым номером, выполненного (свидетельство о государственной регистрации права от , государственный акт на право собственности на землю ,выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от , выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от , выписка из единого государственного реестра недвижимости от , кадастровое дело земельного участка ).

В материалы дела представлено описание земельного участка с кадастровым номером , выполненное ОГУП «ТОЦТИ» по Томскому району, кадастровый инженер ФИО10

В соответствии с п. 1 ст.43 Федерального закона № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (п.2 ст.43 Закона).

Согласно ст.39 Федерального закона от 21.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.

В соответствии с ч.3 статьи 39 закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (части 1,2 статьи 40 указанного закона).

В соответствии с п.2 ст.40 названного Закона местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (п.3 ст.40 Закона).

Таким образом, в силу приведенных положений закона, установление местоположения границ земельного участка, изменение сведений о границах земельных участков, в том числе с изменением конфигурации земельного участка, должно проходить процедуру согласования со смежными землепользователями, собственниками земельных участков.

В силу п.2 ч.1 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Согласно положениям ст.ст.55, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как следует из содержания иска и пояснений стороны истца, сведения о границах земельного участка невозможно внести в ЕГРН в связи с пересечением границ земельного участка истца по фактическому землепользованию с границами земельных участков ответчиков по сведениям ЕГРН.

Из заключения кадастрового инженера, изложенного в представленном в материалы дела межевом плане от , следует, что имеется наложение земельного участка с кадастровым номером на земельные участки с кадастровыми номерами и При уточнении земельного участка с кадастровым номером выявлена реестровая ошибка, заключающаяся в том, что расположение смежных земельных участков с кадастровыми номерами и по сведениям ГКН не соответствуют их фактическому местоположению.

По заключению эксперта от земельные участки с кадастровыми номерами и являются смежными. Сведения об описании местоположения границ по результатам межевания земельных участков с кадастровыми номерами , и по сведениям ЕГРН не соответствуют фактическому местоположению границ земельного участка, смещены восточнее на расстояние порядка 20,5 м. По координатам, сведения о которых содержатся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером накладывается на фактические границы земельных участков с кадастровыми номерами и . По координатам, сведения о которых содержатся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером накладывается на фактические границы земельного участка с кадастровым номерам . В сведениях ЕГРН содержится реестровая ошибка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , которая заключается в том, что местоположение данных земельный участков не соответствует их фактическому положению на местности.

Факт того, что границы земельных участков с кадастровыми номерами , по фактическому землепользованию не соответствуют сведениям о границах данных земельных участков, содержащихся в ЕГРН, а также то, что границы указанных земельных участков по сведениям ЕГРН пересекают границы земельного участка истца по фактическому землепользованию, подтвердили в судебном заседании ответчик ФИО5, в письменных пояснениях ответчик ФИО4

В соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Из пояснений эксперта ФИО8, данных в судебном заседании следует, что в оспариваемых описаниях земельных участков от , в том числе и схемах, расположение земельных участков указано неверно, со смещением на восток. Изображены на местности земельные участки с кадастровыми номерами , неверно, что явилось основанием для внесением ошибочных сведений о координатах поворотных точек границ земельных участков в сведения ЕГРН при переходе в систему МСК70. В настоящее время в сведениях ЕГРН в отношении названных земельных участков имеется кадастровая ошибка, выраженная в несоответствии сведений о границах земельных участков в ЕГРН фактическому положению границ на местности.

Как следует из писем от , от , исправить реестровую ошибку в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами , на основании представленных документов невозможно, так как сведения о местоположении границ данных земельных участков внесены на основании описаний, с ненормативной точностью, координаты определены по картографическому материалу масштаба 1:10000. Выявить наличие реестровой ошибки может кадастровый инженер. В силу ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с заявлением о государственном учете изменений основных характеристик земельного участка вправе обратиться собственник такого земельного участка. Сведения о местоположении земельных участков с кадастровыми номерами , внесены на основании описаний земельных участков соответственно от , подготовленного ООО «Абрис» и от , подготовленного ОГУП «ТОЦТИ».

При таких обстоятельствах, оценив в соответствии с требованиями закона все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в сведениях ЕГРН имеется реестровая ошибка в сведениях о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами , . Учитывая, что сведения в государственный кадастр недвижимости внесены в годах на основании описаний земельных участков, суд полагает возможным признать недействительными описания земельных участков с кадастровым номером расположенного по адресу: , изготовленное ОГУП «ТОЦТИ», и с кадастровым номером , расположенного по адресу: , изготовленное ООО «Абрис».

Утверждение стороны ответчика ФИО4 о том, что не исполнен досудебный порядок урегулирования спора, не может быть признано обоснованным. Нормами действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора по заявленным истцом требованиям.

Кроме того, суд принимает во внимание, что границы земельного участка истца ответчиком ФИО4 не согласованы, тогда как в газету «Красное знамя» от () была дана публикация о собрании заинтересованных лиц по поводу согласования местоположения границ земельного участка. Истец также указывал на обращение к ФИО4 с просьбой согласовать границы земельных участков.

В силу положений ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с заявлением о государственном учете изменений основных характеристик земельного участка, к которым относятся координаты характерных точек границ земельных участков, то есть местоположение границ земельного участка, вправе обратиться собственник такого земельного участка.

Доказательств того, что ФИО4 обращался в орган кадастрового учета с заявлением об изменении местоположения границ принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, стороной ответчика не представлено.

Из приведенных выше положений закона, и представленных доказательств, суд усматривает, что права истца, вопреки утверждению стороны ответчика ФИО4, нарушены.

Доводы стороны ответчика о том, что представленный истцом межевой план изготовлен с нарушением требований закона, не могут быть приняты во внимание, поскольку представленный в материалы дела межевой план не оспорен. В силу ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Учитывая, что требования ФИО3 о признании описаний земельных участков, на основании которых внесены сведения в ЕГРН, недействительными, удовлетворены, суд полагает возможным указать, что решение суда является основанием для исключения из единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами

При этом суд полагает, что требование об устранении реестровой ошибки в сведениях единого государственного реестра недвижимости в части определения координат характерных точек границ земельных участков и поворотных точек на местности, исключении из сведений единого государственного реестра недвижимости сведений об описании местоположения границ и поворотных точек на местности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: по адресу: ; по адресу: самостоятельным не является.

ООО «Городское кадастровое бюро» представлено заявление об оплате производства экспертизы в размере 28890 рублей.

Определением Томского районного суда Томской области суда от о назначении судебной экспертизы расходы за проведение экспертизы возложены на ФИО3

Согласно чек-ордеру от денежные средства в размере 28890 рублей внесены ФИО3 на депозитный счет Управления судебного департамента в Томской области.

В связи с чем, суд считает необходимым обязать Управление Судебного департамента Томской области за счет средств, поступивших от ФИО3, произвести перечисление Обществу с ограниченной ответственностью « Городское кадастровое бюро» сумму в размере 28890 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования ФИО3 удовлетворить.

Признать недействительным описание земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , изготовленное ОГУП «ТОЦТИ».

Признать недействительным описание земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , изготовленное ООО «Абрис».

Решение суда является основанием для исключения из единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами и

Обязать Управление Судебного Департамента в Томской области произвести перечисление Обществу с ограниченной ответственностью « Городское кадастровое бюро» (, в счет оплаты за проведение судебной экспертизы денежных средств в размере 28890 рублей из средств, поступивших от ФИО3 на счет Управления Судебного Департамента в Томской области через ОСБ 8616 согласно платежному документу от .

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий –

судья Томского районного суда С.А. Стерехова