ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3699/2014 от 22.08.2014 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

 Дело № 2-3699/2014

                                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 22 августа 2014 года                                     г. Улан-Удэ      Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Кузьминой О.В., с участием прокурора Бадмацыреновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене решения № ... от 12.08.2014 окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № ...,

 У С Т А Н О В И Л:

 Обращаясь с заявлением в суд, ФИО1 в лице ФИО2 просит незаконным и отменить решение № ... от 12.08.2014 окружной избирательной комиссии по одномандатному округу № 11 о регистрации в качестве кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета по одномандатному округу № 11 ФИО3, выдвинутого в порядке самовыдвижения. Мотивирует тем, что при принятии решения членами комиссии не приняты во внимание замечания по заполнению и соответствию форме подписного листа (приложение № 8 к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). А именно, имеет несоответствие форме подписного листа, в графе серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина» указан вид документа, что не соответствует форме подписного листа и противоречит п. 5 ст. 2 ФЗ. Во всех подписных листах, представленных кандидатом, не принято во внимание несоответствие данных, представленных кандидатом, в частности не принято во внимание несоответствие данных о месте работы – <данные изъяты> и занимаемой должности указаны не в полном объеме, что является основанием для признания всех содержащихся в данных подписных листах подписей избирателей недействительными в соответствии с пп. З п. 6.4. ст. 38 ФЗ. Так, в справке, представленной кандидатом в качестве подтверждения места работы в качестве генерального директора ООО «Аква Плюс» с 04.03.2014, однако, согласно выписке кандидат является генеральным директором данного предприятия с ***. Кроме того, в подписном листе № 4 п. 7 дата (месяц) проставлена неоднозначно, невозможно определить какие цифры отображены; в подписном листе № 5 п. 3 фамилия подписчика – невозможно однозначное толкование, адрес места жительства в названии города первая буква в сравнении с иными строками похожа на цифру 1. Кроме того, при ознакомлении с материалами и документами по выдвижению и регистрации кандидата не обнаружены запросы в Управление федеральной миграционной службы по Республике Бурятия и ответы на данные запросы для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях.

 ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна.

 Представитель заявителя по доверенности ФИО2 заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснила, что при принятии решения о регистрации в качестве кандидата в депутаты ФИО3 не проверен необходимый объем подписей. При ознакомлении с материалами представленными Брянским ею не обнаружены запросы в органы УФМС, ГАС «Выборы». Кандидатом ФИО3 представлены недостоверные сведения о месте работы.

 Председатель окружной избирательной комиссии по одномандатному округу № 11 ФИО4, представитель по устной доверенности ФИО5 не согласны с заявлением, просят оставить без удовлетворения. Мотивируют тем, что ФИО3 предоставлен необходимый объем документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты. Все подписные листы были проверены, достоверность подписей избирателей установлена. Направлялись запросы в органы УФМС, проверка проводилась посредством ГАС «Выборы». При наличии необходимых сведений об избирателях указание наименования документа не является основанием для признания подписных листов не достоверными. В подписных листах указано место работы кандидата, сведения соответствуют действительности, указание даты начала работы не требуется. С учетом переименования юридического лица, в которой работает кандидат, дата начала работы в должности генерального директора <данные изъяты> с 04.03.2014 соответствует действительности. В подписных листах неоговоренных исправлений нет, имеющиеся замечания в написании даты, фамилии избирателя, на что указывает заявитель, объясняются особенностями почерка избирателя. У избирательной комиссии не возникло сомнений в достоверности подписей избирателей, тем более, что данные об избирателях проверены. Указание наименование документа не является основанием для признания подписных листов недостоверными, недействительными.

 Заинтересованное лицо ФИО3 и его представитель по доверенности ФИО6 не согласны с заявлением, просили оставить без удовлетворения. Мотивировали тем, что сбор подписей избирателей в подписных листах был осуществлен с соблюдением требований закона. Указание наименование документа обусловлено тем, что помимо паспорта избиратель вправе предъявить и иной документ, также содержащий номер и серию. Для конкретизации документа избирателя и был указан вид, предъявляемого им документа, что не является нарушением закона. Юридическое лицо <данные изъяты> было переименовано в <данные изъяты> о чем 04.03.2014 внесены изменения в ЕГРЮЛ. В связи с переименованием юридического лица в трудовую книжку ФИО3 внесены изменения, поэтому сведения представленные в окружную избирательную комиссию соответствуют действительности.

 Выслушав пояснения участников процесса, изучив представленные материалы, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявление неподлежащим удовлетворению,    суд приходит к следующему.

 В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 Отношения, возникшие между указанными лицами, регулируются положениями главы 26 ГПК РФ, Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в РБ» от 17.09.2003 г. № 417-III.

 Согласно ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

     Суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме (ч. 1 ст. 261 ГПК РФ).

      Решением Улан-Удэнского Городского Совета депутатов № 842-72 от 19.06.2014 г. назначены выборы депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов V созыва на 14.09.2014 г.

      Решением № 24 от 12.08.2014 окружной избирательной комиссией № 11 ФИО3    зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 в порядке самовыдвижения.

 Заявитель ФИО1 является зарегистрированным кандидатом в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11.

 В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.

     Согласно п. 27 ст. 38 указанного Федерального закона №67-ФЗ перечень оснований для отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов), установленный пунктами 24 - 26 настоящей статьи, являются исчерпывающим.

      Пунктом 1 ст. 33 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

     В соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

       Согласно пп. «б» пункта 2.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ к заявлению, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, прилагаются: копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

 Аналогичные нормы содержатся и в Законе Республики Бурятия «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия» (в п. 5 ст. 24, ст. 25 закона).

 В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 Федерального закона.

 Порядок оформления подписных листов и сбора подписей регламентирован ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ. В пункте 11 ст. 37 данного закона установлены сведения об избирателе, которые должны быть указаны в подписном листе, а именно, фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, подпись избирателя и дата ее внесения.

 Как следует из представленных суду подписных листов в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты ФИО3    необходимый минимум сведений в них указан, объем обязательной к указанию информации в подписных листах имеется.      Указание в подписных листах наименования предъявленного избирателем документа, т.е. паспорта, с указанием серии и номера не свидетельствует о недействительности данных подписных листов. Форма же подписного листа соответствует приложению № 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ.

 Как установлено судом, избирательной комиссией проводилась проверка сведений об избирателях, указанных в подписных листах, поверялась достоверность их подписей, каких-либо сомнений в достоверности подписей не возникло.

 Действия избирательной комиссии соответствуют требованиям Федерального закона № 67-ФЗ, в именно ч. 3 ст. 38 данного закона, согласно которой проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

 Согласно п.6.1. вышеуказанной статьи по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

     Судом подробно изучены подписные листы в пользу кандидата ФИО3, сверены с оригиналом, в результате у суда не возникло сомнений в достоверности подписных листов. Не приведены убедительные доводы о недостоверности подписных листов и заявителем. Между тем, окружной избирательной комиссией проводилась проверка соответствия сведений в подписных листах, содержащих подписи избирателей в поддержку кандидата Брянского ЛД.П. по системе ГАС «Выборы» Железнодорожного района г. Улан-Удэ, по результатам которой недостоверных сведений не выявлено. По данным УФМС по Республике Бурятия при выборочной проверке сведения, содержащиеся в подписных листах, соответствуют сведениям регистрирующего органа.

 Судом установлено, что в подписном листе № 5 п. 3 все необходимые сведения об избирателе <данные изъяты> содержатся, указано ее место жительства. Очевидных исправлений, искажений при написании фамилии <данные изъяты> и слова «Улан-Удэ» не установлено, каких-либо неясностей и противоречий в их написании суд не усматривает, восприятие написания данной фамилии соответствует сведениям ГАС «Выборы» Железнодорожного района г. Улан-Удэ. По мнению суда, написание буквы в фамилии и названии города не препятствуют однозначному толкованию имеющихся сведений и позволяют в точности идентифицировать фамилию избирателя и город проживания, не препятствуют однозначному толкованию указанных сведений.

 Нет основания для признания недействительной подписи <данные изъяты> в подписном листе № ..., поскольку цифровое написание месяца позволяет с достоверностью установить месяц 02.08.2014, т.е. 2 августа 2014, каких-либо иных толкований отсутствует.

 Суд относит возникшие обстоятельства к особенностям почерка избирателей, а также лица, осуществившего сбор подписей. Неоднозначное трактование фамилии и наименования города в подписном листе № 5 п.3, даты в написании месяца в подписном листе № ... представителем заявителя, не является основанием для признания недостоверными подписей данных избирателей.

 Таким образом, судом установлено однозначное толкование слов «Улан-Удэ», <данные изъяты> цифры «08» в написании месяца в сведениях об избирателях <данные изъяты> и <данные изъяты>. Отсутствие каких-либо исправлений, помарок в написании указанных сведений является очевидным. Указанные заявителем факты не препятствуют однозначному восприятию сведений об указанных избирателях.

 В соответствии п. 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования оформляются согласно приложению № 8 к Федеральному закону. Согласно данному приложению кандидат в депутаты обязан указать в подписном листе, среди прочих, сведения о месте работы и занимаемой должности.

     Как следует из представленных суду подписных листов в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты ФИО3, необходимые сведения в них указаны, объем обязательной к указанию информации в подписных листах имеется.     В частности, указано место работы и занимаемая должность кандидатом в депутаты Брянским, а именно, место работы: <данные изъяты> занимаемая должность: генеральный директор.

 Согласно справки от 30.07.2014, представленной ФИО3 в окружную избирательную комиссию, последний является генеральным директором <данные изъяты> с 04.03.2014. Суду представлено решение № 2 от 25.02.2014, из которого видно, что    <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты>, утвержден Устав ООО <данные изъяты> в новой редакции. Сведения об изменениях в учредительных документах внесены в ЕГРЮЛ 04.03.2014. В связи с чем доводы заявителя о предоставлении ФИО3 недостоверных сведений о месте работы являются несостоятельными.

 Более того, как следует из положений Федерального закона № 67-ФЗ, закона Республики Бурятия от 17.09.2003 г. № 419-III достаточным является указание места работы кандидата и занимаемой должности (п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, ст. 24 п. 5 закона Республики Бурятия от 17.09.2003 г. № 419-III).

     При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нарушений окружной избирательной комиссией по одномандатному округу № 11 при регистрации ФИО3 в качестве кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского совета депутатов 5 созыва в порядке самовыдвижения допущено не было, а количества подписей, собранных в поддержку выдвижения ФИО3 достаточно для регистрации, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 259- 261 ГПК РФ, суд

 р е ш и л:

 Заявление ФИО1 об отмене решения № ... от 12.08.2014 окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № ... о регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № ... оставить без удовлетворения.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение 5 дней с момента принятия решения суда в окончательной форме.

         Решение в окончательной форме принято 22.08.2014.

 Судья                                                                                                                        Доржиева С.Л.