ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-368/2018 от 04.05.2018 Сыктывдинского районного суда (Республика Коми)

дело №2-368/2018

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев в с.Выльгорт 4 мая 2018 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером в порядке наследования после смерти его отца ВНА В обоснование заявленных требований указано, что ВНА обратился в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о бесплатном предоставлении ему земельного участка в с. Выльгорт по льготной категории, как инвалид 2 группы. Органом местного самоуправления в адрес ВНА направлен ответ о том, что для него определен участок . В свою очередь ВНА за счет собственных средств выполнены кадастровые работы и подготовлен межевой план для постановки указанного земельного участка на кадастровый учет. При последующем обращении ВНА к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, ответчиком принято постановление от 15.11.2017 №11/2041 об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно ВНА площадью 1200 кв.м. по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, – с разрешенным видом использования – строительство и обслуживание индивидуальных жилых домов. В последующем ВНА обратился с заявлением о постановке на кадастровый учет указанного земельного участка. Ввиду того, что 02.01.2018 ВНА умер, не успев оформить свои права на вышеуказанный земельный участок, учитывая, что ФИО1 является наследником первой очереди к имуществу ВНА., ФИО1 обратился с настоящим иском, полагая, что права на вышеназванный земельный участок входят в состав наследства после смерти ВНА

Истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, дополнительно указав, что поскольку земельный участок был предоставлен его отцу ВНА и последний за счет собственных средств произвел кадастровые работы, то данный земельный участок входит в состав наследства ВНА, в связи с чем истец просил признать право собственности на земельный участок в порядке наследования.

Представитель ответчика администрации МО МР «Сыктывдинский» ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала удовлетворению требований, указав, что спорный земельный участок не был предоставлен в собственность ВНА., а равно не может быть включен в наследственную массу. Кроме того, ввиду того что ВНА. был поставлен на учет на предоставление земельного участка по льготной категории, что связано с личностью умершего, отсутствуют основания для признания права собственности на спорный участок за истцом. Более того, истец, как самостоятельное лицо поставлен на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление ему земельного участка по категории многодетная семья, в связи с чем, в будущем ему будет предоставлен земельный участок.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

При этом предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (ст. 39.2).

Согласно п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 №59-РЗ «О регулировании отдельных вопросов в области земельных отношений» (далее – Закон) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно инвалидам I и II групп, гражданам, имеющим детей-инвалидов.

Согласно статьи 5(1) Закона предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми или органом местного самоуправления в Республике Коми в пределах их компетенции в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом, основаниями предоставления в собственность бесплатно земельного участка являются документы, подтверждающие отнесение гражданина к одной из категорий, в рассматриваемом случае - документ, подтверждающий, что гражданин является инвалидом I или II группы или имеет ребенка-инвалида.

В свою очередь, уполномоченный орган обеспечивает подготовку и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков в целях их предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков.

В соответствии с п.11 ст. 5(1) Закона в случае, если от гражданина, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, поступило заявление о предоставлении земельного участка и требуется образование земельного участка, уполномоченный орган принимает в срок не более чем 30 календарных дней со дня поступления данного заявления решение о постановке этого гражданина на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.

Уполномоченный орган обеспечивает мероприятия, указанные в части 1 настоящей статьи, и в течение 30 календарных дней после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет принимает одно из решений: о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (с направлением принятого решения гражданину, имеющему право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, в течение 1 рабочего дня со дня его принятия); об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (с направлением принятого решения гражданину с указанием всех оснований отказа в течение 1 рабочего дня со дня его принятия).

Статься 39.14 Земельного кодекса РФ закрепляет порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В соответствии с указанной статьей для предоставления земельного участка в собственность бесплатно необходимо произвести следующие действия: подготовить схему расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подать в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению; принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса; обеспечить выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией; осуществить государственный кадастровый учет земельного участка; подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка; принять уполномоченным органом решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Положениями ст. 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.

В соответствии со ст. 39.17 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется на основании заявления заинтересованных лиц.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю.

Таким образом, предоставление земельного участка в собственность бесплатно представляет собой комплекс мероприятий, результатом которых является решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка или об отказе в его предоставлении.

Судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что на основании постановления администрации МО МР «Сыктывдинский» от 23.08.2017 №8/1484 «О постановке гражданина на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в с. Выльгорт» ВНА поставлен на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в с. Выльгорт для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома по льготной категории «инвалид I и II групп» с 28.06.2017.

Письмом администрации от 25.08.2017 №1814, ВНА уведомлен о том, что для него к предоставлению определен земельный участок .

В свою очередь, 18.09.2017 ВНА. заключен договор с ООО «Комзем» о проведении кадастровых работ по подготовке схемы расположения земельного участка и межевого плана для постановки на кадастровый учет земельного участка .

По итогам проведения ООО «Комзем» кадастровых работ, 20.09.2017 ВНА обратился с заявлением в администрацию МО МР «Сыктывдинский» о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка в составе земель населенных пунктов площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, участок .

Постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» от 15.11.2017 №11/2041 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление земельного участка в собственность бесплатно ВНА площадью 1200 кв.м. в составе земель населенных пунктов, по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт.

На основании указанного постановления, 08.12.2017 ВНА обратился в Управление Росреестра по Республике Коми с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка, по итогам рассмотрения которого 04.01.2018 земельный участок площадью 1200 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером , поставлен на кадастровый учет, и ему присвоен кадастровый номер .

Как усматривается из материалов настоящего дела, 02.01.2018 ВНА. умер, о чем 09.01.2018 составлена запись о смерти .

Материалами дела установлено, что умерший ВНА приходился истцу ФИО1 отцом.

Постановлением от 19.03.2018 №3/229 ВНА снят с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.

Рассматривая заявленные требования по существу, и приходя к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Как указывалось выше, на основании постановления администрации МО МР «Сыктывдинский» от 15.11.2017 ВНА предварительно согласовано предоставление земельного участка в собственность бесплатно.

Из материалов дела следует, и сторонами не оспаривалось, что ВНА с заявлением о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером к ответчику не обращался, решений о предоставлении указанного земельного участка в собственность бесплатно ВНА органом местного самоуправления не принималось.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости право муниципальной собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за администрацией МО МР «Сыктывдинский».

При этом, само по себе выраженное при жизни ВНА желание получить в собственность земельный участок не является основанием для признания спорного земельного участка наследственным имуществом, поскольку ВНА. при его жизни спорный земельный участок не принадлежал и не предоставлялся в его собственность.

Вопреки доводам истца, принятие администрацией муниципального района решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно ВНА и утверждение схемы расположения земельного участка не свидетельствуют о предоставлении участка ВНА., как и не являются подтверждающим право собственности ВНА на него.

Из положений приведенных выше норм законодательства, следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обуславливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий. При этом процедура формирования земельного участка предшествует предоставлению земельного участка.

Юридически земельный участок признается объектом правоотношений, в том числе, по его предоставлению гражданам, только в том случае, если он прошел государственный кадастровый учет и сведения о нем внесены в соответствующий кадастр недвижимости.

Доводы истца о том, что ВНА произвел кадастровые работы в отношении земельного участка, подлежат отклонению по изложенным выше обстоятельствам.

Кроме того, суд учитывает положения ч. 2 ст. 1112 Гражданского кодекса РФ, согласно которой, не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

По смыслу закона право собственности гражданина возникает после принятия решения о предоставлении участка в собственность бесплатно, основанием для которого является кадастровый учет земельного участка.

Выражение ВНА своей воли на приобретение земельного участка в собственность в виде подачи заявления о предварительном согласовании и проведение кадастровых работ в отношении спорного земельного участка и постановка его на кадастровый учет, в отсутствие принятия решения о предоставлении ему данного земельного участка само по себе не влечет безусловное право на земельный участок, и не является основанием возникновения права собственности.

Как указывалось ранее, предоставление земельного участка в собственность бесплатно включает в себя комплекс мероприятий по его предоставлению.

Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 15.11.2017 предварительно согласовано предоставление спорного земельного участка ВНА и впоследствии, участок поставлен на государственный кадастровый учет, что не оспаривалось сторонами по делу, однако после проведения указанных мероприятий не наступил следующий этап процедуры предоставления спорного земельного участка, а именно, этап фактического предоставления земельного участка ВНА без проведения торгов в порядке, установленном земельным законодательством.

Таким образом, приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что доказательств принятия уполномоченным органом местного самоуправления решения о предоставлении ВНА земельного участка с кадастровым номером в собственность бесплатно не предоставлено и судом не добыто.

С учетом установленных по делу обстоятельств, положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, разрешая настоящий спор, приходит к выводу, что обстоятельства, свидетельствующие о принадлежности спорного имущества в виде земельного участка с кадастровым номером ВНА не нашли своего подтверждения, а равно оснований для включения указанного имущества в наследственную массу после смерти ВНА и признания на него права собственности за истцом у суда не имеется.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером по адресу: с.Выльгорт, Сыктывдинский район, Республика Коми, – в порядке наследования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.В. Рачковская

Мотивированное решение составлено 08.05.2018.