Дело № 2-69/2021г.
УИД: 48RS0001-01-2020-004392-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Акимовой Е.А.,
при секретаре Кондратьевой Е.В., ведении протокола помощником судьи Деминым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «Липецкие автобусные линии» об отмене приказа о депремировании, взыскании премии, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО «Липецкие автобусные линии» об отмене приказа о депремировании, компенсации морального вреда, указывая, что работал в ОАО «Липецкие автобусные линии» с 27 ноября 2017 года в должности водителя автобуса. Приказом № от 07 августа 2020 года в отношении истца применено дисциплинарное взыскание в виде лишения премии 100 % за сход с маршрута. Считая данное взыскание незаконным, просил отменить наложенное взыскание в виде лишения премии, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб.
В дальнейшем истец ФИО1 неоднократно увеличивал и уточнял исковые требования, в окончательном виде просил признать приказ о лишении премии незаконным, взыскать в его пользу невыплаченную премию в сумме 20 707 руб. 50 коп., компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал уточненные заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ОАО «Липецкие автобусные линии» по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на законность и обоснованность лишения истца премии. Объяснила, что истец нарушил должностные обязанности, допустив отклонение от маршрута, ввиду чего работодатель принял решение о невыплате премии.
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 12 Конвенции Международной организации труда № 95 от 01.07.1949г., ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от 31.01.1961г., заработная плата выплачивается через регулярные промежутки времени; по истечении срока действия трудового договора, окончательный расчет должен быть произведен в соответствии с национальным законодательством, коллективным договором или решением суда.
Судом установлено, что ФИО1 принят на ОАО «Липецкие автобусные линии» на должность водителя автобуса 23 ноября 2017 года, что подтверждается приказом №-пр от 23 ноября 2017 года.
23 ноября 2017 года между ОАО «Липецкие автобусные линии» и ФИО1 заключены трудовой договор № и 22 ноября 2017 года договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
Согласно Должностной инструкции водителя автобуса, с которой ФИО1 был ознакомлен 22 ноября 2017 года, что подтверждается его подписью в журнале ознакомления:
подпункт 2 основной обязанностью водителя автобуса является обеспечение безопасной перевозки пассажиров и соблюдение регулярности движения;
подпункт 8 пункта 2.1 водитель автобуса обязан бережно относиться к переданным ему материальным ценностям, содержать их в надлежащем и аккуратном состоянии, принимать меры к предотвращению ущерба;
подпункт 11 пункт 2.3 водителю запрещается изменять маршрут движения, нулевой рейс;
подпункт 1 пункт 2.4.3 во время работы на линии водитель обязан обеспечивать выполнение плана рейсов, согласно графику и расписания движения в пределах допустимых отклонений (смена водителей выполняющих дальние рейсы производится согласно маршрутной карте);
подпункт 2 пункта 2.4.4 при движении автобуса по маршруту водитель обязан не допускать отклонения от маршрута движения и отстой рейсов; отклонением от маршрута считается движение автобуса по улицам и дорогам, не предусмотренным маршрутом. Отстоем рейса считается выявление стоянки автобуса без пассажиров во время выполнения рейса на любом участке дороги более 10 минут сверх расписания.
Пункт 7.2 за допущенные нарушения водитель может привлекаться к дисциплинарной и материальной ответственности, частичное или полное снижение премии и снижение классности.
Согласно пункту 3.17 Коллективного договора на 2019-2022 годы, в случае грубых нарушений трудовой и производственной дисциплины работником размер премии может быть снижен полностью или частично. Снижение премии полностью или частично производится за расчетный период, в котором имело место нарушение трудовой и производственной дисциплины. Снижение премии не является дисциплинарным взысканием и может применяться как в совокупности с дисциплинарным взысканием, так и самостоятельно. В частности, премия может быть снижена за невыполнение должностных, производственных или рабочих инструкций.
Конкретный размер снижения премии определяется генеральным директором Общества путем издания Приказа с указанием причин, учетом частоты и тяжести допущенных нарушений, а также обстоятельств, при которых они совершены.
Согласно пункту 3 Положения об оплате труда и материальном стимулировании водителей автобусов, являющегося Приложением № к Коллективному договору на 2019-2022 годы, в целях материальной заинтересованности водителей установлены показатели и размеры премирования.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения размер премии может быть снижен полностью или частично, в частности, за нарушение водителями правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, правил эксплуатации автобуса.
Сторонами не оспаривалось, что 10 июля 2020 года ФИО1 работал по маршруту № «АС Сокол – Большая Кузьминка».
Как следует из служебной записки начальника ОЭ ФИО3, водитель ФИО1 аб. №, работая 10 июля 2020 года по маршруту № «АС Сокол – Большая Кузьминка», при выезде из гаража в 12 ч. 40 мин., допустил изменение маршрута к конечному пункту (АС Сокол), оказавшись в 13 ч. 00 мин. на парковке гипермаркета «Линия», чем нарушил пункт 2, 3, 4 Должностной инструкции водителя автобуса. В связи с чем просил лишить ФИО1 таб. № премии на 100 % за июль месяц.
Приведенные обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетели: ФИО4, ФИО5, ФИО6
Так, свидетель ФИО4 показал, что ему по телефону сообщили о нахождении автобуса, которым управлял истец, на территории магазина «Линия» в районе обеда 10 июля 2020 года. После чего свидетель позвонил истцу, каких-либо уважительных причин истец не привел, не оспаривал, что автобус находился около магазина «Линия». Факт схода с маршрута подтвержден, поскольку автобус должен быть либо в конечной, либо в начальной точке отправления.
Аналогичные показания дали и свидетели ФИО5, ФИО6
В объяснительной от 11 июля 2020 года ФИО1 указал, что 10 июля 2020 года около 13 часов он выехал из гаража и на кольце 9 микрорайона вследствие жары в кабине водителя перепутал направление движения и повернул в сторону гипермаркета «Линия». Когда помутнение сознания прошло, он понял, что повернул неправильно и заехал развернуться на автостоянку у гипермаркета «Линия». Развернувшись, поехал на автостанцию «Сокол».
Приказом № от 07 августа 2020 года «О депремировании», постановлено за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей водителю автобуса 4 колонны ФИО1 аб. № премию за июль 2020 года не начислять. В качестве основания указано, что 10 июля 2020 года ФИО1, работая по маршруту № «г. Липецк-Большая Кузьминка», допустил отклонение от маршрута, чем нарушил пункт 2.4.4 Должностной инструкции водителя автобуса.
С указанным приказом истец ознакомлен 11 августа 2020 года.
Согласно акту замера расстояний нулевых пробегов до начальных пунктов отправления по маршрутам ОАО «ЛАЛ» расстояние ЛАЛ – Поперечный пр. – КТЗ – Студеновская – Автостанция «Сокол» - 11,2 км.
Автостанция «Сокол» – Студеновская – КТЗ - Поперечный пр. – ЛАЛ - 11,2 км.
В соответствии с ответом ОКУ «Агентство автомобильного транспорта Липецкой области» от 09 сентября 2020 года на запрос ОАО «Липецкие автобусные линии» в период с 12:00 по 12:42 10 июля 2020 года автобус марки НеФАЗ-5299, гос. рег. знак №, находился по адресу: <...>. С 12:42 по 12:46 совершал движение в сторону кольца 9 микрорайона. С 12:46 по 13:07 навигационные данные отсутствуют. С 13:07 и далее совершал движение по улице Гагарина, в сторону автостанции «Сокол».
Согласно справке финансового директора ОАО «Липецкие автобусные линии», водитель автобуса 4 колонны ФИО1 таб. № 10 июля 2020 года допустил отклонение от маршрута на 32,4 км, чем принес убыток предприятию в сумме 1 265 руб. (в том числе затраты на топливо 463 руб.).
При этом, в судебном заседании истец ФИО1 не отрицал, что при следовании автобуса из гаража к автостанции «Сокол», проезд к магазину «Линия» не предусмотрен.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцу верно был снижен размер премии за июль 2020 года в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей, установленных пунктом 2.4.4 Должностной инструкции водителя автобуса.
Все изложенные ответчиком обстоятельства о допущенном истцом нарушении нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, подтверждены как объяснениями самого истца и показаниями всех допрошенных свидетелей, так и имеющимися в материалах дела доказательствами.
Из чего следует, что ФИО1 нарушил свои должностные обязанности в части недопущения отклонения от маршрута движения и отстой рейсов. После того, как истец съехал с маршрута, он руководство в известность не поставил, о своем плохом самочувствии также не сообщил, что он подтвердил в судебном заседании.
Приведенные обстоятельства подтвердили в суде и свидетели, допрошенные в судебном заседании.
Учитывая тяжесть нарушения и последствия, которые произошли вследствие нарушения ФИО1 своих должностных обязанностей, работодателем было принято обоснованное решение о депремировании.
В этой связи суд полагает, что при депремировании истца на основании оспариваемого приказа учтены все существенные по делу обстоятельства, тяжесть нарушения и последствия.
Коль скоро приказ ОАО «Липецкие автобусные линии» от 07 августа 2020 года № о депремировании за июль 2020 года ФИО1 вынесен законно и обоснованно, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к ОАО «Липецкие автобусные линии» об отмене приказа о депремировании, взыскании премии, компенсации морального вреда.
Довод истца о том, что 10 июля 2020 года во время следования к магазину «Линия» у него было разрывное свободное время, не может повлечь иной исход дела, поскольку работник не может использовать в своих личных целях имущество работодателя.
Утверждение ФИО1, что он находился не на маршруте, а на нулевом пробеге, основанием к отмене оспариваемого приказа не является, поскольку в судебном заседании истец пояснил, что при нахождении автобуса на нулевом пробеге заезд к магазину «Линия» не предусмотрен.
Ссылка истца на положения статей 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации является несостоятельной, поскольку указанные статьи регулируют порядок применения дисциплинарных взысканий. Однако истец к дисциплинарной ответственности на основании оспариваемого приказа не привлекался, он был на основании решения работодателя депремирован.
В этой связи несостоятельны и доводы истца о том, что работодателем не соблюден трехдневный срок ознакомления его с приказом.
Довод истца о том, что он не был ознакомлен с Коллективным договором на 2019-2022 годы, не является основанием к удовлетворению исковых требований.
В материалы дела предоставлено Положение об оплате труда и материальном стимулировании водителей автобусов, являющееся Приложением № к Коллективному договору на 2016-2019 годы, с которым истец ознакомлен 22 ноября 2017 года, о чем имеется его роспись в журнале ознакомления работников с Коллективным договором ОАО «ЛАЛ».
При сопоставлении Положений об оплате труда и материальном стимулировании водителей автобусов, являющихся Приложениями № к Коллективным договорам, следует, что Положения одинаково регулируют вопросы материального стимулирования водителей.
Довод истца о том, что съезд к магазину «Линия» произошел ввиду его плохого самочувствия, объективными доказательствами не подтвержден. Сторонами не оспаривалось, что 10 июля 2020 года истец прошел медицинский осмотр, с жалобами на плохое самочувствие ни к работодателю, ни в медицинскую организацию не обращался.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОАО «Липецкие автобусные линии» об отмене приказа о депремировании, взыскании премии, компенсации морального вреда, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Акимова
Решение суда в окончательной форме составлено 09 февраля 2021 года.