ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-369/2018 от 09.02.2018 Псковского городского суда (Псковская область)

Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2018 г.

Дело № 2- 369/2018

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

6 февраля 2018 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Кузнецовой Э.В.,

при секретаре Лобушкиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы безопасности России по Псковской области о признании незаконным начисления ежемесячной надбавки за выслугу лет без учета прохождения военной службы в войсковой части №***** и обязании производить начисление ежемесячной надбавки за выслугу лет с учетом периода прохождения военной службы в войсковой части №***** с 01.01.1992 по 24.11.1993

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности России по Псковской области о признании незаконным начисления ежемесячной надбавки за выслугу лет без учета прохождения военной службы в войсковой части №***** и обязании производить начисление ежемесячной надбавки за выслугу лет с учетом периода прохождения военной службы в войсковой части №***** с 01.01.1992 по 24.11.1993.

В обоснование исковых требований указала, что с 07.12.1989 г. она проходила службу в войсковой части №***** Пограничных войск КГБ СССР в г.<данные изъяты> Республики У..

После распада СССР в 1991 году она продолжила военную службу там же до 25.11.1993 г., до момента увольнения в связи с переводом к новому месту службы мужа в войсковую часть №***** Северо- Западного пограничного округа Пограничных войск МБ РФ. 22.12.1994 истица вновь послужила на военную службу, с 23.12.2016 уволена с военной службы в отставку с правом на пенсию по выслуге лет.

В период прохождения ею военной службы Пограничное Управление ФСБ России по ПО к денежному довольствию военнослужащего начисляло ежемесячную надбавку за выслугу лет с учетом периода прохождения военной службы в войсковой части №***** с 01.01.1992 по 24.11.1993.

Однако при выходе на пенсию ответчик исчислил ей данную ежемесячную надбавку за выслугу лет без учета периода прохождения военной службы в войсковой части №***** с 01.01.1992 по 24.11.1993, ссылаясь на отсутствие оснований, предусмотренных Правилами исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 года N 1074, поскольку согласно подп. «д» пункта 2 указанных Правил военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитывается в календарном исчислении военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.

Поскольку такого соглашения (договора) между РФ и Узбекистаном не заключено, то спорный период не может быть принят к зачету в выслугу лет для начисления ежемесячной надбавки.

Истица считает такую позицию ответчика незаконной, поскольку она служила в Пограничных войсках КГБ СССР, не поступала на военную службы в иностранное государство, присягу Республике У. не давала, гражданства данной республики не принимала. Проходила военную службу в соответствии с международными договорами РФ и Республикой У.: - Соглашения «О вооруженных силах и пограничных войсках», подписанного в Минске 30.12.1991, «Договора о коллективной безопасности», подписанного в Ташкенте 05 мая 1992, «Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах», подписанного 09.10.1992, «Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников СНГ» подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 г.

Пенсионным отделом Управления ФСБ выслуга лет для ежемесячной надбавки в настоящее время исчисляется в размере 24 года (30%). Это привело к уменьшению размера пенсии, поэтому истица обратилась с указанным иском.

Истец, ее представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель истца пояснил в судебном заседании, что после распада СССР в силу геополитической ситуации ФИО1 не по своей воле оказалась в У.. Военное руководство не смогло обеспечить перевод своих военнослужащих с территории У. поэтому они продолжали служить по прежнему месту и нести охрану внешних границ бывшего СССР, поскольку национальная Армия У. еще была не создана, и некому было охранять внешние границы с А.. Истица и ее муж неоднократно писали руководству рапорта о переводе на службу в войсковые части на территории РФ, однако по настоятельным прошениям супруга истицы был обеспечен перевод в Северо- Западный ПО только ФИО2, а истице пришлось уволиться с формулировкой «в связи с переводом мужа к новому месту службы», так как для нее не нашлось вакантного места. Однако в последующем в 1994 году она поступила в войсковую часть №*****. Кроме того, Истцовая сторона считала, что на основании ст.62 Закона РФ от 11.02.1993 г. N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе", Определения Конституционного суда №514-О-О от 21.04.2011 ФИО1, проходившая военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняла правовое положение военнослужащего, предусмотренное Законом РФ до окончания переходного периода, т.е. до 31.12.1994 г., и на нее до этого времени распространялся статус военнослужащего РФ.

Представитель ответчика УФСБ России по Псковской области в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения, в которых пояснил, что при выходе на пенсию истице исчислена ежемесячная надбавка за выслугу лет без учета периода прохождения военной службы в войсковой части №***** в У. с 01.01.1992 по 24.11.1993, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 года N 1074, так как согласно подп. «д» пункта 2 указанных Правил военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитывается в календарном исчислении военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве. Поскольку такого соглашения (договора) между РФ и Узбекистаном не заключено, то спорный период не может быть принят к зачету в выслугу лет для начисления ежемесячной надбавки. Приведенные истцом соглашения не относится к соглашениям, указанным в этом пункте Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 года N 1074.

Представитель третьего лица Пограничного Управление ФСБ РФ по ПО считал требования истца обоснованными, пояснил суду, что в период службы ФИО1 в Пограничном управлении ей насчитывалась ежемесячная надбавка с учетом периода службы в войсковой части №***** в У. с 01.01.1992 по 24.11.1993, в соответствии с подп. «б» и «д» Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 года N 1074, принимая во снимание «Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах», подписанного 09.10.1992.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьями 1 и 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 г. (далее – Соглашение), предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.

Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.

В своем консультативном заключении N 01-1/2-09 от 09.12.2009 г. Экономический Суд Содружества Независимых Государств указал, что выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с ч. 2 ст. 2 вышеприведенного Соглашения по нормам законодательства государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие. В ст. 2 Соглашения для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (часть первая), в другом случае - для определения размера денежного довольствия часть вторая) установлены отдельные правила применения законодательства. По этой причине выслуга лет для назначения пенсий, исчисленная по законодательству государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет. Процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие. В таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее – Закона) установлено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Частями 13 и 14 указанной статьи Закона установлено, что ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет; 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет; 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет, 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.

Правила исчисления выслуги лет для назначения указанной надбавки определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет (далее – Правила).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела ФИО1 является пенсионером Управления ФСБ по ПО и получателем пенсии с 23.12.2016 г.

При увольнении со службы ей произведен расчет выслуги лет в календарном и льготном исчислениях по состоянию на 23.12.2016 г.: календарная – 25 лет 11 месяцев 17 дней, льготная – 6 лет 2 месяца 09 дней, всего – 32 года 01 месяц 26 дней. (л.д.52).

Как следует из денежного аттестата, составленного на 15.12.2016 года Пограничным Управлением УФСБ РФ по ПО истице в период ее службы выплачивалась процентная надбавка за выслугу в размере 40 % (л.д.97 -98).

Вместе с тем, согласно справке о размере пенсии от 13.09.2017 при выходе на пенсию в расчете пенсии истицы ежемесячная надбавка за выслугу исчислена 30% исходя из 24 лет выслуги.(л.д.28).

Из послужного списка истицы, трудовой книжки и военного билета видно, что с 08.12.1989 по 24.11.1993 она проходила военную службу в войсковой части №***** Пограничных войск КГБ СССР в г.Т. Республики У.. Период с 18.12.1989 по 01.01.1993 учтен с коэффициентом 1,5 (приказ КГБ СССР №0591), период с 01.01.1993 по 24.11.1993 - с коэффициентом 2 (приказ СНБ РУз №0030). (л.д.30-31, 33-35).

Приказом командира войсковой части №***** ФИО1 уволена с действительной военной службы (в связи с переводом мужа к новому месту службы). Направлена на воинский учет по месту службы мужа. (л.д.99).

В трудовой книжке имеется запись от 25.11.1993 об увольнении истицы в запас ВС в связи с переводом мужа к новому месту службы. (л.д.35).

В последующем в 1994 году она поступила в войсковую часть №***** на территории РФ и служила в Пограничном управлении до назначения пенсии.

В период службы истицы в Пограничном управлении ей выплачивалась процентная надбавка за выслугу в размере 40 % с учетом всего периода прохождения военной службы в войсковой части №*****, в том числе с 01.01.1992 по 24.11.1993.

В послужном списке истицы так же отражены сведения о периодах прохождения службы ФИО3, дающей право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях: с 08.12.1989 по 24.11.1993

Истица считает незаконным начисление ей процентной надбавки при выходе на пенсию в размере 30% (24 года выслуги) без учета военной службы в войсковой части №*****.

Позиция ответчика строится на том, что период службы с 01.01.1992 по 24.11.1993 не может быть включен в выслугу лет для расчета ежемесячной надбавки, поскольку данный период считается, как служба истицы за границей, так как декабря 1991 года произошел распад СССР.

Однако, суд не может согласиться с такой позицией ответчика и считает ее нарушающей пенсионные права истицы.

Действительно, 8 декабря 1991 года главы трёх из четырёх республик, основателей СССР — Белоруссии, России и Украины,в Беловежской пуще (Белоруссия), констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 26 декабря 1991 Верховный совет СССР принял декларацию о распаде государства.

Подпунктом «д» п. 2 Правил от 21 декабря 2011 года № 1074 предусмотрено, что военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.

Суд соглашается с утверждением стороны ответчика, что такого международного соглашения, которое должно быть заключено между странами, по смыслу данного пункта правил, и которое дает право для зачета в выслугу лет для назначения надбавки за выслугу лет периода службы граждан Российской Федерации в Вооруженных Силах Республики Узбекистан, не имеется, несмотря на наличие в прошлом и настоящем ряда других «военных» соглашений по вопросам охраны внешних границ.

Вместе с тем, говорить применительно к истице, что она после распада СССР проходила службу в иностранных вооруженных силах не правомерно.

После распада СССР ФИО3 продолжила проходить службу в той же части №***** в Пограничных войсках КГБ СССР, не поступала на военную службы в иностранное государство, не заключала контракт о прохождении службы в У., военную присягу Республике У. не давала, гражданства данной республики не принимала.

Как следует из материалов дела, показаний свидетеля Г.С.П.. в силу геополитической ситуации ФИО1 не по своей воле оказалась в У.. Военное руководство не смогло обеспечить перевод своих военнослужащих с территории У., поэтому они продолжали служить по прежнему месту и нести охрану внешних границ бывшего СССР, поскольку национальная Армия У. еще была не создана, и некому было охранять внешние границы с А.. Истица и ее муж неоднократно писали руководству рапорта о переводе на службу в войсковые части на территории РФ, однако по настоятельным прошениям супруга истицы был обеспечен перевод в Северо- Западный ПО только ФИО2, а истице пришлось уволиться с формулировкой «в связи с переводом мужа к новому месту службы», так как для нее не нашлось вакантного места.

Как следует из приказа об увольнении ФИО1 с 25.11.1993 уволена с действительной военной службы «в связи с переводом мужа к новому месту службы». На воинский учет направлена по месту службы мужа. При этом в приказе имеется ссылка, что выходное пособие ФИО3 выплачено по нормам закона СССР – ст.385 Приказа КГБ СССР.(л.д.99).

Так же в трудовой книжки истицы сказано, что она уволена в запас Вооруженных сил, однако там нет указания на увольнение в запас Вооруженных сил У..

Из военного билета истицы видно, что она направлена в Северо-Западный военный округ, который относится к Вооруженным Силам РФ. (л.д.30).

Распад СССР, учитывая сложную политическую и военную обстановку, произошел не за один день.

14.02.1992 года с целью обеспечения безопасности государств-участников СНГ, сохранения управления войсками и согласованного реформирования Вооруженных Сил СССР на переходный период был создан орган - Объединённые Вооружённые силы Содружества Независимых Государств (ОВС СНГ) (подписано и У.). В объединенные вооруженные силы входили и пограничные войска СНГ. Реорганизован данный орган 24.12.1993 г.

При этом весной 1992 года началось формирование отдельными государствами национальных вооруженных сил, заключавшееся в правовом оформлении передачи под национальную юрисдикцию той части группировки войск Советской армии, которая практически дислоцировалась на территории той или иной союзной республики.

Согласно Указу Президента РУз от 24.03.1992 «О частях пограничных войск, расположенных на территории РУз» было сформировано Управление пограничных войск при СНБ РУз.

В связи со сложной геополитической ситуацией в стране, когда большая часть военнослужащих не по своей воле в силу специфики военной службы оказалась на территории других стран ( отсоединившихся бывших республик СССР), законодатель предусмотрел переходные условия.

Так, в ст.62 Закона РФ от 11.02.1993 г. N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" говорилось, что гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода.

Такой переходный период был установлен Постановлением Верховного Совета РФ N 4457-1 от 11 февраля 1993 года, который продолжался до 31 декабря 1994 года.

Таким образом, в любом случае, ФИО3 до 31.12.1994 года сохраняла правовое положение военнослужащего РФ.

При этом из материалов дела видно, что служить в вооруженных Силах Узбекистана ФИО1 никогда не изъявляла желания, хотела перевестись в войска РФ. После распада СССР ФИО3 не стала служить в иностранном государстве, а уволилась со службы в течение переходного периода.

Позиция о том, что военнослужащие, проходившие после распада СССР службу не в РФ и уволенные с военной службы в переходный период до 31.12.1994, признаются военнослужащими Российской Федерации, выражена в Определении Конституционного суда РФ №514-О-О от 21.04.2011 г.

Супруг истицы, служа в то же время в той же войсковой части, перевелся в войска РФ. В последующем, как следует из пояснений сторон, ему при выходе на пенсию ежемесячная надбавка рассчитана по п. «в» п.2 указанных Правил - военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы), то есть с включением службы в Узбекистане вплоть до перевода в войска РФ.

Таким образом, суд считает, что спорный период военной службы должен быть учтен истице для расчета ежемесячной процентной надбавки, применяя в качестве основания подп. «Б» п.2 указанных Правил, - военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств.

Иное разрешение данного вопроса будет ставить истицу в неравные условия по сравнению с другими военными пенсионерами, оказавшимися в подобной ситуации в период распада СССР, и которые имеют право на начисление надбавки по подп. «в,г» п.2 Правил, а так же приведет к умалению пенсионных прав истицы, которая в трудное для страны время несла священный долг по защите ее внешних границ.

На основании изложенного суд удовлетворяет требования истицы об обязании ответчика производить начисление ежемесячной надбавки за выслугу лет с учетом периода прохождения военной службы в войсковой части 2099 (г.Т.У.) с 01.01.1992 по 24.11.1993.

При этом требование о признании незаконным начисления ежемесячной надбавки за выслугу лет без учета прохождения военной службы в войсковой части №***** не требует отдельного разрешения судом, так как не будет направлено на восстановление прав истицы, поскольку нарушено материальное право истицы, которое подлежит защите путем обязания ответчика должным образом производить начисления составляющей части пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы безопасности России по Псковской области удовлетворить частично.

Обязать Управление Федеральной службы безопасности России по Псковской области производить с 23.12.2016 ФИО1 начисление ежемесячной надбавки за выслугу лет с учетом периода прохождения военной службы в войсковой части №***** (г.Т.У.) с 01.01.1992 по 24.11.1993.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Э.В. Кузнецова