ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-369/2014 от 07.05.2014 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

  Дело № 2-369/2014

Р Е Ш Е Н И Е    именем Российской Федерации

 г. Нарьян-Мар 07 мая 2014 года

 Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,

 при секретаре Васильевой А.И.,

 с участием прокурора Хомич Е.М.,

 представителя ответчика ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

 по иску первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Нарьянмарнефтегаз» о возложении обязанности по обеспечению надлежащего использования (утилизации) попутного нефтяного газа,

 У С Т А Н О В И Л:

 первый заместитель прокурора Ненецкого автономного округа в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Нарьянмарнефтегаз» (далее - ООО «Нарьянмарнефтегаз») о возложении обязанности обеспечить использование попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Южно-Хыльчуюского газонефтяного месторождения, расположенного на территории Ненецкого автономного округа, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку данного нефтяного месторождения.

 Требования мотивирует тем, что прокуратурой Ненецкого автономного округа проведена проверка соблюдения ООО «Нарьянмарнефтегаз» законодательства о недропользовании, в ходе которой выявлено, что данное общество осуществляет геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья на Южно-Хыльчуюском месторождении на основании лицензии на право пользования недрами НРМ № 12686 НЭ. В нарушение Закона РФ «О недрах», Федерального закона «Об охране окружающей среды» ответчик в 2013 году не обеспечил выполнение требований лицензионного соглашения и утвержденного технического проекта, в части уровня использования попутного нефтяного газа при разработке Южно-Хыльчуюского газонефтяного месторождения в размере 95%.

 В соответствии с дополнением № 1 к данной лицензии – лицензионным соглашением об условиях пользования Ардалинского нефтяного месторождения, объем утилизации попутного газа определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения, но нижний предельный уровень его утилизации должен быть в объеме не ниже 95 %. Ненадлежащее использование попутного нефтяного газа свидетельствует о нарушениях ООО «Нарьянмарнефтегаз» требований проектного документа и условий лицензии, нарушении требований Закона «О недрах», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», нерациональном использовании природных ресурсов, что противоречит государственной политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов. В результате производственной деятельности ООО «Нарьянмарнефтегаз» нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, а также нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования недр.

 В судебном заседании прокурор отдела Хомич Е.М. требования первого заместителя прокурора поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске, суду пояснила, что ответчиком в нарушение требований лицензии, технического проекта на Южно-Хыльчуюском газонефтяном месторождении не выполнило уровень утилизации попутного газа, который должен быть не ниже 95 %, фактически он составил 61,3 %. Оставшаяся часть добытого попутного газа была сожжена на факельной установке. При сжигании в воздух выбрасываются вредные вещества, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду. Также указала, что согласно представленным сведениям Отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу по Ненецкому автономному округу в настоящее время уровень использования попутного газа на месторождении не соответствует лицензионному соглашению. Не возражала против установления срока для исполнения требований ответчиком до 31 декабря 2014 года.

 Представитель ООО «Нарьянмарнефтегаз» ФИО1 в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась. Указала, что Обществом принимаются все меры к использованию попутного нефтяного газа на Южно-Хыльчуюском газонефтяном месторождении, в частности завезено и устанавливается необходимое оборудование, в связи с чем оснований для понуждения ответчика не имеется. В случае удовлетворения иска просила установить срок исполнения требований до июля 2015 года.

 Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

 По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

 Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что требования прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (далее - Закон о недрах) основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного надзора.

 Согласно ст. 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

 В соответствии со ст. 12 Закона о недрах, лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать в том числе условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ.

 Судом установлено, что ООО «Нарьянмарнефтегаз» осуществляет добычу углеводородного сырья на Южно-Хыльчуюском газонефтяном месторождении, на территории Ненецкого автономного округа, на основании лицензии на право пользования недрами НРМ 12686 НЭ. Срок окончания действия лицензии – 12 апреля 2042 года.

 В соответствии с пунктом 13.1.1 лицензионного соглашения владелец лицензии при проведении работ на лицензионном участке обязуется обеспечить выполнение установленных законодательством Российской Федерации, стандартами (нормами, правилами, положениями) требований по рациональному использованию и охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

 Протоколом от 26.12.2012 №857 заседания нефтяной секции ЦКР Роснедр по УВС, утвержденному 27.12.2012 председателем ЦКР Роснедр, для ООО «Нарьянмарнефтегаз» согласован проект разработки Южно-Хыльчуюском газонефтяном месторождении с технологическими показателями по использованию растворенного газа на 2013 год в размере 95%.

 В силу ст.22, 23, 23.2 Закона о недрах, пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов,планов и схем развития горных работ,недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов(норм, правил), регламентирующих условия охраны недр,атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами. Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в том числе являются: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; предотвращение загрязнение недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами. Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

 На основании Постановления Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 предельно допустимое значение показателя сжигания на факельных установках и(или) рассеивания попутного нефтяного газа установлено в размере не более 5 % объема добытого попутного нефтяного газа.

 В нарушение вышеперечисленных норм ООО «Нарьянмарнефтегаз» не обеспечило в 2013 году выполнение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в части уровня использования растворенного газа на Южно-Хыльчуюском газонефтяном месторождении в Ненецком автономном округе в размере 95 %.

 Фактический уровень использования попутного нефтяного газа ответчиком на указанном месторождении составил 61,3%. При этом неиспользованный попутный нефтяной газ в объеме, превышающем 5% от добытого, сожжен предприятием на факельной установке.

 Согласно сообщению Отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу по Ненецкому автономному округу от 05.05.2014 №277 на Южно-Хыльчуюском газонефтяном месторождении за январь, февраль и марта 2014 года уровень использования попутного нефтяного газа составляет менее 95 %, в свою очередь уровень сожжения на факельных установках газа составляет более 50%

 Ответчиком доказательств того, что в 2013 году и на момент рассмотрения дела по существу использование попутного нефтяного газа на вышеуказанном участке недр осуществлялось в установленном объеме, суду не представлено, кроме того данный факт им не оспаривается.

 В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

 В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Закона об окружающей среде, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

 Согласно ст. 15 Закона о недрах одной из основных задач государственной системы лицензирования является обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" окружающая среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда- это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду веществ и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

 Атмосферный воздух, в соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. В силу ст. 1 указанного Закона поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, является загрязнением атмосферного воздуха.

 Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха, как следует из ст.3 ФЗ № 96-ФЗ основывается, в частности, на следующих принципах: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

 Согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 № 579 азота диоксид, сера диоксид, углерода диоксид, метан включены в перечень вредных(загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.

 Как следует из информации Управления Росприроднадзора по Ненецкому автономному округу от 28.02.2014, решающий вклад в загрязнение атмосферного воздуха в Ненецком автономном округе вносят очистка нефти от серы и сернистых соединений, сепарация газа и сжигание попутного нефтяного газа на факельных установках. Добыча нефти обуславливает возрастание объемов загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, а значит увеличивает негативное воздействие на окружающую среду, усугубляемое присутствием в выбросах парниковых газов (метан, диоксид углерода).

 Таким образом, сжигание попутного нефтяного газа на факелах, которые потребляют кислород и загрязняют атмосферу оксидами азота и серы, оксидами углерода, а также продуктами неполного сгорания углеводородов, выпадающих на поверхность суши, формируя поля локальных и региональных загрязнений почв и водных объектов, не может не причинять вреда окружающей природной среде, земной атмосфере, а потому нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

 В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

 Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р, одной из стратегических задач нефтяного комплекса является максимально полная утилизация и сбережение ресурсов попутного нефтяного газа.

 В силу ст. 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Природные ресурсы, исходя из ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

 Таким образом, факт использования ООО «Нарьянмарнефтегаз» нефтяного попутного газа в размере 54,2 % - в 2013 году, не более 35 % - в 1 квартале 2014 года, свидетельствует о нарушениях данным предприятием требований проектного документа и условий лицензии на право пользования недрами по добыче углеводородного сырья на Южно-Хыльчуюском газонефтяном месторождении, и, как следствие, нерациональном использовании недр, что противоречит государственной политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов. Кроме того, осуществляя деятельность по сжиганию на факельной установке попутного нефтяного газа, увеличивается вредное воздействие на окружающую среду, что влечет за собой также нарушение прав неопределенного круга лиц.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик обязан обеспечить уровень использования попутного нефтяного газа в размере 95 %, что будет соответствовать требованиям проектного документа и условий лицензии.

 В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд при принятии решения обязывающего ответчика совершить определенные действия устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 Суд, учитывая заявленные требования, считает, что реально исполнить решение суда по вступлении его в законную силу невозможно, и полагает возможным установить ответчику срок исполнения решения.

 При установлении ответчику срока для устранения вышеуказанных нарушений законодательства, суд учитывая позицию прокурора, а также, что в настоящее время ответчиком предпринимаются меры к устранению нарушений, считает возможным установить ответчику срок для исполнения данного решения до 31 декабря 2014 года.

 Учитывая изложенное, требования прокурора подлежат удовлетворению.

 Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 С ответчика, в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей в доход МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

 Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

 Р Е Ш И Л:

 исковые требования первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Нарьянмарнефтегаз» о возложении обязанности по обеспечению надлежащего использования (утилизации) попутного нефтяного газа удовлетворить.

 Обязать общество с ограниченной ответственностью «Нарьянмарнефтегаз» в срок до 31 декабря 2014 года обеспечить использование попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Южно-Хыльчуюского газонефтяного месторождения, расположенного на территории Ненецкого автономного округа, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку Южно-Хыльчуюского газонефтяного месторождения.

 Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Нарьянмарнефтегаз» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» госпошлину в размере 200 рублей (Двести рублей) 00 копеек.

 Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

 Председательствующий В.В.Распопин