Копия
Дело № 2-3696/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 21 сентября 2016 года
Кировский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кийкова С.Г.,
при секретаре Фадеевой А.В.,
с участием: истца ФИО1,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО7 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> о признании право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАОВИЛ:
Решением комиссии по реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> № 609 от 23 октября 2013г. ФИО1 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием специального стажа на соответствующих видах работах, требуемого для назначения данного вида пенсии.
УПФ РФ (ГУ) в <адрес> не приняты к зачету в специальный стаж, в том числе, периоды работы истицы с 02 декабря 1985г. по 02 сентября 1987г. в должности руководителя музыкального кружка, культорганизатора Дома пионеров Советского района г. Красноярска, с 02 сентября 1987г. по 21 июня 1990г. в должности руководителя музыкального кружка ДК КРАЗа и с 01 сентября 1990г. по 26 августа 1991г. в должности руководителя музыкального кружка ДК КРАЗа.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в <адрес>, просила включить указанные периоды трудовой деятельности в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии и назначить пенсию с 30 сентября 2013 г., то есть с момента первоначального обращения в пенсионный орган.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования с учетом уточнений поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель УПФ РФ (ГУ) в <адрес> по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, указав на отсутствие предусмотренных законом для этого оснований, предоставив соответствующий отзыв с мотивацией о необоснованности исковых требований.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования ФИО1 законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим правовым основаниям.
В силу ч.3 ст.36 Федерального Закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона РФ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 данного Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пункт 2 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так же как и аналогичная норма Закона «О трудовых пенсиях в РФ», предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 14 Постановления Пленума ВС РФ от 11 декабря 2012г. № 30 «О практике рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты)».
На основании абзаца второго п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратившего силу с 01.10.1993г.), в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях.
В силу пункта 1 Номенклатуры внешкольных учреждений, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 14 ноября 1986 года N 227, Примерного перечня внешкольных учреждений, утвержденного Приказом Гособразования СССР от 23 апреля 1990 года N 280, п. 3.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" дома пионеров и школьников, центры творчества детей и юношества были отнесены к числу внешкольных детских учреждений.
К работе по специальности во внешкольных детских учреждениях, согласно Инструктивному письму Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И относилась работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др. (п. 3.2).
Таким образом, действовавшее в спорный период законодательство не содержало исчерпывающего перечня должностей, работа в которых во внешкольных детских учреждениях засчитывалась в работу по специальности применительно к праву на досрочную пенсию, и юридически значимым для настоящего дела обстоятельством является установление того, являлась ли работа в должности культорганизатора работой по специальности, в данном случае, по педагогической специальности.
В соответствии с п. 2.4 Типового положения о Доме (Дворце) пионеров и школьников, п. 1 Типовых штатов городских, районных (окружных) Домов (Дворцов) пионеров и школьников, утвержденных Приказом Министерства просвещения СССР от 20 июля 1987 года N 135, предусматривалось введение в штаты, а также привлечение к работе в Домах (Дворцах) пионеров и школьников культорганизаторов.
Постановлением Госкомтруда СССР от 7 января 1977 года N 3 были утверждены Квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений, в том числе квалификационные характеристики культорганизаторов, что свидетельствует о том, что указанная должность относилась к числу педагогических, и работа в указанной должности в Доме пионеров и в Центре творчества детей и юношества относится к работе по специальности во внешкольных детских учреждениях.
Из материалов дела следует, что ФИО1 ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята 02 декабря 1985 г. (приказ от 04 декабря 1985 г. № 1378) на должность руководителя музыкального кружка, затем была переведена культурным организатором с ведением кружковой работы Дома пионеров Советского района г. Красноярска (приказ от 01 октября 1986 г. № 1200), уволена 02 сентября 1987 г. (приказ от 02 сентября 1987г. № 721), что подтверждается записями в трудовой книжке и справкой от 17 сентября 2013г. № 1122, уточняющей условия труда (л.д. 9-10, 14-15).
Таким образом, работа в должности руководителя музыкального кружка, культорганизатора в Доме пионеров должна быть включена в педагогический стаж истицы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п. 2 Положения 1959 года.
Кроме того, подлежат включению в специальный стаж истицы периоды работы истицы с 02 сентября 1987 г. по 21 июня 1990 г. и с 01 сентября 1990 г. по 26 августа 1991 г. в должности руководителя музыкального кружка ДК КРАЗа по следующим основаниям.
Пунктом 9 Номенклатуры внешкольных учреждений, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 14 ноября 1986г. № 227, предусмотрены детские музыкальные, хоровые студии (создаются предприятиями, учреждениями и организациями на основе самоокупаемости).
На основании п.1.1 Положения о кружках (студиях), организуемых на принципах самоокупаемости профсоюзными комитетами, культурно-просветительными, внешкольными учреждениями профсоюзов, утвержденного постановлением Секретариата ВЦСПС от 03 сентября 1982г. №14-17, профсоюзные комитеты, культурно-просветительные, внешкольные учреждения профсоюзов в целях удовлетворения разнообразных культурных потребностей, совершенствования организации досуга, развития самодеятельного творчества трудящихся и членов их семей могут создавать, по их желанию, кружки (студии), организуемые на принципах самоокупаемости на средства, получаемые за счет взносов участников кружков или родителей детей, занимающихся в этих кружках. На принципах самоокупаемости могут быть созданы кружки (студии) искусств (п.1.3 Положения).
Отказывая во включении указанного периода работы истца в специальный стаж, комиссия пенсионного фонда исходила из того, что учреждение «ДК КРАЗа» и должность «руководитель музыкального кружка» не предусмотрены.
Как видно из записи № 4 в трудовой книжке истицы, приказом от 07 сентября 1987 г. № 87, последняя принята в ДК КРАЗа руководителем музыкального кружка по самоокупаемости, приказом № 69 от 21 августа 1991 г. истица уволена с занимаемой должности, что также следует из справки от 11 сентября 2013 г. № 114, которая так же указывает на то, что истица в указанный период времени работала руководителем музыкального кружка по классу аккордеона.
Как указано выше, в соответствии с п.3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» к работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относится работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др.
Как следует из содержания Квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений, утвержденных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 07 января 1977г. № 3, руководитель кружка (коллектива) проводит на высоком идейном, научном и методическом уровне занятия с членами кружка (коллектива) соответствующего профиля. Добивается повышения уровня их знаний и мастерства. Планирует проведение занятий, обеспечивает выполнение учебной программы, принимает участие в методической работе. Проводит отбор и комплектует состав кружка (коллектива). Обеспечивает участие членов кружка (коллектива) в соревнованиях, выставках, концертах и других массовых мероприятиях. Контролирует соблюдение учебной дисциплины членами кружка (коллектива), ведет учет посещаемости ими занятий.
Таким образом, из материалов дела видно, что ФИО1 в спорный период времени в соответствии с приведенными нормами действовавшего на тот период законодательства фактически осуществляла педагогическую деятельность в должности руководителя коллектива (кружка) во внешкольной учреждении.
Принимая во внимание изложенное, содержание приказа о приеме на работу истца и справок работодателя, а так же учитывая, что факт работы истца во внешкольном детском учреждении не был опровергнут ответчиком в судебном заседании, суд полагает, что истица в спорный период времени работала в должности руководителя музыкального кружка ДК КРАЗа, в связи с чем, полагает необходимым включить указанный период ее трудовой деятельности в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. При этом, суд учитывает, что на день обращения истца в пенсионный орган, то есть 30 сентября 2013 г. ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии, в должностях и учреждения, работа в которых дает право на эту пенсию.
Принимая во внимание, что при включении спорных периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, стаж ФИО1 на соответствующих видах работ составит 25 лет, что свидетельствует о наличии требуемого стажа для назначения трудовой пенсии по старости, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального Закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В связи с тем, что суд пришел к выводу о том, что решение комиссии является незаконным, ответчика следует обязать назначить ФИО1 пенсию с 30 сентября 2013 г., то есть с момента первоначального обращения в пенсионный орган.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 ФИО9 удовлетворить.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> принять к зачету для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» периоды работы ФИО1 с 02 декабря 1985 г. по 02 сентября 1987 г. в должности руководителя музыкального кружка, культорганизатора Дома пионеров Советского района г. Красноярска, с 02 сентября 1987 г. по 21 июня 1990 г. в должности руководителя музыкального кружка ДК КРАЗа и с 01 сентября 1990 г. по 26 августа 1991 г. в должности руководителя музыкального кружка ДК КРАЗа.
Признать за ФИО1 ФИО10 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях», назначив ей пенсию с 30 сентября 2013 г.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 30 дней с момента вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Красноярска.
Судья С.Г. Кийков