№ 2-369/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сибай 08 мая 2019 года
Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Чернова В.С.,
при секретаре судебного заседания Юнусовой Ю.А.,
с участием истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о восстановлении в списках очередников с момента подачи заявления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о восстановлении в списках очередников с момента подачи заявления.
Исковые требования мотивировала тем, что в администрацию городского округа <адрес> в отдел молодежи ею было подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», на 2011-2015 <адрес> ГО <адрес>, рассмотрев заявление, вынесла решение о признании семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий и включила в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 <адрес> было отписано председателем комитета по делам молодежи ФИО3 В 2016 г. от Администрации ГО <адрес> пришло письмо от ДД.ММ.ГГГГ№-м/033, в котором сообщают о снятии ее семьи из состава участников Подпрограммы ссылаясь на то, что в собственности истца и членов ее семьи находится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Отписано первым заместителем главы Администрации ФИО4 По доводам должностных лиц ГО Администрации <адрес> на основании приобретения недвижимости по ипотечному кредиту, семью истца сняли с очереди данной программы, с чем истец категорически не согласна, так как эта программа, включает социальные выплаты, которые могут быть использованы на погашение жилищного кредита. Являясь участником данной программы, и следуя ее условиям, был приобретен жилой дом в ипотеку. Данные условия изложены в приложение к решению Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальная программа поддержки молодых семей городского округа <адрес> Республики Башкортостан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2012-2015 гг. одной из задач которой является, создание условий для привлечения молодым семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты. Соответственно, право истца на поддержку в рамках Программы, как молодой семьи, не имеющие собственного жилья, либо имеющие документы, подтверждающие наличие финансовых обязательств за построенное (строящееся) или приобретенное жилье должно сохраниться. После многократных звонков квалифицированным специалистам по этой сфере в <адрес> и названивая в Администрацию ГО <адрес>, истец добилась включения в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с ДД.ММ.ГГГГ (этот факт о включении в состав участников подтверждает письмо ДД.ММ.ГГГГ№-м/033 от Администрации ГО <адрес>). Под гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их жительства по месту их постоянного места жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения. Возраст участников подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет. ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнится 36 лет и ее автоматически исключат из данной программы. И останусь с ипотекой и не смогу воспользоваться данной программой. Жду с 2012 <адрес> одна воспитывает 3-х детей. Оплачивает ипотеку и относится к категории семьи малоимущих. При восстановлении в очередности среди участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой «Жилище» от ДД.ММ.ГГГГ вероятность получить субсидию на погашение ипотеки в ближайший год возрастет, так как очередь продвинется в начало списка. Для многодетной семьи, помощь от государства в погашении ипотеки существенна, т.к. прекращаются обязательства перед, банком и жилье полностью переходит в собственность семьи. Таким образом, достигаются поставленные цели программы: решения жилищных проблем молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, улучшение демографической ситуации, укрепление института семьи.
Просит восстановить ее в очереди на улучшения жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральный целевой программы «Жилище», с момента подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Администрации ГО <адрес> РБ на заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
При изложенных обстоятельствах суд считает возможным на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело без участия не явившихся лиц, поскольку имеются сведения их надлежащих извещений.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, суду пояснила, что у нее трое детей, воспитывает детей одна, без мужа. Получает алименты и детское пособие. Хотела бы прописаться там, чтобы дети ходили в детский садик. Приходится постоянно перемещаться между двумя населенными пунктами. На данный момент берет отсрочку, так как больше кредит платить не может. Сейчас платит по 13 000 руб., а с отсрочкой будет платить по три тысячи рублей, на 10 000 рублей будет обеспечивать детей. Также суду пояснила, что все действия по приобретению жилья согласовывала с сотрудником администрации, чтобы соответствовать условиям данной программы.
Суд, выслушав истца, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (раздел V "Механизм реализации подпрограммы"). Финансирование программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050.
Согласно приведенным федеральным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Пунктом 7 Правил установлено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В настоящее время действует федеральная целевая программа "Жилище на 2015 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила) в соответствующей редакции.
Согласно пункту 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме также является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
Все подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" за соответствующие периоды основаны на принципах преемственности и предусматривают включение лиц, принятых на учет в период действия прежних подпрограмм и не получивших социальную выплату в число участников новой подпрограммы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, городская комиссия Администрации ГО <адрес> РБ рассмотрев заявление ФИО1 о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы для получения субсидии от ДД.ММ.ГГГГ, вынесла решение о признании семьи ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2011-2015 годы.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за №-м/033 Администрация ГО <адрес> РБ уведомила ФИО1 о том, что семья ФИО1 была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2011-2015 годы с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время семья ФИО1 состоит из двух человек. Согласно выписке из ЕГРН, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, в собственности ФИО1 находится жилой дом, общей площадью 74 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что соответствует принятым нормам. На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, Администрация ГО <адрес> РБ сообщает о снятии семьи ФИО1 из состава участников подпрограммы.
ДД.ММ.ГГГГ за №-м/033 Администрация ГО <адрес> РБ уведомила ФИО1 о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2015-2020 годы с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, ФИО1 приобрела по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: РБ, <адрес>, кадастровый №, существующие ограничения (обременения) права: ипотека в силу закона. На приобретение жилья ФИО1 использованы заемные средства на срок 180 месяцев, считая с даты его фактического предоставления (ДД.ММ.ГГГГ).
Право собственности ФИО1 зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
Семья ФИО1 состоит из четырех человек: ФИО1, троих детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 года» по исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 года № 131 «О Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 года» решением Совета городского округа г. ФИО8 19.04.2012 года № 28 утверждена Муниципальная программа поддержки молодых семей городского округа г. Сибай Республики Башкортостан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2012-2015 годы. Цели и задачи программы – государственная поддержка решения жилищных проблем молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, улучшения демографической ситуации, укрепления института семьи в городском округе г. ФИО8, обеспечение жильем молодых семей, повышение социальной защищенности молодежи, предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья, социальных выплат при рождении (усыновлении) Ребенка, создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты.
В соответствии с разделом 7 «Механизм реализации» данной муниципальной программы улучшение жилищных условий молодых семей в рамках реализации Программы предполагается осуществлять путем предоставления одной из форм государственной и муниципальной поддержки и финансовой помощи:
1. Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения, социальные выплаты при рождении Ребенка в рамках государственной поддержки предоставляются и используются в соответствии с Подпрограммой и Республиканской программой.
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи будет использоваться свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с Подпрограммой или свидетельство о предоставлении социальной выплаты на погашение части задолженности в случае рождения (усыновления) Ребенка при реализации Республиканской программы.
2. Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения, социальные выплаты при рождении Ребенка в рамках муниципальной поддержки предоставляются и используются в соответствии с Порядком предоставления субсидий участникам республиканской программы государственной поддержки молодых семей. В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи является постановление главы Администрации городского округа г. Сибай Республики Башкортостан.
Из раздела 13 данной программы «Формы предоставления социальных выплат участникам программы» следует, что социальная выплата предоставляется молодым семьям на уплату первоначального взноса в счет оплаты приобретаемого на основании договора купли-продажи жилья или расходов по созданию объекта индивидуального жилищного строительства, оплату основного долга и (или) процентов по ипотечному жилищному кредиту, а также платежа в счет оплаты паевого взноса членам жилищного накопительного кооператива. Использование социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также списание части задолженности основного долга по договору долевого участия в строительстве (приобретении) жилья, кредитному (ипотечному) договору возможно только по жилым помещениям, приобретенным на территории городского округа город Сибай и оформленным в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве. В случае использования средств социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту или оплату основного долга и (или) процентов по ипотечному жилищному кредиту допускается оформление приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение, представляет в Комитет по делам молодежи Администрации городского округа город Сибай нотариально заверенное обязательство на переоформление приобретенного с помощью социальной выплаты жилого помещения в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения. Социальная выплата предоставляется на погашение основного долга по финансовым обязательствам, возникшим при приобретении жилого помещения. При наличии в кредитном договоре созаемщиков, которые не являются членами молодой семьи, вся сумма социальной выплаты направляется на погашение задолженности, если собственниками жилого помещения являются только члены молодой семьи. В ином случае размер погашаемой задолженности рассчитывается прямо пропорционально долям жилого помещения, приобретенным членами молодой семьи. Социальная выплата не может быть предоставлена на погашение процентов, пеней, штрафных санкций.
Согласно п. 1.6 порядку предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам Основного мероприятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016. №73 (далее - Порядок) участником Основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья (состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного или более детей), соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи - участника Основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении;
в) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В соответствии с п.2 ч.1 данной статьи нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ).
По городскому округу город Сибай учетная норма составляет 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан №388 от 07.09.2016 о внесении изменений в приложении №10 к государственной программе "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан", были внесены изменения, в результате чего в подпункте "е" пункта 1.2. слова ", полученным до 1 января 2011 года" были исключены. В результате чего стало возможным использование социальных выплат для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Учитывая, что семья ФИО1 встала на учет в качестве участницы Подпрограммы в органе местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ, отвечала предъявляемым требованиям к молодой семье, претендующей на получение социальной выплаты, то и датой постановки на учет для получения конкретной социальной выплаты при получении кредита на приобретение жилья, при соблюдении остальных условий, является эта же дата.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 г. N 18-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 29 января 2004 г. N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 27 декабря 2005 г. N 502-О и др.).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что семья ФИО1 на момент постановки на учет в органе местного самоуправления в качестве участницы подпрограммы для получения социальной выплаты имела право на постановку на учет для получения конкретной социальной выплаты, поскольку соответствовала условиям, изложенным в Правилах, в редакции, действовавшей на тот момент, суд полагает, что правовых оснований для снятия семьи истца из участников подпрограммы не имелось.
С учетом вышеизложенного, требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан о восстановлении в списках очередников с момента подачи заявления, удовлетворить.
Восстановить ФИО1 в очереди на улучшение жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» с момента подачи заявления, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сибайский городской суд Республики Башкортостан.
Председательствующий: В.С. Чернов