ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-368/2022 от 27.07.2022 Ельнинского районного суда (Смоленская область)

Дело №2-368/2022г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2022 года с. Глинка

Смоленская область

Ельнинский районный суд Смоленской области в составе: председательствующего - судьи Ероховой С.В.,

с участием помощника прокурора Поляковой К.А.,

при ведении протокола помощником судьи Абраменковым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глинковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Болтутинского сельского поселения Глинковского района Смоленской области о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на объект недвижимости,

установил:

Прокурор Глинковского района Смоленской области обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с указанным иском, где в обоснование требований указал, что прокуратурой Глинковского района во исполнение приказа прокурора Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности» проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Болтутинского сельского поселения Глинковского района Смоленской области (далее также Администрация Болтутинского сельского поселения) требований законодательства по распоряжению государственной и муниципальной собственностью.

Указал, что в ходе проверки установлено, что шахтный колодец в <адрес>, расположенный расположенный на земельном участке с кадастровым номером , включен в реестр муниципальной собственности муниципального образования Болтутинского сельского поселения и состоит на балансе администрации Болтутинского сельского поселения, однако, государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования администрация Болтутинского сельского поселения до настоящего времени не осуществила.

С учетом изложенного, ссылаясь на нормы действующего законодательства, прокурор просил суд обязать Администрацию Болтутинского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать право муниципальной собственности на объект недвижимости с кадастровым номером , – источник не централизованного водоснабжения – шахтный колодец питьевой воды, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

В судебное заседание представитель ответчика - Администрации Болтутинского сельского поселения Глинковского района Смоленской области не прибыл, надлежаще извещен, имеется заявление ответчика о рассмотрении дела без участия представителя.

На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения помощника прокурора, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Помощник прокурора в суде исковые требования поддержал, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил, просил иск удовлетворить.

Заслушав помощника прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.2 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п.4 4.1 ст. 16 указанного Федерального закона №131-Ф3, к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах сельского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с 4.1 ст. 10 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», собственники "и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжении я и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон от 21.07.1997 №122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно статье 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу статьи 1 Закона от 21.07.1997 №122-ФЗ недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ №52- ФЗ) данный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 3 ст. 19 ФЗ №52-ФЗ население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. В силу ст. 2, 18 и 19 ФЗ №52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

В силу требований закона регистрация права муниципальной собственности на объекты водоснабжения - шахтные колодцы, которые являются социально-значимыми объектами жизнеобеспечения, необходима в целях осуществления полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению в ходе их эксплуатации в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования.

Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"в рамках национального проекта "Экология" разработан федеральный проект «Чистая вода» (ФП «Чистая вода»).

Целью проекта является обеспечение качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения население Российской Федерации.

В соответствии с паспортом федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Экология» Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства утвержден и направлен в субъекты Российской Федерации Порядок контроля за реализацией региональных программ по повышению качества водоснабжения (приказ от 30.04.2019 №253/пр).

Согласно п. 1 настоящего Порядка субъектам Российской Федерации при выполнении пункта 3 плана мероприятий по реализации федерального проекта "Чистая вода", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21 декабря 201.8 г. N 3, рекомендуется осуществлять разработку региональных программ по повышению качества водоснабжения на период с 2019 по 2024 год.

Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена подпрограмма «Повышение качества водоснабжения».

Целью подпрограммы является - повышение качества питьевой воды для населения -обеспечение населения, проживающего как в городских, так и в сельских населенных пунктах, городских округах Смоленской области, в которых, по данным Управления Роспотребнадзора по Смоленской области, пробы питьевой воды, подаваемой в многоквартирный жилой дом из систем централизованного водоснабжения, не соответствуют требованиям безопасности.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Положения изложенных норм обязывают органы местного самоуправления обеспечить питьевой водой население в границах муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

На основании ч. 4. ст. 3 указанного закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно статьи 6 Устава Болтутинского сельского поселения Глинковского района Смоленской области, принятому решением Совета депутатов Болтутинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в состав территории муниципального образования Болтутинского сельского поселения входят 26 населенных пунктов, в том числе - <адрес>.

Из копии решения Совета депутатов Болтутинского сельского поселения Глинковского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня передаваемого имущества в собственность муниципального образования Болтутинского сельского поселения Глинковского района Смоленской области» следует, что утвержден перечень имущества передаваемого в собственность Администрация Болтутинского сельского поселения, в том числе шахтный колодец в <адрес>, глубиной 5 м.

Согласно решения Администрации муниципального образования «Глинковский район» от ДД.ММ.ГГГГ Болтутинскому сельскому поселению безвозмездно передано из муниципальной собственности муниципального образования «Глинковский район» объекты недвижимого имущества, в том числе шахтный колодец питьевой воды с кадастровым номером , глубиной 5 м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

Согласно копии распоряжения Администрации муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по передаче недвижимого имущества в муниципальную собственность Болтутинского сельского поселения.

Из копий актов приема-передачи объектов нефинансовых активов: от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области передала муниципальному образованию Болтутинское сельское поселение земельный участок (шахтный колодец) <адрес>, и шахтный колодец по адресу: <адрес>.

Согласно информации Администрации Болтутинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ шахтный колодец, расположенный в <адрес>, который является общественным водозаборным сооружением для обеспечения населения питьевой водой, передан в собственность муниципального образования Болтутинского сельского поселения и состоит на балансе Администрации Болтутинского сельского поселения, однако, государственную регистрацию объекта муниципальной собственности Администрация Болтутинского сельского поселения до настоящего времени не осуществила, кадастровые работы и оформление в собственность объектов не исполнены в связи с дефицитом бюджетных средств.

Обстоятельство отсутствия регистрации права муниципальной собственности Болтутинского сельского поселения на спорный объект недвижимости подтверждается: справкой прокуратуры по результатам проверки исполнения администрацией Болтутинского сельского поселения требований законодательства по распоряжению государственной и муниципальной собственностью от ДД.ММ.ГГГГ, копией выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и копией выписки из Реестра муниципального имущества МО «Глинковский район» Смоленской области, согласно которым право собственности на шахтный колодец, глубиной 5 м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано за муниципальным образованием «Глинковский район» Смоленской области и данный объект числится в реестре муниципального имущества МО «Глинковский район».

Таким образом, судом достоверно установлено, что ответчик - Администрация Болтутинского сельского поселения до настоящего времени не осуществила надлежащим образом полномочия органа местного самоуправления по обеспечению распоряжения муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством путем регистрации в установленном порядке права собственности на объект недвижимого муниципального имущества. Данное обстоятельство препятствует осуществлению собственником прав в отношении указанного объекта водоснабжения в полном объеме, в том числе осуществлению финансирования мероприятий эксплуатации объекта за счет бюджетных средств, в целях надлежащего использования по назначению, что свидетельствует о нарушении прав граждан на создание благоприятных условий для водопотребления.

Ответчик мотивированных возражений против удовлетворения исковых требований не заявил.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать Администрацию Болтутинского сельского поселения Глинковского района Смоленской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать право муниципальной собственности Болтутинского сельского поселения Глинковского района Смоленской области на объект недвижимости – источник не централизованного водоснабжения, шахтный колодец питьевой воды, с кадастровым номером , расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд Смоленской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий С.В.Ерохова

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 27 июля 2022 года.

Решение в окончательной форме принято 02 августа 2022 года.