ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3695/18 от 10.10.2018 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Краснодар «10» октября 2018 г.

Октябрьский районный суд г.Краснодара в составе:

председательствующего Прокопенко А.А.,

при секретаре Ворониной Г.В.,

с участием:

представителя ответчика- ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю ФИО5

действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

представителя ответчика- УМВД РФ по г.Краснодару ФИО4

действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

Рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Краснодару, Главному управлению внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», обязании выдать удостоверение и компенсации судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Краснодару, Главному управлению внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», обязании выдать удостоверение и компенсации судебных расходов.

В обоснование своих требований истец указал, что он является бывшим сотрудником Министерства внутренних дел республики Таджикистан, в <адрес> он выезжал в служебные командировки в г.Душанбе и южные регионы республики Таджикистан для защиты конституционного строя в республике, участвовал в разоружении незаконных бандформирований. Им выполнялись задачи в условиях вооруженного конфликта в составе миротворческих сил.

ФИО1 Министерством обороны республики Таджикистан было выдано удостоверение, подтверждающее право на льготы. В настоящее время он является гражданином Российской Федерации, однако, льготами, предусмотренными для участников боевых действий, он не пользуется, в связи с чем он обращался в адрес Военного комиссариата Карасунского и Центрального округа г.Краснодара, где получил ответ о том, что ему необходимо обращаться в Управление МВД России по г.Краснодару, куда он и обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, однако, ему было отказано, так как действие Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» на него не распространяется, так как он привлекался к участию в боевых действиях органами государственной власти республики Таджикистан.

С данным отказом не согласен, считает его необоснованным и нарушающим его права и законные интересы. Им были представлены документы, подтверждающие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей. <адрес> между странами СНГ было заключено Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих.

Полагает, что имеет право на получение удостоверения ветерана боевых действий.

В связи с чем истец просит суд признать незаконными отказы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Краснодару от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий»; обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Краснодару выдать ФИО1 удостоверение «Ветерана боевых действий»; взыскать с Главного управления внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю денежные средства в размере 24 800 рублей в счет компенсации расходов на оплату юридических услуг, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился. Извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела. Согласно поступившего в суд ходатайства просил суд рассмотреть исковое заявление в его отсутствие.

Представитель ответчика- Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Краснодару по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против иска, поскольку соглашение, на которое ссылается истец, было ратифицировано Федеральным законом от <адрес>

Представитель ответчика- Главного управления внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю по доверенности ФИО5 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, так как в ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО2 по вопросу оформления и выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий не обращался, отказа не получал, в связи с чем требования иска к ГУ МВД России по Краснодарскому краю необоснованны. Кроме того, Соглашение от <адрес> было ратифицировано в Российской Федерации <адрес> то есть после обращения истца с заявлением.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Согласно п.7 раздела II Письма Верховного суда РФ от <адрес> в порядке искового производства рассматриваются дела о признании недействительным (незаконным) отказа в выдаче удостоверения (например, ветерана груда, участника ликвидации аварии на ЧАЭС и т.п.), о признании недействительным (незаконным) решения об аннулировании удостоверения.

Статьей 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Согласно разделу III Приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан российской федерации включено: выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ в Управление МВД России по г.Краснодару с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, представив в соответствии с п.3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России»,- подтверждающие документы его участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей. Истцом была предоставлена справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Управлением Министерства внутренних дел республики Таджикистан по Согдийской области, подтверждающая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в служебной командировке в г.Душанбе и южных регионах республики Таджикистан, где им выполнялись задачи по защите конституционного строя.

В настоящее время ФИО1 является гражданином Российской Федерации. Однако, в указанный истцом период времени (ДД.ММ.ГГГГ.) он являлся гражданином иностранного государства. Суду не представлено доказательств того, что он направлялся органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации в другие государства и что он участвовал в боевых действиях при исполнении обязанностей службы в Российской Федерации.

Министерством обороны республики Таджикистан ФИО1 было выдано удостоверение серии , подтверждающее право на льготы, предусмотренные Постановлением Совета Министров республики Таджикистан от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сообщений Управления МВД РФ по г.Краснодару от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГФИО1 проходил службу в МВД республики Таджикистан и привлекался к участию в боевых действиях органами государственной власти республики Таджикистан, в связи с чем действие Федерального Закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ на него не распространяется, и правовых оснований для выдачи ему удостоверения «Ветерана боевых действий» не имеется.

Как следует из заявленных требований, в качестве правового обоснования требования о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» ФИО1 ссылается на Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15.04.1994 г. (далее-Соглашение).

Соглашение от 15 апреля 1994 г. подписали следующие государства: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.

Согласно ст. 1 Соглашения действие настоящего Соглашения распространяется на инвалидов и участников гражданской и Великой Отечественной войн, участников боевых действий на территории других государств, семьи погибших военнослужащих и на иные категории лиц, которым предоставлены льготы законодательством бывшего Союза ССР согласно Приложению 1 к данному Соглашению.

В соответствии со ст. 2 категории лиц, указанные в статье 1 настоящего Соглашения, независимо от того, на территории государства какой из Сторон они проживают, пользуются льготами и гарантиями, предусмотренными национальным законодательством Сторон и настоящим Соглашением.

Согласно статье 11 Соглашения оно вступает в силу со дня сдачи депозитарию уведомлений от трех Сторон, подтверждающих выполнение государствами - участниками внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу.

Соглашение вступило в силу для республики Беларусь, республики Казахстан и республики Таджикистан 07.11.1994 г., для Кыргызской республики- 28.12.1995 г., для республики Армения- 26.02.1996 г., для Украины- 27.06.1996 г., для республики Узбекистан- 22.07.1996 г., для республики Молдовы- 07.08.1996 г., для Азербайджанской республики- 13.02.1997 г.

Вместе с тем, Российской Федерацией данный документ ратифицирован Федеральным законом от 03.08.2018 №286-ФЗ "О ратификации Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года", вступившим в силу 14.08.2018 г.

Исходя из изложенного, на дату обращения ФИО1 в Управление МВД России по г.Краснодару (ДД.ММ.ГГГГ) и дачи оспариваемых ответов (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) вышеуказанный международный правовой акт не вступил в силу на территории Российской Федерации, и не мог быть применен при разрешении вопроса о выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий, в связи с чем суд полагает, что на дату рассмотрения поданного истцом заявления у Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Краснодару отсутствовали правовые основания для выдачи удостоверения ветерана боевых действий ФИО1, в связи с чем суд полагает, что отказы являлись законными и обоснованными, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании незаконными отказом в выдаче удостоверения, обязании выдать удостоверение «Ветерана боевых действий», и взыскания с ответчиков расходов по оплате юридических услуг и расходов по оплате государственной пошлины.

Вместе с тем, суд полагает необходимым разъяснить ФИО1, что он не лишен возможности обратиться в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Краснодару с повторным заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» с учетом ратификации Соглашения от 15.04.1994 г. на территории Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Краснодару, Главному управлению внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», обязании выдать удостоверение и компенсации судебных расходов - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Краснодара в течение одного месяца.

Председательствующий: