ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3696/2022 от 15.07.2022 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело 2- 3696/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО4

Волжский городской суд

В составе председательствующего судьи Топильской Л.Н.

При секретаре ФИО4

С участием прокурора ФИО4

представителя ответчика ФИО4

15 июля 2022 года в городе Волжском

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа- о понуждении к организации содержания агрессивно настроенных безнадзорных животных,-

У С Т А Н О В И Л

Прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации городского округа- о понуждении к организации содержания агрессивно настроенных безнадзорных животных.

В обоснование иска указал, что проведенной соблюдения администрацией городского округа- действующего законодательства при осуществлении деятельности по отлову и содержанию безнадзорных животных установлено, что администрацией городского округа- не обеспечено принятие действенных мер по отлову безнадзорных животных, которые не могут быть возвращена на прежние места обитания, в том числе по причине проявления агрессии с последующим содержанием в приютах, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных. В рамках выделенного финансирования возможность содержания животных без владельцев в приютах отсутствует. На территории городского округа мест ( приютов) для пожизненного содержания животных, проявляющих немотивированную агрессию, не имеется. Надзорные мероприятия показали, что за 2021-2022 годы на территории городского округа- зарегистрировано 80сообщений о поступлении жителей города, в том числе детей с телесными повреждениями от укусов агрессивно настроенных агрессивно настроенных безнадзорных животных. Таким образом, невыполнение администрацией городского округа мероприятий по отлову безнадзорных животных, проявляющих немотивированную агрессию, их содержанию в приютах для животных. влечет практику выпуска особей в места обитания, которая, в свою очередь, создает предпосылки для повторного нападения на жителей и гостей , а также угрозу распространения заболеваний, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное проживание. Просит признать незаконным бездействие администрации городского округа- по неосуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев и необеспечению переданных государственных полномочий при организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории городского округа- в соответствии с требованиями Федерального закона от "."..г.№... –ФЗ «Об ответственном обращении с животными» и закона от "."..г.№...-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями в области обращения с животными в части отлова и содержания животных без владельцев»; возложить на администрацию городского округа- обязанность по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории в соответствии с требованиями Федерального закона от "."..г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и закона от "."..г.№...-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями в области обращения с животными в части отлова и содержания животных без владельцев» в части отлова и содержания животных без владельцев путем обеспечения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу содержания в приюте животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежнее место обитания в связи с проявлением немотивированной агрессии.

Представитель администрации городского округа- иск не признала. Возражая, указала, что перечень переданных государственных полномочий является исчерпывающим и обеспечивается на условиях финансирования за счет средств бюджета на соответствующий финансовый год. Размер субвенций является расчетным в соответствии с Методикой расчета размера субвенций, предоставляемых бюджетами муниципальных районов и городских округов . За период 2021 -2022 годов администрацией городского округа- в рамках своих полномочий проведены мероприятия по заключению муниципальных контрактов с ООО «ПромКомплект» на оказание услуг по обращению с животными без владельцев, которые были все исполнены Средства субвенций из областного бюджета в 2021 году использованы в полном объеме. "."..г. заключено соглашение с благотворительным фондом помощи бездомным животным «Белка и Стрелка» о предоставлении субсидии на проведение мероприятий, направленных на регулирование численности животных без владельцев на устройство 1 вольера, отлов и возврат, стерилизацию, содержание 170 животных без владельцев. Выделенные на 2022 год субвенции также использованы в полном объеме. таким образом, администрация городского округа- непрерывно ведется работа по исполнению государственных полномочий в части отлова и содержания животных с использованием выделенных средств регионального и муниципального бюджетов. В связи с изложенным, считает, что доводы истца о допущенном бездействии являются необоснованными и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель Комитета ветеринарии в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковое заявление прокурора поддержал, считая его законным и обоснованным.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению частично.

Под безнадзорным понимается животное, имеющее собственника и временно выбывшее из его попечения, а также животное, собственник которого неизвестен.

В силу ст.231 Гражданского кодекса Российской Федерации если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.

При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Согласно п. 49 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляем данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению РФ, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта РФ за счет средств бюджета субъекта РФ.

от "."..г.№...-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями в области обращения с животными в части отлова и содержания животных без владельцев» органам местного самоуправления переданы полномочия по обращению с животными без владельцам, предусмотренные ч.1 ст.18 Федерального закона № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ст. 18 Федерального закона N 498-ФЗ от "."..г. "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу п. 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3."."..г.-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 54 от "."..г., регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства.

Согласно ст. 3 Закона от "."..г.№...-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями в области обращения с животными в части отлова и содержания животных без владельцев» рганы местного самоуправления с целью реализации отдельных государственных полномочий имеют право, в том числе:

- на обеспечение финансовыми и материальными средствами отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета ;

- дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных муниципального образования.

Как указано в п.3 ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходный обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

В судебном заседании установлено, что согласно результатам мониторинга по состоянию на "."..г. на территории городского округа- находится 1907 животных без владельцев.

В течение 2021-2022 годов администрацией городского округа- неоднократно заключались муниципальные контракты на оказание услуг по обращению с животными без владельцев, куда входили услуги по отлову, содержанию, вакцинации, стерилизации и возврату животных в прежние места обитания и ООО «ПромКомплект».

Кроме того, администрацией городского округа- заключены соглашения с благотворительным фондом помощи бездомным животным «Белка и Стрелка» о предоставлении субсидии на проведение мероприятий, направленных на регулирование численности животных без владельцев на устройство 1 вольера, отлов и возврат, стерилизацию, содержание 170-172 животных без владельцев.

При этом размере субвенций определялся муниципальным органом определялся на основании Методики расчета размера субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов .

Их представленных администрацией городского округа- следует, что средства субвенций из областного бюджета в 2021 и 2022 годах использованы в полном объеме, все муниципальные контракты и соглашения исполнены; администрация городского округа- неоднократно обращалась в Комитет ветеринария с требованиями о выделении городу дополнительных денежных средств ( субсидий) на проведение мероприятий в области обращения с безнадзорными животными.

Сведений об умышленном неисполнении переданных городскому округа- государственных полномочий в области обращения с животными прокурор суду не представил.

Более того, как следует из Доклада Комитета ветеринарии о реализации Закона от "."..г.№...-ОД за 2020 год, нарушении исполнения государственных полномочий в этой части городским округом- не допущено.

Поскольку прокурором не представлено относимых и допустимых доказательств, со всей очевидностью свидетельствующих о бездействии администрации городского округа по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, исковые требования о признании незаконным бездействия администрации городского округа- по неосуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев и необеспечению переданных государственных полномочий при организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории городского округа- в соответствии с требованиями Федерального закона от "."..г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными» и закона от "."..г.№...-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями в области обращения с животными в части отлова и содержания животных без владельцев», удовлетворению не подлежат.

Однако на территории городского округа- мест (приютов) для пожизненного содержания животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность, не имеется. Данный факт сторонами не оспаривается.

В то же время, по сведениями УМВД России по на территории городского округа- зарегистрировано 80 сообщений о поступлении жителей города, в том числе детей с телесными повреждениями ( равными ранами), образовавшимися от укусов агрессивно настроенных безнадзорных животных.

На представление прокурора о безотлагательном принятии мер по устранению допущенных нарушений закона администрацией города волжского дан ответ о недостаточности финансирования из областного бюджета. и заверения, что при выделении городскому округу необходимого финансирования у администрации появится возможность проведения мероприятий по организации приютов для безнадзорных животных.

Суд не может согласиться с данными доводами, поскольку они свидетельствуют о нарушении законодательства об обращении с животными в части отлова и содержания в приюте животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежнее место обитания в связи с проявлением немотивированной агрессии; создают угрозу жизни и здоровью жителей и гостей городского округа – ..

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что имеются основания для возложения на администрацию городского округа- обязанности по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории в соответствии с требованиями Федерального закона от "."..г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и закона от "."..г.№...-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями в области обращения с животными в части отлова и содержания животных без владельцев» в части отлова и содержания животных без владельцев путем обеспечения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу содержания в приюте животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежнее место обитания в связи с проявлением немотивированной агрессии.

При этом суд обращает внимание ответчика на тот факт, что администрация городского округа- как орган местного самоуправления имеет право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных ей государственных полномочий по обращению с безнадзорными животными, а также в силу п.3 ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации с целью финансового обеспечения дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств, осуществить их за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд,-

Р Е Ш И Л

Возложить на администрацию городского округа- обязанность по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории в соответствии с требованиями Федерального закона от "."..г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и закона от "."..г.№...-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями в области обращения с животными в части отлова и содержания животных без владельцев» в части отлова и содержания животных без владельцев путем обеспечения в течение 06 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу содержания в приюте животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежнее место обитания в связи с проявлением немотивированной агрессии. В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение

Составлено "."..г. года

(16.07.22г.-17.07.22г.вых.дни)

Судья