дело № 2-3694/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2022 года.
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Черепановой Л.Н.,
при секретаре Ларионовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту труда и социального развития Администрации г. Шахты о взыскании недополученной суммы социальной поддержки за оплату жилищно-коммунальных услуг, капитальный ремонт, субсидии,
установил:
ФИО1, уточнив в порядке ст. 39ГПК РФ исковые требования, обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит истцу на праве собственности.
Истец является ветераном труда (удостоверения серии Т№ от 20.06.2016г.)
Истец ежемесячно оплачивает коммунальные услуги, в полном объеме включая услуги по капитальному ремонту жилья, что составляет приблизительно 5000 руб.- 7000 руб. в месяц.
Истец ссылается на то, что она неоднократно обращалась в соответствующие органы по вопросу предоставления ей субсидии.
С января 2019г. по апрель 2022г. истец оплатила 124 110,04 руб., из которых 24 072,68руб. оплата за капитальный ремонт.
Истец считает, что в соответствии с Областным законом от 22.10.2004г. № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда» она имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, как ветеран труда в размере 50%. За период с января 2019г. по апрель 2022г. компенсация (50%) от уплаченной суммы составит 50 018,68 руб. (( 124 110,04 – 24 072,68) /2).
Истец считает, что в связи с тем, что она достигла 80 летнего возраста в апреле 2022г., сумма в размере 790,65 руб. оплаченная ею за капитальный ремонт, должна быть компенсирована, а за период с января 2019г. по март 2022г. ей положена компенсация по оплате за капитальный ремонт в размере 11 641,01руб. из расчета 24 072,68руб. – 790,65руб.= 23 282,03руб./50% = 11 641,01руб.
Истец полагает, что действия ответчика нарушают ее права и законные интересы.
За квалифицированной юридической помощью истец обратилась в ООО «ЮК БРАУС» услуги, которой было оплачено 128 700 руб., что подтверждается договорами № р/б – 3459 от 28.01.2022г. №р/б-3756/1 от 18.05.2022г. и чеками № от 20.03.2022г. от 18.05.2022г.
Уточнив исковые требования, просит обязать ДТСР г.Шахты выплатить истцу не доплаченную сумму социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с января 2019г. по апрель 2022г. в размере 50 018,68 руб., сумму, уплаченную за капитальный ремонт за период с января 2019г. по апрель 2022г. в размере 12 431,66 руб., обязать ответчика выплатить ей субсидию за оплату жилищно-коммунальных услуг за период с января 2019г. по апрель 2022г., также просит взыскать судебные расходы в размере 128700 руб.
В судебное заседание явился представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
В судебное заседание явилась представитель ДТСР г.Шахты – ФИО3, действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать, так как истец для получения выплаты обязан предоставить заявление с пакетом документов, однако истец не обращалась.
Истец в судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.
Выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
В соответствии со ст.1 Областного закон Ростовской области от 22.10.2004 N 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда» ветеранам труда по достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, а в случае установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ранее указанного возраста - после установления (назначения) им пенсии предоставляются, в том числе следующие меры социальной поддержки:
- компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемая ветеранам труда, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, в размере 50 процентов:
- взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Компенсация рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Правительства Ростовской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов труда, но не более размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, установленного нормативным правовым актом Правительства Ростовской области, и составляет не более 50 процентов указанного взноса.
Областным законом от 04.05.2016 № 511-ЗС «О предоставлении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт отдельным категориям граждан» предусматривается назначение и выплата компенсации расходов взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигших возраста восьмидесяти лет, в размере 100 %, а также проживающим в составе семьи, состоящей только их совместно проживающих неработающих граждан, достигших возраста восьмидесяти лет, - в размере 100 % (ч.1 ст.2).
Расчет компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, установленных нормативными правовыми актами Правительства Ростовской области (ч.2 ст.2 указанного закона).
При наличии у лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, права на компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по настоящему Областному закону и одновременно на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Ростовской области компенсация предоставляется по одному нормативному правовому акту по их выбору (ч.4 ст.2 указанного закона).
Согласно ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане, в том числе собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Субсидия назначается в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Правила).
Согласно ст. 2 Правил, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Для получения субсидии граждане, и члены семей граждан, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов:
а) сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства;
б)документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц;
в)сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в случае невозможности их получения в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия;
г) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Судом установлено, что ФИО1 является ветераном труда.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО1 на праве собственности.
С 01.03.2017г. истец является получателем компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, как ветеран труда.
Расчет компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется гражданам исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, применяемого для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением правительства Ростовской области от 05.07.2012 №593 (для одиноко проживающего – 33 кв.м; на одного человека для семьи из 2-х человек – 21 кв.м; на одного человека для семьи из 3-х и более человек – 18 кв.м), но не более фактической площади жилья.
ФИО1 за спорный период, с января 2019г. по апрель 2022г., выплачивалась компенсация за капитальный ремонт в размере 163,68 руб., из расчета 9,92 руб. (тариф стоимости) х 33 (региональный стандарт нормативной площади жилого помещения для одиноко проживающего) х 50 % (как ветеран труда).
В апреле 2022 года ФИО1 исполнилось 80 лет.
С заявлением на предоставление компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме согласно Областному закону от 04.05.2016 № 511-ЗС «О предоставлении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт отдельным категориям граждан» ФИО1 в ДТСР г. Шахты не обращалась.
Также ФИО1 зарегистрирована в информационной базе данных ДТСР г. Шахты как получатель мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату коммунальных услуг как ветеран труда с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Областного закона 01.03.2017 № 174-ЗС «О внесении изменений в отдельные областные законы», а также постановлением Правительства Ростовской области от 09.02.2017 № 64 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ростовской области» с марта 2017 года изменен порядок расчета мер социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных услуг региональным льготным категориям граждан.
Меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату услуг ЖКХ в настоящее время предоставляются согласно расходам граждан на оплату данных услуг в пределах нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом скидки, предусмотренной действующим законодательством.
Между ДТСР г. Шахты и организациями города, осуществляющими расчеты по оплате услуг ЖКХ, заключены соглашения по ежемесячному предоставлению информации о расходах граждан на оплату указанных услуг.
С марта 2017 года на ФИО1 предоставляются сведения о расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг следующими предприятиями:
- ООО «ЦКУ» по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению (очистка и транспортировка сточных вод, центральное теплоснабжение, обращение с твердыми коммунальными расходами;
- ООО «УК Спутник» по общедомовым нуждам (холодная вода, электроэнергия, отведение сточных вод), по содержанию и ремонту жилья. капитальному ремонту;
- ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» по электроэнергии;
- Шахтинский участок ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» по газоснабжению.
Ответчик в полном объеме выплатил истцу компенсацию за оплату жилищно-коммунальных услуг за период с января 2019 года по апрель 2022 года, что подтверждается представленным расчетом.
С 01.11.2011г. истец является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
10.10.2019г. ФИО1 предоставлено последнее заявление в МАУ МФЦ г. Шахты. По данному заявлению ей была назначена жилищная субсидия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках проводимых в России мероприятий по предотвращению распространения новой короновирусной инфекции в апреле и октябре 2020 года ФИО1 было произведено автоматическое начисление субсидии в беззаявительном порядке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С мая по сентябрь 2020 года размер субсидии оказался равен «0», поскольку величина, соответствующая максимально допустимой доле расходов на оплату услуг ЖКХ в среднемесячном доходе заявителя превысила региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в неотопительный сезон, который гораздо ниже, чем стандарт в отопительный сезон.
В октябре 2020 года осуществлено повторное автоматическое назначение заявителю жилищной субсидии на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В марте 2021 года осуществлено повторное автоматическое назначение заявителю жилищной субсидии на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С мая по сентябрь 2021 года размер субсидии оказался равен «0», поскольку величина, соответствующая максимально допустимой доле расходов на оплату услуг ЖКХ в среднемесячном доходе заявителя, превысила региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в неотопительный сезон, который гораздо ниже, чем стандарт в отопительный сезон.
С сентября 2021г. прием заявлений от граждан в ДТСР г.Шахты ведется в обычном режиме.
Доказательств того, что истец обращалась с заявлением с полным пакетом документов за назначением жилищной субсидии за указанный период не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 (паспорт гражданина РФ №№) к Департаменту труда и социального развития Администрации г. Шахты (ОГРН № о взыскании недополученной суммы социальной поддержки за оплату жилищно-коммунальных услуг, капитальный ремонт, субсидии отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Н. Черепанова
Решение в окончательной форме изготовлено 29 сентября 2022 года.