ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-369/2021 от 13.12.2021 Пинежского районного суда (Архангельская область)

дело № 2-369/2021

УИД 29RS0020-01-2021-000709-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Карпогоры 13 декабря 2021 года

Пинежский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Второй И.А.,

при секретаре судебного заседания Поликарповой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кочубея В.П. к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Архангельской области» о признании незаконным и не подлежащим применению дополнительное соглашение №*** от 9 декабря 2019 года к трудовому договору №*** от ДД.ММ.ГГГГ года в части, о возложении обязанности произвести перерасчёт и взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату,

у с т а н о в и л:

Кочубей В.П. обратился в Пинежский районный суд Архангельской области с исковым заявлением к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Архангельской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области») о возложении обязанности отменить дополнительное соглашение от 09 декабря 2019 года №*** к трудовому договору или заключить новое дополнительное соглашение к трудовому договору, произвести перерасчёт заработной платы.

Правовое и фактическое обоснования требований изложены в исковом заявлении и сводятся к следующему.

С ДД.ММ.ГГГГ года истец принят на работу в военный комиссариат Пинежского района Архангельской области с выполнением трудовых обязанностей в <адрес> Пинежского района Архангельской области. С ним был заключён трудовой договор №***, в пункте 1.2 указано, что работник принимается на работу в военный комиссариат Пинежского района (адрес организации: <адрес>). Пунктами 4.2.1 и 4.2.2 трудового договора были установлены выплаты компенсационного характера за работу в районах Крайнего Севера: районный коэффициент 40%, ежемесячная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях Крайнего Севера 80%, пунктом 5.4 - ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 24 календарных дня, как работающему в районах Крайнего Севера. 11 декабря 2019 года в военный комиссариат Пинежского района поступил приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545, в связи с чем в этот же день он был уведомлён о снижении районного коэффициента до 1,3. Для того, чтобы избежать негативных последствий в виде увольнения, он был вынужден подписать 9 декабря 2019 года дополнительное соглашение №*** к трудовому договору об уменьшении районного коэффициента.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 марта 2021 года и апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2021 года установлено, что абзац второй главы VII приложения № 1 к приложению № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», предусматривающий применение понижающего коэффициента 1,30 к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций в Пинежском районе Архангельской области признан не действующим с 10 декабря 2019 года.

При подаче искового заявления истец просил следующее.

Возложить на работодателя в лице ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» обязанность отменить дополнительное соглашение от 9 декабря 2019 года №*** к трудовому договору №*** от ДД.ММ.ГГГГ года или заключить новое дополнительное соглашение к трудовому договору №***, где будет указан районный коэффициент 1,40 и осуществить перерасчёт заработной платы с августа 2020 года до отмены дополнительного соглашения от 9 декабря 2019 года №*** или заключения нового соглашения.

Определением Пинежского районного суда Архангельской области от 21 октября 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Применительно к статье 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) истец 1 декабря 2021 года уточнил заявленные требования в части, окончательно просит суд о следующем.

Признать незаконным и не подлежащим применению дополнительное соглашение №*** от 9 декабря 2019 года к трудовому договору №*** от ДД.ММ.ГГГГ года в части установления районного коэффициента к заработной плате в размере 1,3. Произвести перерасчёт заработной платы за период с 1 августа 2020 года по 31 октября 2021 года, взыскав недоначисленную и невыплаченную заработную плату за указанный период с расчётом районного коэффициента к заработной плате в размере 1,4.

Истец Кочубей В.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом.

Ответчик ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области», будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил. В возражениях на иск военный комиссар Архангельской области ФИО1 исковые требования не признал, просил рассмотреть гражданское дело без участия представителя ответчика.

Обосновывая возражения, указал, что главой VII приложения № 1 к приложению № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» для Пинежского района Архангельской области установлен размер районного коэффициента 1,3. До настоящего времени Министерством обороны Российской Федерации изменения в Приказ от 18 сентября 2019 года № 545, несмотря на вынесенное Верховным Судом Российской Федерации решение о признании не действующим положения о применении коэффициента 1,3 к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций в Пинежском районе Архангельской области, не внесены. Должником (административным ответчиком) по административному делу является Министерство обороны Российской Федерации. Военный комиссариат Архангельской области является территориальным органом Министерства Обороны Российской Федерации на территории Архангельской области, исполняет и применяет только действующее законодательство Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации о времени и месте судебного заседания извещено, своего представителя в судебное заседание не направил.

Учитывая положения части 3, 5 статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения дела.

Суд в силу части 2 статьи 12 ГПК РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам возможность на реализацию их прав, исследовав и оценив доказательства по делу, приходит к следующему правовому выводу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

Принцип состязательности предполагает такое построение судопроизводства, в том числе по гражданским делам, при котором правосудие (разрешение дела), осуществляемое только судом, отделено от функций спорящих перед судом сторон, при этом суд обязан обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение спора, предоставляя сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций, и потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных (целевых) функций.

В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством работы.

Согласно части 2 статьи 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

Статьёй 316 ТК РФ предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчёта заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 24 апреля 1993 года № 293-рп Пинежский район Архангельской области, где протекает трудовая деятельность истца, отнесён к районам Крайнего Севера.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 января 1992 года № 176-р «О дополнении к постановлению Правительства РСФСР от 27 ноября 1991 года № 25» с 1 января 1992 года на территориях Архангельской области, отнесённых к районам Крайнего Севера, введён единый районный коэффициент в размере 1,4 (ранее такой единый коэффициент был предусмотрен постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 20 ноября 1967 года № 512/П-28, изданным во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1032).

Абзацем 2 главы VII приложения № 1 к приложению № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» для Пинежского района Архангельской области установлен размер районного коэффициента 1,3.

В силу статьи 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Как следует из подпункта «в» пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казённых учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации предписывалось до 1 сентября 2008 года утвердить, в частности, условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством.

Таким образом, законодатель, предоставляя федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, право утверждать условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не допускает при этом произвольное изменение объёма гарантий, установленных законодательством.

В силу статей 315, 316 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районного коэффициента и процента надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчёта заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций также устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 2 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).

В силу положений части 1 статьи 423 ТК РФ определение, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат названному кодексу.

Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2021 года № АПЛ21-170 признан не действующим с 10 декабря 2019 года абзац второй главы VII приложения № 1 к приложению № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», предусматривающий применение коэффициента 1,30 к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций в Пинежском районе Архангельской области.

Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Трудовой договор №*** подтверждает, что Кочубей В.П. с ДД.ММ.ГГГГ года был принят на должность <...> в военный комиссариат Пинежского района Архангельской области, расположенный по адресу: <адрес>.

По условиям трудового договора истцу был установлен должностной оклад <...> рублей, а также компенсационные выплаты за работу в местности Крайнего Севера в виде районного коэффициента к заработной плате 40%, ежемесячной процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в местности Крайнего Севера 80%.

12 декабря 2019 года Кочубей В.П. был ознакомлен с уведомлением от 9 декабря 2019 года о том, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 (пункт 11) для военного комиссариата Пинежского района Архангельской области с 1 октября 2019 года устанавливается районный коэффициент 1,3. Разъяснены положения пункта 7 части 1 статьи 77 ТК РФ, также указано, что при согласии с изменением существенных условий трудового договора, необходимо написать об этом заявление на имя военного комиссара Архангельской области.

Дополнительным соглашением от 9 декабря 2019 года №*** к трудовому договору №*** от ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с вышеназванным приказом Кочубею В.П. установлен должностной оклад в размере <...> рублей и установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3.

В течение спорного периода стороной ответчика начисление заработной платы и выплата истцу осуществлялись с применением данного коэффициента.

Исходя из статьи 135 ТК РФ условия трудового договора, ухудшающие положение работника в части оплаты его труда по сравнению с гарантиями, установленными трудовым законодательством, не подлежат применению.

В силу абзаца 2 статьи 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Более того, апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2021 года № АПЛ21-170 признан не действующим с 10 декабря 2019 г. абзац второй главы VII приложения № 1 к приложению № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», предусматривающий применение коэффициента 1,30 к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций в Пинежском районе Архангельской области.

В названных судебных актах указано, что хотя приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», издан Министром обороны Российской Федерации в рамках его компетенции, порядок принятия, государственной регистрации и официального опубликования также соблюдён, между тем, названное положение Приказа от 18 сентября 2019 года № 545 не соответствует трудовому законодательству, в связи с чем нарушает трудовые права работника.

Таким образом, с 1 августа 2020 года по 31 октября 2021 года ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» Минобороны России, начисляя истцу заработную плату с применением районного коэффициента 1,3, нарушал трудовое законодательство, применяя условия трудового договора, устанавливающее меньший объём гарантий по сравнению с установленными трудовым законодательством и продолжал данное нарушение после того, как судебным актом Верховного суда Российской Федерации, подлежащим неукоснительному соблюдению на территории Российской Федерации, абзац второй главы VII приложения № 1 к приложению № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», предусматривающий применение коэффициента 1,30 к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций в Пинежском районе Архангельской области, был признан не действующим со дня вступления в законную силу.

Указанные действия работодателя повлекли нарушение трудовых прав истца на оплату труда, которое носило длящийся характер.

К полномочиям суда относится признание какого-либо условия трудового договора незаконным и не подлежащим применению по иску одной из сторон трудового договора.

Условие дополнительного соглашения №*** от 9 декабря 2019 года к трудовому договору №*** от ДД.ММ.ГГГГ года, устанавливающее районный коэффициент в размере 1,3, снижает уровень гарантий работника Кочубея В.П. по сравнению с установленными трудовым законодательством.

Поэтому в силу приведённого положения статьи 9 ТК РФ указанное условие является незаконным и не может применяться вне зависимости от того, будет ли отменено дополнительное соглашение №*** от 9 декабря 2019 года либо заключено сторонами трудового договора новое соглашение с указанием иного районного коэффициента.

Стороной ответчика суду представлен расчёт заработной платы истца по занимаемой должности за период с 1 августа 2020 года по 31 октября 2021 года, разница между выплаченным истцу размером заработной платы с выплатой районного коэффициента 1,3, а также размером заработной платы недоначисленной и невыплаченной заработной платы, определённой с учётом районного коэффициента 1,4 составила 20 852 руб. 79 коп.

Истец с данным расчётом согласился, контррасчёт не представил.

Указанный расчёт судом признан правильным, соответствующим нормам трудового законодательства и принимается за основу при вынесении решения.

Поскольку Положение о системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в части уменьшения начисляемого на заработную плату районного коэффициента до 1,3 противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, как-то: статьям 313, 316 и 317 ТК РФ, постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года № 402, которым Пинежский район Архангельской области отнесён к районам Крайнего Севера, и для него установлен районный коэффициент 1,4, суд полагает необходимым требования истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 1 августа 2020 года по 31 октября 2021 года удовлетворить.

Таким образом, определив юридические факты, лежащие в основании требований и возражений сторон, с учётом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению, суд полагает, что исковое заявление Кочубея В.П. подлежит удовлетворению.

При разрешении дела по существу суду необходимо разрешить вопросы по распределению судебных расходов.

Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается в соответствующий бюджет с ответчика, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй НК РФ).

Органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, в том числе территориальные военные комиссариаты, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л :

исковое заявление Кочубея В.П. удовлетворить.

Признать незаконным и не подлежащим применению дополнительное соглашение №*** от 9 декабря 2019 года к трудовому договору №*** от ДД.ММ.ГГГГ года в части установления районного коэффициента к заработной плате в размере 1,30.

Взыскать с Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Архангельской области» в пользу Кочубея В.П. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 августа 2020 года по 31 октября 2021 года в размере 20 852 руб. 79 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий И.А. Вторая