ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-369/20 от 14.07.2020 Алапаевского городского суда (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2020 г.

Дело № 2-369/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Алапаевск 10 июля 2020 года

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Подкиной Е.Д., при секретаре Прилуцких И.Г.,

с участием истца Смагиной Н.А.,

ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 1, в лице представителя Ермаковой М.Л., действующей на основании доверенности № 37 от 09.05.2020, выданной без права передоверия до 31.12.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смагиной Н. А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №1 о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании принять заявление и выплатить пособие на погребение,

УСТАНОВИЛ:

Смагина Н.А. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 1 (далее – Управление социальной политики № 1) о признании незаконным решения № 254 от 22.01.2020 об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании Управление социальной политики № 1 принять заявление и выплатить пособие на погребение, в сумме 5 277,28 руб.

В обоснование иска Смагина Н.А. в судебном заседании указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер приходившийся ей отцом ФИО1, 21.01.2020 она обратилась в Управление социальной политики № 1 с заявлением о назначении и выплате социального пособия на его погребение. 22.01.2020 Управлением социальной политики № 1 было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги, так как со дня смерти ФИО1 прошло более 6 месяцев. Данное решение она получила 03.02.2020. Полагает, что обратилась с заявлением о назначении и выплате пособия на погребение по истечению 6 месяцев по уважительной причине. В качестве уважительной причины пропуска срока заявитель ссылается на то, что не знала о том, что имеет право получить социальное пособие на погребение, в ЗАГСе ей об этом не сообщили. Кроме того, на момент смерти отца она находилась в отпуске по уходу за вторым ребенком до достижения им трехлетнего возраста в период с 15.01.2016 по 31.08.2017; при направлении ребенка в детский сад, вышла на работу с 01.09.2017, но периодически находилась на больничном листе по уходу за ребенком. Двоих несовершеннолетних детей она воспитывает одна и не имела возможности обратиться ранее за получением указанного социального пособия. Узнала о своем праве только в январе 2020.

Представитель Управление социальной политики № 1 Ермакова М.Л. в судебном заседании возражала относительно заявленного требования о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании принять заявление и выплатить пособие на погребение, в полном объеме, в судебном заседании и в письменном отзыве на иск указала на то, что факт обращения Смагиной Н.А. через ГБУ СО «Многофункциональный центр» с заявлением о назначении и выплате социального пособия на погребение, Управлением социальной политики № 1 не отрицается. Действительно, решением № 254 от 22.01.2020 Смагиной Н.А. отказано в предоставлении государственной услуги, так как со дня смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, прошло более 6 месяцев. К заявлению Смагина Н.А. приложила справку о смерти ФИО1 от 17.01.2020 формы № 12, однако, в соответствии с Приказом Министерства юстиции РФ от 01.10.2018 № 200 «Об утверждении форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, и Правил заполнения форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния», для назначения социального пособия на погребение должна быть приложена справка о смерти формы № 11, в которой в правом верхнем углу указано, что справка выдана в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Справка о смерти формы № 12 выдается отделом ЗАГС вместо справки о смерти формы № 11 в качестве дубликата. Специалист Управления социальной политики № 1 не указал в решении об отказе на то, что заявителем представлена не соответствующая форма справки о смерти; а в связи с тем, что пособие выдается лицу, осуществляющему захоронение, не уточнены сведения о том, где захоронен умерший, какие расходы понесены заявителем. Причины пропуска срока для обращения с заявлением о выплате пособия на погребение, указанные заявителем, не являются уважительными, так как в соответствии со ст. 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность). Представитель ответчика полагает, что находясь в отпуске по уходу за ребенком, а в дальнейшем периодически на больничных листах, Смагина Н.А. имела возможность обратиться в Многофункциональный центр в пос. Махнево, которым ведется работа с 2015 года. Кроме того, на территории пос. Махнево находится Комплексный центр, к специалистам которого она также могла обратиться с заявлением о назначении указанного пособия. То есть работа Управления с гражданами для получения социальных пособий была всегда налажена на территории Махнёвского МО. По сведениям отдела ЗАГС Алапаевского района от 03.07.2020, представленным в Управление социальной политики № 1, следует, что 17.01.2020 в Отдел ЗАГС Алапаевского района Свердловской области обратилась Смагина Н.А. за получением справки о смерти ФИО1, смерть которого была зарегистрирована 16.05.2016. В ответ на заявление в соответствии с п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» заявителю выдана справка формы № 12 № А-00051. При государственной регистрации смерти ФИО1 отделом ЗАГС Алапаевского района составлена запись акта о смерти № 233 ДД.ММ.ГГГГ и заявителю Смагиной Н.А. выдано свидетельство о смерти IV-АИ № 598833 и справка формы № 33 № 231 для назначения единовременного пособия на погребение в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О погребении и похоронном деле». В получении данных документов заявитель расписывалась. Таким образом, Смагиной Н.А. своевременно вместе со свидетельством о смерти отца была выдана справка формы 33 (в настоящее время форма № 11), в правом верхнем углу которой имелась запись о том, что указанная форма справки выдана в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», то есть доводы заявителя о том, что до января 2020 ей не было известно о возможном получении указанного социального пособия, также являются несостоятельными. С 01.10.2018 изменились формы справок. В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.10.2018 № 200 для назначения единовременного пособия на погребение при регистрации смерти выдается справка о смерти формы № 11, в остальных случаях справка формы № 12. В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О погребении и похоронном деле», заявиться за назначением и выплатой единовременного пособия на погребение необходимо в течение 6 месяцев со дня смерти, о чем заявитель предупреждался при получении документов после регистрации смерти. Так как заявитель при государственной регистрации смерти уже получала справку на выплату единовременного пособия на погребение, и обратилась вновь за справкой о смерти по истечении 6 месяцев со дня смерти ФИО1, ей была выдана справка о смерти формы № 12. По смыслу п. 3 ст. 10 ФЗ «О погребении и похоронном деле» социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Указанный срок является пресекательными продлению или восстановлению не подлежит. У Смагиной Н.А. имелась возможность реализовать свое право на получение социального пособия на погребение отца в установленный законом срок, однако, она такой возможностью не воспользовалась, за получением пособия в течение 6 месяцев со дня смерти отца не обращалась.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, <данные изъяты>, являющийся отцом истца Смагиной Н. А., 03.03.1983 года рождения (л.д. 13), умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдана справка о смерти <данные изъяты> от 17.01.2020 формы № 12 (л.д. 14) и свидетельство о смерти ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

21.01.2020 истец обратилась в Управление социальной политики № 1 через ГБУ СО «Многофункциональный центр» с заявлением о назначении и выплате социального пособия на погребение отца ФИО1

22.01.2020 Управлением социальной политики № 1 на заявление истца дан ответ, согласно которому Смагиной Н.А. отказано в назначении и выплате социального пособия на погребение в связи с пропуском ею установленного п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" шестимесячного срока обращения со дня смерти ФИО1 (л.д. 11).

В заявлении и в судебном заседании Смагина Н.А. указала на то, что причины пропуска ею срока на обращение за выплатой пособия на погребение являются уважительными, так как на момент смерти отца, в период с 15.01.2016 по 31.08.2017, она находилась в отпуске по уходу за вторым ребенком до достижения им трехлетнего возраста; при направлении ребенка в детский сад, вышла на работу с 01.09.2017, но периодически находилась на больничном листе по уходу за ребенком. Двоих несовершеннолетних детей она воспитывает одна и не имела возможности обратиться ранее за получением указанного социального пособия.

Суд находит данные доводы заявителя несостоятельными, в связи с тем, что находясь в отпуске по уходу за ребенком, а в дальнейшем периодически на больничных листах, Смагина Н.А. имела возможность обратиться в ГБУ СО «Многофункциональный центр» с заявлением о назначении и выплате социального пособия на погребение отца ФИО1

Согласно ответа на судебный запрос Отдела ЗАГС Алапаевского района Свердловской области № 2065 от 07.07.2020, смерть ФИО1 зарегистрирована по устному заявлению Смагиной Н.А. в соответствии со ст. ст. 64, 65, 66 ФЗ «Об актах гражданского состояния» (ФЗ № 143 от 15.11.1997). при государственной регистрации смерти ФИО1 Отделом ЗАГС Алапаевского района Свердловской области составлена запись акта о смерти № 233 ДД.ММ.ГГГГ, Смагиной Н.А. выдано свидетельство о смерти IV-АИ № 598833 и справка формы № 33 № 231 для назначения единовременного пособия на погребение в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", в получении данных документов Смагина Н.А. расписалась. Все действия по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации смерти осуществлены в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 412 от 29.11.2011. Заявитель до получения документов ознакомилась с содержанием записи акта о смерти, правильностью и верностью указанных в записи акта сведений и поставила подпись в записи акта, за получение гербового свидетельства о смерти и справки для получения единовременного пособия, после чего заявителю было выдано свидетельство о смерти и справка для назначения и выплаты пособия формы № 33. Форма справки № 33, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 1274 от 31.10.1998 не предполагает указание срока действия документа на самом документе. Не входит в обязанности сотрудника разъяснять порядок использования документов в последующем. Однако, в устной и в письменной форме заявителям разъясняется важность полученных или документов, место и сроки их предоставления. За получение данной информации заявитель подпись не ставит.

Таким образом, доводы истца о том, что ей в январе 2020 стало известно о праве получить социального пособия на погребение отца, суд так же признает несостоятельными.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По смыслу п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Указанный срок является пресекательным и продлению или восстановлению не подлежит. Таким образом, названным Законом возможность восстановления срока для получения пособия на погребение не предусмотрена.

Учитывая, что у истца имелась возможность реализовать свое право на получение социального пособия на погребение отца в установленный законом срок, однако она такой возможностью не воспользовалась, за получением пособия в течение шести месяцев со дня смерти ФИО1 не обращалась, доказательств обратного истцом не представлено, материалы гражданского таких доказательств дела не содержат, в настоящий момент срок на обращение за его получением пропущен, по истечении установленного срока Смагина Н.А. права на его получение не имеет, в связи с чем в удовлетворении данного требования необходимо отказать.

Кроме этого, суд обращает внимание, что истцом Смагиной Н.А. в подтверждение несения расходов на похороны ФИО1, представлена квитанция об оплате похоронных услуг №002683 от 12.05.2016 года на сумму 35 650,00 руб., заказчиком по указанной квитанции выступал ФИО2. Таким образом, Смагиной Н.А. не доказано, что погребение ФИО1 осуществлялось за счет её средств.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Смагиной Н. А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №1 о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании принять заявление и выплатить пособие на погребение, о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.

Судья: Е.Д. Подкина