ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3693/19 от 11.06.2019 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-3693/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июня 2019 года Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Пчёлкиной Н.Ю.,

при секретаре Янченко Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шовкопляс Инны Владимировны к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» о признании незаконным отказа, возложении обязанности предоставить право на получение субсидии,

УСТАНОВИЛ

Шовкопляс И.В. обратилась в суд с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» о признании незаконным отказа, возложении обязанности предоставить право на получении субсидии. В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она подала документы в Управление с целью получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, согласно перечню документов, необходимых в соответствии с нормативно-правовыми актами для предоставления государственной услуги, предусмотренной п. 2.7.1, 2.8.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Установление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 28.12.2017 №604, п.п., 8, 8.1 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением отказано в предоставлении субсидии, поскольку у заявителя отсутствуют основания пользования жилым помещением (п. 3.4 Регламента). Данный вывод является незаконным. Собственником помещения является несовершеннолетний сын заявителя ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, а истец является его законным представителем по договору дарения. В настоящее время семья в составе Шовкопляс И.В., ФИО4 признана малоимущей и нуждающейся в государственной социальной помощи и иных видах социальной поддержки, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ. Фактически, ФИО4 проживает с истцом по адресу: .....

Шовкопляс И.В. является членом семьи собственника, проживает по этому адресу с июля 2013 года, зарегистрирована и продолжает проживать по этому адресу с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 зарегистрирован по адресу: ...., .... в целях сохранения жилья, льготы на субсидию по этому помещению не предоставляются. Решением суда не определено, где должен проживать ФИО4.

На основании изложенного, просит признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения по .... от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика предоставить Шовкопляс И.В. право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ...., взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб..

В судебном заседании истец Шовкопляс И.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что ее семья признана малоимущей. Собственником квартиры по адресу: .... является ее несовершеннолетний сын ФИО4. Ребенок фактически проживает с ней по этому адресу, а зарегистрирован по месту жительства отца, брак с которым расторгнут.

Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» Зорина О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам отзыва. Пояснила, что для признания права на получение субсидии на оплату коммунальных услуг необходимо наличие права собственности на жилое помещения. Собственником квартиры истец не является, обращалась в управление от своего имени. Из представленных документов усматривалось, что собственник зарегистрирован по другому адресу.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ собственником квартиры, расположенной по адресу: ...., является ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Право собственности ФИО4 на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.

Шовкопляс И.В. является матерью несовершеннолетнего ФИО4, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из домовой книги, ФИО4 проживает в .... без регистрации. Шовклпялс И.В. зарегистрирована в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Шовкопляс И.В. от своего имени обратилась в Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу с заявлением о предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением Управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении субсидии отказано, поскольку в соответствии с законом право на субсидию имеют, в том числе, собственники и наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде с учетом жилого помещения постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Заявитель не относится ни к одной категории. Собственником жилого помещения по адресу: .... является ФИО4. Таким образом, право на субсидию у Шовкопляс И.В. отсутствует (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

Не согласившись с решением ответчика, истец обратилась в суд с настоящим иском.

Согласно положениям ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).

Согласно п. 3 Правил Право на субсидии имеют:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей (п.4 Правил).

Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы) (п. 7 Правил).

Пунктом 8 Правил определено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, в том числе:

копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения (подпункт «а»).

Таким образом, федеральным законодательством определены условия, форма и порядок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая является одной из мер реализации гарантий социальной защиты граждан.

При этом, в случае нахождения жилого помещения в собственности граждан, субсидия предоставляется именно собственникам жилого помещения по месту их жительства с учетом членов их семьи.

Аналогичные положения содержаться в Регламенте предоставления государственной услуги "Установление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 28.12.2017 №604.

Из материалов дела следует, что Шовкопляс И.В. зарегистрирована и фактически проживает в жилом помещении по адресу: ...., при этом собственником жилого помещения не является.

Право собственности на данное жилое помещение зарегистрировано за несовершеннолетним сыном истца ФИО4, который фактически проживает с матерью по данному адресу, зарегистрирован по иному адресу по месту жительства отца: ...., ....

Вместе с тем, обращаясь в Управление, а также в суд с настоящим иском, Шовкопляс И.В. действовала исключительно от своего имени и в своих интересах, просила признать за ней право на получение субсидии.

С заявлением о признании за собственником жилого помещения ФИО4 права на получение субсидии, и в защиту его интересов в суд истец не обращалась.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеет именно ФИО4, от имени которого как законный представитель Шовкопляс И.В. вправе обраться с заявлением о предоставлении субсидии.

На основании изложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности признать за Шовкопляс И.В. право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Исковые требования о признании незаконным отказа ответчика в назначении субсидии Шовкопляс И.В. не подлежат удовлетворению как производные от первоначальных требований.

В силу ст. 98 ГПК РФ, поскольку в удовлетворении исковых требований судом отказано в полном объеме, суд отказывает в удовлетворении заявления о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования Шовкопляс Инны Владимировны к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Пчёлкина

Копия верна

Судья Н.Ю. Пчёлкина

секретарь Т.Н. Янченко

УИД 22RS0068-01-2019-003440-29