ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-369/2022 от 17.03.2022 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-369/2022

УИД: 27RS0002-01-2022-000067-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2022 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Бойко А.А., при секретаре Гвоздевой А.Е.,

с участием помощника прокурора Кировского района г. Хабаровска ФИО22., истца ФИО1, ответчика - руководителя Еосударственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО23

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Г осударственной инспекции труда в Хабаровском крае о признании незаконным и отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, приказа об увольнении, восстановлении на работе,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае о признании незаконным и отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, приказа об увольнении, восстановлении на работе. В обоснование указав, что истец проходил государственную гражданскую службы в Г осударственной инспекции труда в Хабаровском крае в должностях: с 25.02.2020г. - государственный инспектор труда отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (правовой отдел) г. Хабаровск, с 02.10.2020 по 31.03.2021г. главный специалист-эксперт отдела информационно-аналитического и организационного обеспечения, с 01.04.2021 по 28.12.2021г. главный специалист-эксперт отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы. Приказом руководителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 24.12.2021г. № истец освобожден от замещаемой должности главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы и уволен с государственной гражданкой службы 28.12.2021г. по мотиву - неоднократное неисполнение государственным гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, на основании: заключения о результатах служебной проверки от 24.12.2021г., приказа от 13.10.2021 № «О результатах служебной проверки» - объявлено замечание; приказа от 01.11.2021 № «О результатах служебной проверки» - объявлен выговор; приказа от 09.11.2021 № «О результатах служебной проверки» - предупреждение о неполном должностном соответствии. Названные приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности считает незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что их издание по факту имело единственную цель - увольнение истца, без принятия к рассмотрению остальных обстоятельств по существу. Приказ от 13.10.2021 , которым истцу объявлено замечание за ненадлежащее исполнение обязанностей считает незаконным. 15.09.2021г. издан приказ «О проведении служебной проверки на основании представления прокуратуры Хабаровского края». При этом, как проводилась проверка, и какие вопросы подлежали выяснению, истцу до настоящего времени не известно, с представлением прокуратуры на основании которого проводилась проверка истец ознакомлен не был, объяснение представить истцу не предлагалось; нет сведений о конкретных виновных действиях и бездействии как служащего; с заключением комиссии о проведении служебной проверки и результатах истец не ознакомлен. Приказ от 01.11.2021 № об объявлении выговора за ненадлежащее исполнение обязанностей истец считает незаконным. 13.10.2021 издан приказ «О проведении служебной проверки по фактам, изложенным в письме

2

руководителя ГИТ в Камчатском крае от 06.10.2020 «Об обращении внимания на качество предоставляемой им информации, и не своевременности направления ежемесячного реестра организаций, имеющих задолженность по заработной плате по состоянию на 01.10.2021г.». Учитывая, что с фактами, изложенными в письме руководителя Г осударственной инспекции труда в Камчатском крае от 06.10.2020 «Об обращении внимания на качество предоставляемой им информации, и не своевременном направлении ежемесячного реестра организаций, имеющих задолженность по заработной плате по состоянию на 01.10.2021г.» истца не ознакомили - 18.10.2021г. от истца повторно затребовали пояснения, на что даны соответствующие пояснения согласно поставленным вопросам. Считает, что вины истца при этом не установлено, так как истцом предприняты всевозможные действия по выполнению текущей работы и что не могло явиться поводом, как для назначения проверки, так и привлечения истца к дисциплинарной ответственности. Приказом от 09.11.2021 вынесено предупреждение о неполном должностном соответствии, которое истец считает незаконным и подлежащим отмене. 21.10.2021г. издан приказ «О проведении служебной проверки» по фактам, изложенным в докладной записке в отношении истца. Также дважды затребовались пояснения, представлен ответ на поставленные вопросы. При этом данные истцом пояснения в очередной раз остались без должного внимания, чем не исполнены требования п. 3, п. 5 ч.2 и ч. 3 ст. 59, 79-ФЗ. Согласно фактам, изложенным в докладной записке неизвестно, какое отношение имел истец к подготовке сведений по результатам совещания, тогда как о данном совещании истец узнал только из приказа о назначении в отношении него служебной проверки. При этом, системы о чем было указано в докладной, в Инспекции не существует и назначении ее истцу не известно до настоящего времени. Приводимая в докладной информация о каких-то данных АСУ КНД о количестве неисполненных и исполненных предписаний и каким образом они были установлены также не известно. Закончив поверхностно и формально проверку, руководителем ГИТ в присутствии комиссии были выборочно и бегло зачитаны ее материалы. При этом отклонялись все возражения истца об игнорировании обстоятельств, послуживших основанием, как для ее назначения, о порядке ее проведения, объективности, так и игнорирования пояснений по существу, в том числе о факте проведения в дальнейшем проверки в отношении истца. Приказ от 26.11.2021 «О проведении служебной проверки» изданный на основании служебной записки от 25.11.2021г. считает необоснованным, так как представленные истцом пояснения на поставленные вопросы в очередной раз остались без должного внимания. Соответственно, проверка проведена формально и необъективно.

Просит, признать незаконным и подлежащим отмене приказ от 13.10.2021г. № «О результатах служебной проверки», приказ от 01.11.2021г. «О результатах служебной проверки»; приказ от 09.11.2021г. «О результатах служебной проверки»; заключение о результатах служебной проверки от 24.12.2021г.; приказ от 24.12.2021№ «Об увольнении», восстановить ФИО1 в занимаемой должности, взыскать с ответчика денежную компенсацию за время вынужденного прогула.

В судебном заседании истец требования, изложенные в исковом заявлении, подержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО24 возражал против удовлетворения исковых требований. В обоснование своей позиции указал, что 01.04.2021 ФИО1 назначен на должность главного специалиста-

3

эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы. Согласно должностного регламента федерального государственного служащего, занимающего должность главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы на ФИО1 возложена обязанность составлять ведомственную отчетность, составлять сводную отчетность по результатам работы инспекции, исполнять поручения (запросы) Федеральной службы по труду и занятости и иных государственных органов, осуществлять взаимодействие с государственными органами по вопросам информационно-аналитической работы инспекции, осуществлять подготовку мероприятий по общественным слушаниям, взаимодействует со средствами массовой информации, осуществляет мониторинг и наполняемость официального интернет-сайта Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, выполняет иные поручения руководителя, начальника отдела. Согласно листу ознакомления истец с данным регламентом ознакомился 01.04.2021.

30.06.2021 ГИТ в Хабаровском крае издан приказ № «О закреплении отчетности» ответственным лицом за предоставление отчетности определен главный специалист-эксперт отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО1 в соответствии с распределением отчетности согласно Приложения № 1 и сроков составления отчетов. С данным приказом ФИО1 ознакомлен 01.07.2021. В сентябре 2021 в адрес ГИТ в Хабаровском крае поступило представление прокуратуры Хабаровского края, в котором указано на несвоевременное направление плана проведения проверок инспекцией на 2022 год, по закону необходимо было направить план в адрес надзорного органа к 01.09.2021, по факту документ поступил в прокуратуру только 06.09.2021. В связи с чем принято решение о назначении проведения служебной проверки, о чем издан приказ от 15.09.2021 № ФИО1 ознакомился с приказом 16.09.2021. По результату проведенной проверки факты, отраженные в представлении прокуратуры нашли свое подтверждение, на основании приказа от 13.10.2021 № ФИО1 за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей объявлено замечание. С приказом ФИО1 ознакомлен 13.10.2021. Истцу предоставлялась возможность ознакомиться с представлением прокуратуры4 дать свои пояснения по существу проводимой проверки, ознакомиться с результатами служебной проверки от 30.09.2021. Вместе с тем, ФИО1 в присутствии сотрудников инспекции отказался знакомиться с документами и давать пояснения, в связи с чем были составлены акты от 13.09.2021 и 30.09.2021. Далее, 06.10.2021 руководителем ГИТ в Камчатском крае в адрес ГИТ в Хабаровском крае направлено письмо с указанием на предоставление доклада о проведенных мероприятиях относительно предложений Правительства РФ, связанных с изменением границ пенсионного возраста в Российской Федерации. Указанная в докладе информация оказалась противоречивой. Кроме того, в письме указано на то обстоятельство, что Реестр организаций имеющих задолженность по заработной плате по состоянию на 01.10.2021 предоставлен с нарушением сроков только 04.10.2021. По данному факту инициировано проведение служебной проверки, о чем издан соответствующий приказ 13.10.2021 № Согласно заключению о результатах служебной проверки от 29.10.2021 факт совершения дисциплинарного проступка ФИО1 подтвердился. 01.11.2021 приказом ФИО1 объявлен выговор. Истцу предоставлялась возможность предоставить объяснения по существу проводимой проверки, знакомиться с заключением о результатах служебной проверки, письмом руководителя ГИТ в Камчатском крае от 06.10.2021, данным правом он не воспользовался, отказался совершать указанные действия, о чем составлены комиссионные акты от 19.10.2021, 22.10.2021, 01.11.2021. 21.10.2021 в

4

адрес руководителя ГИТ в Хабаровском крае поступила служебная записка врио заместителя руководителя ГИТ в Хабаровском крае ФИО25., в которой указано, что в ежемесячном отчете о работе ГИТ в Хабаровском крае на 01.10.2021 отсутствуют данные о проведенных проверках по оплате труда за аналогичный период 2020 года и количество неисполненных предписаний на 01.10.2021 составляет 144 шт., тогда как по данным АСУ КНД 24 шт. По данному факту руководителем инспекции издан приказ 21.10.2021 № «О проведении служебной проверки». Факты, изложенные в рапорте ФИО26. нашли свое подтверждение, установлено, что данные нарушения допущены ФИО1, поскольку только на него возложены обязанности по составлению данных отчетов. Приказом от 09.11.2021 ФИО1 за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей предупрежден о неполном служебном соответствии.

25.11.2021 в адрес руководителя ГИТ в Хабаровском крае поступила служебная записка врио заместителя руководителя ГИТ в Хабаровском крае ФИО27 в которой указано, что прокуратурой Хабаровского края 29.10.2021 возвращен план плановых проверок ГИТ в Хабаровском крае на 2022 год, поскольку в 56 контрольно-надзорном мероприятии отсутствует информация о правовых актах на основании которых проводятся контрольно-надзорные мероприятия. 26.11.2021 издан приказ № о проведении служебной проверки в отношении ФИО1, по результатам которой в действиях ФИО1 выявлены факты ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, о чем отражено в заключении от 24.12.2021. Совокупность совершенных дисциплинарных поступков послужило изданием приказа № от 24.12.2021 об увольнении ФИО1 При назначении и проведении служебных проверок руководствовались требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Указанные проверки проведены в установленные законом месячные сроки, уведомления ФИО1 о проведении в отношении него проверок направлялись, о чем имеются соответствующие документы в деле, с каждым вынесенным приказом знакомили истца, в том случае, если ФИО1 отказывался знакомиться с документов, составлялся соответствующий акт в присутствии сотрудников инспекции.

Допрошенные в ходе судебного заседания свидетели ФИО28 указали, что являются действующими сотрудниками ГИТ в Хабаровском крае, подтвердили, что принимали участие при составлении актов от

30.09.2021в 16 часов 00 минут, 13.09.2021 в 12 часов 40 минут и иных актах, где имеется их подписи. Пояснили, что ФИО1 отказывался знакомиться с документами и давать объяснения, вел себя некорректно.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепляющие гарантии свободного труда, конкретизированы в Трудовом кодексе Российской Федерации, регулирующем порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из принципов правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений является обеспечение права каждого на защиту государством его

5

трудовых прав и свобод, включая судебную защиту. Приведенная норма-принцип выступает одной из гарантий реализации, в частности, работниками предоставленных им социально-трудовых прав.

В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета,

В соответствии с ч. 1 ст. 15 вышеназванного закона гражданский служащий обязан: исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном

соответствии, увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Согласно ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа

6

гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в части 9 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случая неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Положения части 5 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ могут быть применены при рассмотрении судом индивидуального служебного спора к отношениям, связанным с гражданской службой.

Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что гражданская служба является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную деятельность граждан на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации. Служебная дисциплина на гражданской службе состоит в обязательном соблюдении гражданским служащим служебного распорядка государственного органа и должностного регламента. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим по его

7

вине возложенных на него служебных обязанностей представитель нанимателя имеет право применить к гражданскому служащему дисциплинарные взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79- ФЗ. в том числе в виде увольнения с гражданской службы по соответствующим

основаниям.

В частности, такими основаниями для расторжения служеоного контракта с гражданским служащим являются неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (пункт 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ), а также однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей - прогул (подпункт "а" пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ). До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме и провести служебную проверку в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. ’

Пунктом 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при разрешении споров лиц, уволенных по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, следует учитывать, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено.

Из норм Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004г. №2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" с изменениями от 28 декабря 2006г., следует, что обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Положениями ст.67 ГПК РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В судебном заседании установлено, что 25.02.2020 между ФИО1 и представителем нанимателя в лице врио руководителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО29. заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ.

Согласно п. 2 служебного контракта на гражданского служащего возложена обязанность выполнять должностные обязанности по должности государственного инспектора труда отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (трудовой отдел) г. Хабаровска Государственной инспекции труда в Хабаровском крае.

01.04.2021г. между ФИО1 и представителем нанимателя в лице руководителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО30 заключен служебный контракт № о прохождении

8

государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ.

Согласно п. 2 гражданский служащий обязуется выполнять должностные обязанности по должности главный специалист-эксперт отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы. Дата начала исполнения должностных обязанностей - 01.04.2021г. (п. 4 контракта). Контракт заключен на неопределенный срок(п. 13 контракта).

В соответствии с п. 10 служебного контракта, гражданскому служащему устанавливается:

-месячный оклад в соответствии с занимаемой должностью в размере 5 075,00

руб.;

-месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином в размере 1413 руб.;

-ежемесячной надбавки за выслуги лет в размере 15%;

-ежемесячной надбавки за особые условия в размере 90%;

-ежемесячное денежное поощрение в размере одного оклада;

- надбавка к должностному окладу (РК-30% и ДВ-30%).

Приказом от 01.04.2021г. ФИО1 назначен на должность главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы.

20.10.2021г. между ФИО1 и представителем нанимателя в лице руководителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО31 заключено дополнительное соглашение к служебному контракту № от 01.04.2021г. Согласно п. 1 соглашения установлен оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданкой службы в размере 1 694,00 руб.

22.03.2021 Руководителем Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО32. утвержден Должностной регламент федерального государственного служащего, занимающего должность главного специалиста- эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы.

Согласно листу ознакомления 01.04.2021 ФИО1 ознакомился Должностным регламентом федерального государственного служащего, занимающего должность главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы.

Согласно п. 11 Должностного регламента гражданский служащий,

замещающий должность главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы обязан: составлять ведомственную отчетность, составлять сводную отчетность по результатам работы инспекции, исполнять поручения (запросы) Федеральной службы по труду и занятости и иных государственных органов, осуществлять взаимодействие с государственными органами по вопросам информационно-аналитической работы инспекции, осуществлять подготовку мероприятий по общественным слушаниям, взаимодействует со средствами массовой информации, осуществляет мониторинг и наполняемость официального интернет-сайта Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, выполняет иные поручения руководителя, начальника отдела.

13.09.2021г. помощником руководителя ФИО33 начальником отдела ФИО34 главным государственным инспектором труда ФИО35. составлен акт об отказе главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО1 в росписи о получении Представления Прокуратуры Хабаровского края об устранении нарушений

9

требований Федерального законодательства от 10.09.2021 и отказе в получении требования о даче пояснений по нарушению, указанному в представлении.

Приказом от 15.09.2021г. № «О проведении служебной проверки» на основании представления прокуратуры Хабаровского края от 10.09.2021г. № «Об устранении нарушений требований федерального законодательства» назначена служебная проверка по фактам, изложенным в представлении с 16.09.2021 по 30.09.2021 в отношении ФИО36 16.09.2021 ФИО1 ознакомился с приказом.

Заключением комиссии о результатах служебной проверки от 30.09.2021 установлено, что проект плана проверок на 2022 г. направлен главным специалистом - экспертом отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО1 в прокуратуру Хабаровского края только 06.09.2021г., поручение исполнено несвоевременно. Комиссией решено: в действиях ФИО1 главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы усматриваются виновные действия.

30.09.2021г. помощником руководителя ФИО37 начальником отдела ФИО38 главным государственным инспектором труда ФИО39 составлен акт об отказе главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО1 в росписи об ознакомлении с заключением о результатах служебной проверки от 30.10.2021г.

Согласно пояснениям представителя ответчика ФИО40 в акте от

30.09.2021 допущена техническая ошибка при указании даты заключения о результатах служебной проверки, просит правильным считать дату 30.09.2021.

Приказом от 13.10.2021г. «О результатах служебной проверки» в соответствии с приказом Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от

15.09.2021 № проведена служебная проверка в отношении ФИО41 В ходе служебной проверки установлено, что в действиях ФИО42. усматриваются факты ненадлежащего исполнения служебных обязанностей. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей: ФИО1 главному специалисту-эксперту отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы объявлено замечание. ФИО1 ознакомлен с приказом 13.10.2021г.

13.10.2021г. Приказом назначена служебная проверка в срок с

18.10.2021по 26.10.2021г. по фактам, изложенным в письме руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 06.10.2021 № в отношении главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО1 С приказом ФИО1 ознакомлен 13.10.2021г.

13.10.2021 требованием б/н ФИО1 сообщено, что в срок до 18.10.2021г. необходимо предоставить в отдел бюджетного учета, кадровой и аналитической работы пояснения в связи с проводимой проверкой на основании приказа ГИТ от 13.10.2021 № С требованием ФИО1 ознакомлен 13.10.2021г.

18.10.2021 требованием б/н ФИО1 сообщено, что в срок до 21.10.2021г. необходимо предоставить в отдел бюджетного учета, кадровой и

10

аналитической работы пояснения в связи с проводимой проверкой на основании приказа ГИТ от 13.10.2021 С требованием ФИО1 ознакомлен 18.10.2021г. С письмом руководителя ГИТ в Камчатском крае от 06.10.2021г. № ФИО1 ознакомлен 18.10.2021г.

22.10.2021г. помощником руководителя ФИО43., главным специалистом-экспертом ФИО44 главным специалистом-экспертом ФИО45 составлен акт об отказе главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО1 на указание руководителя ФИО46 дать письменное объяснение причины представления письма в адрес ГИТ в Камчатском крае от 01.10.2021г. № без подписи руководителя отказался.

Заключением комиссии о результатах служебной проверки от 29.10.2021г. установлено, что в действиях ФИО1 главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы усматриваются виновные действия.

01.11.2021г. составлен акт начальником отдела ФИО47 главным государственным инспектором труда ФИО48 об отказе главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО1 в росписи об ознакомлении с Заключением о результатах служебной проверки от 29.10.2021г.

Актом от 01.11.2021г. «Об отказе главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО1 в росписи об ознакомлении заключением о результатах служебной проверки от 29.10.2021г.», составленным начальником отдела ФИО49., главным государственным инспектором труда ФИО50. установлено, что главному специалисту - эксперту отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО1 в кабинете руководителя было зачитано заключение о результатах служебной проверки от 29.10.2021г. проведенной в отношении ФИО1 и предложено расписаться о доведении до него результатов служебной проверки. На предложение руководителя ФИО1 расписаться в документе отказался.

За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ФИО1- главному специалисту - эксперту отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы объявлен выговор на основании проведенной проверки от 13.10.2021г. приказ (приказ от 01.11.2021г. «О результатах служебной проверки»). ФИО1 ознакомлен с приказом 01.11.2021г.

Приказом от 21.10.2021г. назначена служебная проверка в срок с

22.10.2021по 03.11.2021г., по фактам изложенным в докладной записке врио руководителя ФИО51 от 21.10.2021г. в отношении главного специалиста- эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО1 С приказам ФИО1 ознакомлен 22.10.2021г.

22.10.2021требованиями б/н и ФИО1 сообщено, что в срок до 27.10.2021г. необходимо предоставить пояснения о предоставлении в Роструд недостоверной информации, размещенной в системе « в связи с проводимой проверкой на основании приказа ГИТ от 21.10.2021 № С требованием ФИО1 ознакомлен 22.10.2021г. С докладной врио заместителя руководителя ФИО52 от 21.10.2021г. ФИО1 ознакомлен 22.10.2021г.

Актом от 27.10.2021г. «О предложении главному специалисту - эксперту отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО1 дать пояснения по факту направления в адресу Роструда недостоверного отчета о работе

11

ГИТ в Хабаровском крае за сентябрь месяц», составленным начальником отдела ФИО53., главным государственным инспектором труда ФИО54 главным специалистом-экспертом ФИО55 установлено, что главному специалисту- эксперту отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО1 в кабинете руководителя было предложено дать дополнительное письменное пояснение до 29.10.2021 по факту предоставления в адрес Роструда недостоверного отчета о работе ГИТ в Хабаровском крае за сентябрь месяц в части количества исполненных предписаний, так как на ранее поставленные аналогичные вопросы был дан ответ 27.10.2021г. о том, что ему пояснить нечего и вопрос не понятен. На вышеуказанное предложение ФИО1 был дан ответ, что ничего он письменно пояснять не будет, так как уже дал пояснение 27.10.2021г.

Согласно заключению комиссии о результатах служебной проверки от 08.11.2021г. в действиях ФИО1 главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы усматриваются виновные действия.

За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ФИО1- главному специалисту - эксперту отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы объявлено неполное должностное соответствие, на основании проведенной проверки от 21.10.2021г. Приказ № . (приказ от 09.11.2021г. № «О результатах служебной проверки»). ФИО1 ознакомлен с приказом 09.11.2021г.

Приказом от 26.11.2021г. назначена служебная проверка по фактам внесения в неполном объеме информации о надзорно-контрольных мероприятиях в план плановых проверок на 2022 год в ЕРКН, основание-служебная записка врио заместителя руководителя ФИО56. от 25.11.2021г., в отношении главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО1 С приказам ФИО1 ознакомлен 01.12.2021г.

26.11.2021требованием б/н ФИО1 сообщено, что в соответствии с приказом ГИТ от 26.11.2021 в отношении него проводится служебная проверка. В связи с проводимой проверкой необходимо предоставить соответствующие пояснения, по факту возврата плана плановых проверок на 2022 год с допущенными нарушениями невнесения в полном объеме в 56 надзорноконтрольных мероприятий надлежащей информации, установленной при заполнении ЕКРНМ. С требованием ФИО1 ознакомлен 01.12.2021г.

Согласно заключению комиссии о результатах служебной проверки от 24.12.2021г. в действиях ФИО1 главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы усматриваются виновные действия. С заключением ФИО1 ознакомлен 24.12.2021г.

Приказом от 24.12.2021г. № ФИО1 освобожден от

занимаемой должности главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы и уволен с государственной гражданской службы

28.12.2021года за неоднократное неисполнение государственным гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, имеющего дисциплинарное взыскание. ФИО1 24.12.2021 ознакомлен с приказом от 24.12.2021г.

Основанием для освобождения ФИО1 от замещаемой должности главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы и увольнением с государственной гражданской службы

28.12.2021года послужило: заключение о результатах служебной проверки от 24.12.2021, приказ от 13.10.2021 № «О результатах служебной проверки»,

12

приказ от 01.11.2021 № «О результатах служебной проверки», приказ от

09.11.2021№ «О результатах служебной проверки».

Обязанность доказать наличие законного основания для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, а также соблюдение установленного порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, возлагается на работодателя.

Разрешая требования истца о признании незаконными и подлежащими отмене приказы от 13.10.2021 «О результатах служебной проверки», приказ от

01.11.2021№ «О результатах служебной проверки», приказ от 09.11.2021 № «О результатах служебной проверки», суд не находит их подлежащими удовлетворению.

При рассмотрении дела факты несвоевременного направления проекта ежегодного плана проведения проверок деятельности органов государственной власти на 2022 год Государственной инспекцией труда по Хабаровскому краю в прокуратуру Хабаровского края, направления в адрес ГИТ в Камчатском крае доклада несоответствующего установленной формы и содержащего противоречивую информацию, направления в ГИТ в Камчатском крае в нарушение установленного срока Реестра организаций имеющих задолженность по заработной плате по состоянию на 01.10.2021, направления в Роструд ежемесячного отчета о работе ГИТ в Хабаровском крае по итогам за сентябрь 2021, содержащего недостоверную информацию, нашли свое подтверждение.

Согласно п. 11 Должностного регламента гражданский служащий, замещающий должность главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы обязан составлять ведомственную отчетность, составлять сводную отчетность по результатам работы инспекции (с указанным регламентов ФИО1 ознакомлен 01.04.2021), в том числе выполнять иные поручения руководителя, начальника отдела.

Как следует из приказа от 30.06.2021 № «О закреплении отчетности» ответственным лицом за предоставление отчетности определен главный специалист- эксперт отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО1 в соответствии с распределением отчетности согласно Приложения № 1. С данным приказом ФИО1 ознакомлен 01.07.2021.

Установлено, что план проведения проверок поступил в прокуратуру Хабаровского края только 06.09.2021, нарушения, изложенные в акте прокурорского реагирования, руководством ГИТ признаны обоснованными, о чем отражено в приказе от 15.09.2021 № Доводы истца о не ознакомлении с представлением прокуратуры, не предоставлением возможности подготовить объяснения опровергается актом от 13.09.2021, из которого следует, что ФИО1 отказался получить представление прокуратуры Хабаровского края от

10.09.2021№ и отказался в получении требования о даче пояснений по нарушению, указанному в представлении. Данный факт подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО57

Направление ФИО1 в адрес ГИТ в Камчатском крае информации от

01,07.2012и 01.10.2021, не соответствующей требованиям, предъявляемым Рострудом, а также несвоевременное направление ежемесячного реестра организаций, имеющих задолженность по заработной плате по состоянию на

01.10.2021подтверждается письмом, направленным руководителем ГИТ в Камчатском крае в адрес Руководителя ГИТ в Хабаровском крае. При этом, как указано выше, именно на ФИО1 возлагалась обязанность исполнения данных поручений, данный факт в судебном заседании истцом не оспорен,

13

доказательств, исключающих вину, не представлено. Истец в судебном заседании не отрицал факта несвоевременного направления отчета в ГИТ в Камчатском крае.

Нарушения, выявленные Врио руководителя ГИТ в Хабаровском крае ФИО58 ежемесячном отчете о работе ГИТ в Хабаровском крае на

01.10.2021(данные о проведенных проверках по оплате труда за аналогичный период 2020, количество неисполненных предписаний на 01.10.2021), нашли свое подтверждение в судебном заседании, составление отчета согласно пункта 11 должностного регламента и приказа от 30.06.2021 № «О закреплении отчетности» возлагалось на ФИО1

Разрешая требования истца в части признания незаконным приказа от

24.12.2021№ «Об увольнении ФИО1», суд считает необходимым исходить из следующего.

Из материалов дела следует, что ФИО1 подвергнут дисциплинарному взысканию, в виде освобождения от занимаемой должности главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы и уволен с государственной гражданской службы - на основании Приказа от 24.12.2021г. № по фактам внесения в неполном объеме информации о надзорноконтрольном мероприятии в план плановых проверок на 2022 год в ЕРКН. Вместе с тем, ФИО1 был привлечён к дисциплинарной ответственности за проступок, совершенный 30.09.2021г. (дата заключения о результатах служебной проверки на основании представления прокуратуры Хабаровского края от 10.09.2021). При этом, из заключения о результатах служебной проверки от 30.09.2021, которая послужила в последующем изданием руководителем ГИТ в Хабаровском крае приказа от 13.09.2021 -д следует, что к дисциплинарной ответственности в виде замечания ФИО1 привлечен в связи с фиксацией факта несвоевременного направления проекта ежегодного плана проведения проверок деятельности ГИТ в Хабаровском крае в 2022 году в прокуратуру Хабаровского края.

Поскольку в материалах дела содержится информация о проведении служебной проверки в отношении ФИО1 именно по факту направления плана проверок в прокуратуру Хабаровского края суд приходит к выводу, что нарушения, отраженные в заключении о результатах служебной проверки от 24.12.2021 истец допустил в момент направления сведений в надзорный орган, что в последующем и послужило основанием для издания приказа руководителя ГИТ в Хабаровском крае от 15.09.2021

В соответствии с ч.5 ст.193 Трудового кодекса РФ за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

В силу п.5 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 разъяснено, что при разрешении споров лиц, уволенных по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, следует учитывать, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено.

Указанное в заключении о результатах служебной проверки от 24.12.2021 нарушение было совершено ФИО1 при отсутствии у него дисциплинарной

14

ответственности, поскольку приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1 издан 13.10.2021г., до указанной даты ФИО1 к дисциплинарной ответственности не привлекался.

При таких обстоятельствах основание для применения к ФИО1 дисциплинарной ответственности в виде освобождения от занимаемой должности по п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации» отсутствовало, увольнения является незаконным.

Статьей 394 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Согласно ст.211 ГПК РФ решение суда о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.

Статья 139 ТК РФ устанавливает исчисление среднего заработка, для расчета которого учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. Расчет (среднедневной заработок) производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется заработная плата.

Таким образом, подлежащая взысканию в пользу истца с ответчика ГИТ в Хабаровском крае средняя заработная плата за время вынужденного прогула, начиная с 25.12.2021 по день фактического восстановления на работе - 17.03.2022 составляет 65 284 руб. 35 коп. без вычета НДФЛ (2838 руб. 45 коп. х 51 день - 2838 руб.45 коп. *28 дней). Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае о признании незаконными и отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, приказа об увольнении, восстановлении на работе - удовлетворить частично.

Признать незаконным и подлежащим отмене приказ от 24.12.2021 об освобождении ФИО1 от замещаемой должности главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы и увольнении с государственной гражданской службы 28 декабря 2021 года за неоднократное неисполнение государственным гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, имеющих дисциплинарное взыскание, пункт 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

ФИО1 восстановить на работе в Государственной инспекции труда в Хабаровском крае в должности главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы или иной равнозначной должности.

Взыскать с Государственной инспекции труда в Хабаровском крае в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного

15

прогула начиная с 25.12.2021 по день фактического восстановления на работе в сумме 65 284 руб. 35 коп.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.

Решение суда в части восстановления ФИО1 на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательно форме составлено 23.03.2022 года.

Судья

Бойко А.А.