РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 4 июля 2019 года г. Раменское Раменский городской суд Московской области в составе: Председательствующего судьи Щербакова Л.В. при секретаре Устюхиной А.Н. рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-3692/19 по иску ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Минобразования Московской области по Раменскому муниципальному района, городским округам Бронницы и Жуковский, администрации Раменского муниципального района об установлении факта оставления без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, признании права на жилое помещение, обязании предоставить жилое помещение, установил: ФИО1 обратилась с иском в котором указала, что родилась <дата> в <адрес>, являюсь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный выше социальный статус я приобрела в связи со следующими обстоятельствами. Согласно справке о рождении <номер>, моей матерью записана -ФИО2, отцом - ФИО3. Сведения об отце внесены на основании заявления матери. Согласно справке Бронницкого Городского отдела милиции от <дата>t<номер>ФИО2 (мать) обвиняется в совершении преступления. Согласно письму Министерства образования Московской области от <дата> исх-<номер>, я с сентября <дата> года (т.е. с возраста двух лет) являлась воспитанницей государственных детских учреждений, находилась на полном государственном обеспечении и пользовалась льготами для воспитанников детского дома, её мать находилась в заключении, сведений об отце не имеется. Её мать ФИО2 после обвинения в преступлении и отбытия наказания её не навещала. В возрасте двух лет она была направлена в дом ребенка, а затем до достижения совершеннолетия пребывала, воспитывалась и обучалась в иных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Московской области, где находилась полном государственном обеспечении, никакими родственниками никогда не навещалась. Указанные обстоятельства доказывают, что в несовершеннолетнем возрасте она относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без течения родителей. В письме Министерства образования Московской области от <дата> исх-<номер> указано, что для целей обеспечения её жилым помещением по категории детей-сирот требуется установить факт оставшейся без попечения родителей, имеющий юридическое значение. При направлении её в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилая площадь за ней не сохранялась. Ввиду отсутствия у меня какого-либо жилого помещения, в целях оказания помощи в трудной жизненной ситуации, постановлением Главы Раменского района Московской области от <дата><номер> ей было предоставлено для проживания временное жилое помещение (комната площадью 14,3 кв.м в доме коридорного типа по адресу: <адрес>; в настоящее время адрес: <адрес> до предоставления постоянного жилого помещения как нуждающейся. Она была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по категории детей-сирот постановлением <адрес> от <дата><номер>. Она была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по категории детей-сирот постановлением Главы Раменского района Московской области от <дата><номер>. Право на обеспечение жилым помещением может быть реализовано только в порядке, предусмотренным статьей 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ, только после установления в судебном порядке факта, имеющего юридическое значение о том, что она в несовершеннолетнем возрасте относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в соответствии с действующими в то время положениями законодательства. Просит суд: установить юридический факт оставления её в период с <дата> до достижения возраста 18-ти лет (<дата>) без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Признать за ней, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений. Обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Раменскому муниципальному району, городским округам Бронницы и Жуковский включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории <адрес>. Обязать Администрацию Раменского муниципального района Московской области за счет субвенций из бюджета Московской области предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма на территории <адрес>. В судебном заседании истица и её представитель заявленные требования поддержала. Представители ответчиков - администрации Раменского муниципального района, Управления опеки и попечительства <адрес> по Раменскому муниципальному района, городским округам Бронницы и Жуковский просили в иске отказать. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно справке о рождении <номер>, матерью истицы записана -ФИО2, отцом - ФИО3. Сведения об отце внесены на основании заявления матери. Согласно справке Бронницкого Городского отдела милиции от <дата>t<номер>ФИО2 (мать) обвиняется в совершении преступления. Согласно письму Министерства образования Московской области :т <дата> исх-<номер>, ФИО1 с сентября <дата> года (т.е. с возраста двух лет) являлась воспитанницей государственных детских учреждений, находилась на полном государственном обеспечении и пользовалась льготами для воспитанников детского дома. Согласно справки директора школы-интерната Московская областная музыкантских воспитанников (в настоящее время - МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мытищинская школа музыкального воспитания») от <дата><номер>, ФИО4 в возрасте двух лет была направлена в дом ребенка из Бронницкого отделения милиции Раменского района, затем обучалась в <адрес> образования для детей-сирот. Родственников не имеет и никем не навещалась. Согласно справке МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мытищинская школа музыкального воспитания» от <дата><номер>, свидетельству от <дата><номер>, ФИО1 находилась на полном государственном обеспечении в указанном учреждении в период с| <дата> по <дата>. Согласно справке филиала ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» в городе Егорьевске от <дата><номер>, она обучалась в указанном учреждении в период с <дата> по <дата>, находилась в указанный период на полном государственном обеспечении, проживала в общежитии училища, родственники меня не навещали и моей судьбой не интересовались. Согласно приказу филиала ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» в городе Егорьевске от <дата>ФИО1 производились выплаты по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Постановлению Правительства РФ <номер> от <дата>. Согласно приказу филиала ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» в городе Егорьевске от <дата> «О нормах материального обеспечения студентов-сирот», истице были установлены указанные нормы. Согласно приказам филиала ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» в городе Егорьевске от <дата>, от <дата> «О выплате ежегодного пособия студентам-сиротам», истице было выплачено указанное пособие. Согласно приказу филиала ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» в городе Егорьевске от <дата>ФИО5, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от <дата> № 159-ФЗ была назначена денежная компенсация при выпуске из учреждения. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от <дата><номер> она была зарегистрирована в общежитии училища по адресу: <адрес>, в период с <дата> по <дата>. Абзацем 2 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Согласно п. 1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей возлагается на органы опеки и попечительства. Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории, товыми в частности являюьтся дети, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет при установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов. Согласно статье 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата> (далее - Обзор Верховного Суда РФ от 11.2013 г.), жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке) базируется на заявительном характере учета лица, нуждающегося в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> 59-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от <дата> № 15-ФЗ, действующей с <дата>) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от <дата> № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся обеспечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом никаких исключений связанных с возрастом лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения водителей, и достигли возраста 23 лет, для реализации принадлежавших им прав на льготное обеспечение жилыми помещениями указанные нормы федерального законодательства не содержат. Таким образом, требования об установлении факта оставления ФИО1 в период с <дата> до достижения возраста 18-ти лет (<дата>) без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, признании за ней права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Раменскому муниципальному району, городским округам Бронницы и Жуковский включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории <адрес> подлежать удовлетворению. Требования об обязании администрацию Раменского муниципального района Московской области за счет субвенций из бюджета Московской области предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма на территории <адрес> удовлетворению не подлежат, поскольку своими действиями ответчик прав истца не нарушал. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Установить юридический факт оставления ФИО1, <дата> г.р., в период с <дата> до достижения возраста 18-ти лет (<дата>) без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Признать за ФИО1, <дата> г.р., право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений. Обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Раменскому муниципальному району, городским округам Бронницы и Жуковский включить ФИО1, <дата> г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории <адрес>. В удовлетворении требований об обязании Администрацию Раменского муниципального района Московской области за счет субвенций из бюджета Московской области предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма на территории <адрес> – отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд в течении месяца о дня принятия его в окончательной форме. Председательствующий судья: Мотивированное решение составлено 9 июля 2019 года |