ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-369/2016 от 24.11.2016 Целинного районного суда (Алтайский край)

Гр.дело № 2-369/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Целинное 24 ноября 2016 года

Целинный районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Дильмана В.В.,

при секретаре Куликовой С.А.,

с участием истца – помощника прокурора Целинного района Федорищева Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставлять муниципальные услуги в пределах полномочий по решению вопросов местного значения в электронной форме,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Целинного района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику о признании незаконным бездействия администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края, выразившегося в непредставлении муниципальных услуг в пределах полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со стандартами предоставления муниципальных услуг в полном объеме в электронной форме; не разработке административных регламентов всех оказываемых муниципальных услуг, в соответствии с Реестром, утвержденным постановлением администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края от <дата>. <номер>; не размещении в сети «Интернет» административных регламентов, реестра муниципальных услуг, в т.ч. на сайте администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края либо администрации Целинного района Алтайского края в соответствии с заключенным соглашением; невключении сведений о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг; отсутствии к ним доступа для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru). Просит обязать администрацию Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края в срок до 01 января 2017 года предоставлять муниципальные услуги в пределах полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со стандартами предоставления муниципальных услуг в электронной форме; разработать административные регламенты всех оказываемых муниципальных услуг, в соответствии с Реестром, утвержденным постановлением администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края от <дата>. <номер>; разместить в сети «Интернет» административные регламенты, реестр муниципальных услуг, в т.ч. на сайте администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края либо администрации Целинного района Алтайского края в соответствии с заключенным соглашением; включить сведения о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг; отсутствии к ним доступа для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru).

В обоснованность заявленных требований прокурор сослался на то, что прокуратурой Целинного района проведена проверка исполнения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в деятельности администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края.

В нарушение норм указанного федерального закона администрацией Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края муниципальные услуги в пределах полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со стандартами предоставления муниципальных услуг в полном объеме в электронной форме не предоставляются; сведения о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, в полном объеме не включены, для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) не доступны.

Учитывая, что получателями муниципальных услуг помимо физических лиц также являются субъекты предпринимательской деятельности, а в силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в том числе, информационную поддержку таких субъектов и организаций, несоответствие, отсутствие необходимой информации об оказании муниципальных услуг негативно отражается на их деятельности.

Указанные нарушения препятствуют получению полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, делают недоступным обращение неопределенного круга лиц: граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за муниципальными услугами и предоставление муниципальных услуг с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе, единого портала государственных и муниципальных услуг, а также исключают возможность получения муниципальных услуг в электронной форме по выбору заявителя.

В судебном заседании истец помощник прокурора Целинного района Федорищев Р.И. настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края в судебном заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, выслушав мнение истца, суд считает иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (п. 6 ст. 4 Закона).

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 5 Закона заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

В соответствии с п.п. 1,2 ч. 1 ст. 6 Закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно п.п. 1-3 ч. 6 ст. 11 Закона Реестр муниципальных услуг содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

В силу ч. 3 ст. 29 Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.

В соответствии с пп. «г» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", содержит информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг.

В судебном заседании установлено и подтверждается актом от 30 сентября 2016 года проверки исполнения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, что администрацией Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края муниципальные услуги в пределах полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со стандартами предоставления муниципальных услуг в электронной форме не предоставляются, сведения о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Дружбинского сельсовета в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, не включены, для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) не доступны.

В адрес главы администрации Дружбинского сельсовета Целинного района направлено представление прокурора Целинного района об устранении нарушений требований федерального законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно ответу главы администрации Дружбинского сельсовета Целинного района от <дата>, на официальном сайте администрации Целинного района стандарты муниципальных и государственных услуг, Реестр муниципальных услуг отсутствуют, т.к. не утверждались. Информации о порядке предоставления муниципальных услуг на едином портале гос.услуг недоступна. Регламенты разрабатываются.

Таким образом, до настоящего времени вышеуказанные нарушения администрацией Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края не устранены. Однако, суд соглашается с доводами прокурора Целинного района Алтайского края о том, что указанные нарушения препятствуют получению полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, делают недоступным обращение неопределенного круга лиц: граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за муниципальными услугами и предоставление муниципальных услуг с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе, единого портала государственных и муниципальных услуг, а также исключают возможность получения муниципальных услуг в электронной форме по выбору заявителя.

В связи с изложенным требования прокурора Целинного района подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом суд полагает, что срок до 01 января 2017 года, установленный для выполнения требований, является разумным и обоснованным, позволяет запланировать необходимые расходы с учетом финансирования на 2017 год.

Согласно п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины так же освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Целинного района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края, выразившееся в непредставлении муниципальных услуг в пределах полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со стандартами предоставления муниципальных услуг в электронной форме; не разработке административных регламентов всех оказываемых муниципальных услуг, в соответствии с Реестром, утвержденным постановлением администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края от <дата>. <номер>; не размещении в сети «Интернет» административных регламентов, реестра муниципальных услуг, в т.ч. на сайте администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края либо администрации Целинного района Алтайского края в соответствии с заключенным соглашением; невключении сведений о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг; отсутствии к ним доступа для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru).

Обязать администрацию Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края предоставлять муниципальные услуги в пределах полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со стандартами предоставления муниципальных услуг в электронной форме; разработать административные регламенты всех оказываемых муниципальных услуг, в соответствии с Реестром, утвержденным постановлением администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края от <дата>. <номер>; разместить в сети «Интернет» административные регламенты, реестр муниципальных услуг, в т.ч. на сайте администрации Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края либо администрации Целинного района Алтайского края в соответствии с заключенным соглашением; включить сведения о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Дружбинского сельсовета Целинного района Алтайского края в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг; отсутствии к ним доступа для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru).

Установить срок для исполнения вышеуказанных требований до 01 января 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его вынесения.

Судья