2-3697/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2018 года г. Оренбург
Ленинский районный суд города Оренбурга
в составе: председательствующего судьи: Устабаева Е.Т.
при секретаре: Черенковой И.С.
с участием истца ФИО1,
представителя ответчикаЩевЕ. Е. В., действующей на основании доверенности от 24.05.2018 года,
представителя ответчикаФИО2, действующейнаосновании доверенности от 14.03.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области о признании незаконным и отмене дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что работает в Управлении федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в должности ведущего специалиста - эксперта отдела юридического обеспечения.
Приказом № ... от 13.04.2018 года к ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии в связи с несоблюдением требований о предотвращении и об урегулировании конфликта интересов, выразившееся в непринятии мер по уведомлению представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов при подготовке проекта постановления по делу об административном правонарушении и участии в судебном заседании по жалобе а где в качестве потерпевшей стороны участвовал гражданин, стоящий с госслужащим в близком родстве.
С данным дисциплинарным взысканием истец не согласна, так как считает его незаконным и необоснованным.
Истец просит признать незаконным и отменить приказ № ... от 13.04.2018 года о наложении ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители ответчика ЩевЕ. Е.В.,ФИО2 возражали против удовлетворения исковых требований, просили отказать.
Изучив и исследовав материалы гражданского дела, заслушав объяснение явившихся участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч.2, ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
На основании ч.1, 2 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ, лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Порядок уведомления федеральными государственными гражданскими служащими Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов во исполнении ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» утвержден приказом Роспотребнадзора от 1006.2016 года № 489 «Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Роспотребнадзора и его территориальных органов о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов».
В соответствии с п.1.1 ч.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.
В силу п. 2 ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2)вина гражданского служащего; 3)причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4)характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
На основании п. 12 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Президента РФ № 821, состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения (далее Положения).
Согласно п. 13 Положения в заседаниях комиссии с правом совещательного голоса участвуют: а)непосредственный руководитель государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, и определяемые председателем комиссии два государственных служащих, замещающих в государственном органе должности государственной службы, аналогичные должности, замещаемой государственным служащим, в отношении которого комиссией рассматривается этот вопрос;
б) другие государственные служащие, замещающие должности государственной службы в государственном органе; специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам государственной службы и вопросам, рассматриваемым комиссией; должностные лица других государственных органов, органов местного самоуправления; представители заинтересованных организаций; представитель государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, - по решению председателя комиссии, принимаемому в каждом конкретном случае отдельно не менее чем за три дня до дня заседания комиссии на основании ходатайства государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается этот вопрос, или любого члена комиссии.
В соответствии с п.п. «б» п. 18 Положения председатель комиссии при поступлении к нему в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом государственного органа, информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии организует ознакомление государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в подразделение государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки;
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (п. 2 ст. 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ).
Представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации ( ч. 2 ст. 1 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Руководителем Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области является е
Согласно п. 2, 3 Приказу Роспотребнадзора от 10.06.2016 № 489 «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Роспотребнадзора и его территориальных органов о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» гражданский служащий Роспотребнадзора, его территориального органа обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
О возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий Роспотребнадзора, его территориального органа обязан уведомить представителя нанимателя, как только ему станет об этом известно.
Из материалов гражданского дела следует, что согласно служебному контракту № ..., трудовой книжке ФИО1 работает в Управлении федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в должности ведущего специалиста - эксперта отдела юридического обеспечения.
Согласно п. 6 служебного контракта № ... гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего РФ, предусмотренные статьей Федерального закона, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательные требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно п.п. 12 п. 6 должностного регламента ведущего специалиста - эксперта отдела юридического обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области ведущий специалист – эксперт отдела в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта
С данным должностным регламентом ФИО1 ознакомлена 28.12.2015 года.
На основании приказа руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области е от 23.03.2018 № ... была проведена проверка в отношении должностного лица ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации № 1065 от 21.09.2009 года «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
ФИО1 была уведомлена о том, что в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области поступили материалы проверки о несоблюдении требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов, что подтверждается полученными от ФИО1 от 26.04.2018 года объяснениями по доводам изложенным в обращении. ФИО1 была приглашена на заседание комиссии 11.04.2018 года.
Согласно приказу от 13.04.2018 года № ... к ведущему специалисту - эксперту отдела юридического обеспечения ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии за несоблюдение требований о предотвращении и об урегулировании конфликта интересов, выразившееся в непринятии мер по уведомлению представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов при подготовке проекта постановления по делу об административном правонарушении, участие в судебном заседании в качестве представителя Управления по жалобе а где в качестве потерпевшей стороны участвовал гражданин, состоящий с госслужащим в близком родстве.
С данным приказом от 13.04.2018 года № ...ФИО1 ознакомлена 13.04.2018 года, копию приказа получила 13.04.2018 года.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В обоснование исковых требований ФИО1 указала на то, что начальник юридического отдела п была прямо заинтересована в результате служебной проверки, в нарушении ч. 5 ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ участвовала в проведении служебной проверки.
Учитывая возможную личную заинтересованность члена комиссии п по рассматриваемому вопросу внесены изменения в состав комиссии. Приказом руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 04.04.2018 года из состава комиссии исключена п и введена представитель юридического подразделения к заместитель начальника отдела.
Приказом руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 04.04.2018 года № .... на заседание комиссии с правом совещательного голоса был направлен начальник отдела юридического обеспечения п для дачи пояснений на заседании и без включения в состав комиссии.
В ходе проведения заседания была заслушана п как непосредственный руководитель ФИО1, в голосовании участия не принимала. Представитель отдела к при голосовании по вопросу несоблюдения требований к служебному поведению и требованиям урегулирования конфликта интересов, а также применения дисциплинарной ответственности к ФИО1 воздержалась.
Из вышеуказанной совокупности нормативно - правовых актов, а также обстоятельств, следует, что ФИО1 обязана была уведомить представителя нанимателя о конфликте интересов, либо возможности его возникновения при обращении к ней главного специалиста - эксперта отдела защиты прав потребителей ш за консультацией по обращению у при поступлении сформированного административного дела в отношении председателя СНГ «Бургаз» для юридического сопровождения и подготовки постановления по делу об административном правонарушении (по ст. 14.6 КоАП РФ), при участии в судебном заседании в качестве представителя административного органа.
С уведомлением к руководителю Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области е о возможности возникновения конфликта интересов ФИО1 не обращалась.
Как следует из объяснительной ФИО1, когда она получила обращение от ее сестры у она обратилась к начальнику отдела юридического обеспечения п с вопросом о возможности давать юридическую консультацию.
Вместе с тем, уведомление от ФИО1 о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов поступило в отдел государственной службы и кадров Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области только 02.04.2018 года.
Таким образом, ФИО1 допустила нарушение Должностного регламента ведущего специалиста - эксперта отдела юридического обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, Федерального закона № 273-ФЗ, а именно, не уведомила о возможности возникновения конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей.
С доводом ФИО1 о том, что она была не ознакомлена с результатами проверки суд не соглашается в виду следующего.
Согласно протоколу заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от 11.04.2018 года № ... до начала обсуждения, секретарь комиссии огласила информацию, которая послужила основанием для проведения проверки заседания комиссии, документы, представленные на заседание комиссии, результаты проверки, проведенные отделом государственной службы и кадров по фактам, изложенным в обращении. От ФИО1 никаких заявлений и ходатайств не поступало.
Проверка проводилась в соответствии с требованиями Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение вакантных должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденному Указом Президента РФ № 1065 от 21.09.2009 года.
Объективных причин, которые бы свидетельствовали о невозможности исполнения ФИО1 обязанности по уведомлению представителя нанимателя о возможном конфликте интересов суду не представлено.
Указанное поведение ФИО1 свидетельствует о ее вине в неисполнении обязанности в соответствии с должностным регламентом.
В отличие от служебной проверки, проверка соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов поручается кадровому подразделению (п. 7 Положения «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», утвержденное Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065). Привлечения выборного профсоюзного органа к проведению проверки указанным нормативным актом не предусмотрено.
С доводами ФИО1 о том, что ее участие в судебном заседании, где в качестве потерпевшей стороны участвовал гражданин, состоящий с ней в близком родстве не повлияло на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею возложенных обязанностей, а также что при применении взыскания ответчиком не были учтены характер совершенного гражданским служащим правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей суд не соглашается.
Непринятие ФИО1 мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение, вместе с тем с учетом всех обстоятельств, учитывая отягчающие и смягчающие вину обстоятельства, применена мера дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
Процедура наложения дисциплинарного взыскания работодателем нарушена не была.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелись основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания, в связи с чем суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области о признании незаконным и отмене дисциплинарного взыскания - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Е.Т. Устабаев