ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-36/19 от 14.03.2019 Октябрьского районного суда (Амурская область)

Дело (2019)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2019 года с. Екатеринославка

Октябрьский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего суда Шлома О.А.,

с участием помощника военного прокурора Благовещенского

гарнизона ФИО6,

представителя ответчика ФИО7,

специалиста органа опеки и попечительства ФИО8,

при секретаре Искендеровой А.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» к ФИО2, действующему также в интересах несовершеннолетней ФИО1, к ФИО3, ФИО4 о признании утратившими право пользования жилым помещением к МО МВД России «Октябрьский» об обязании произвести регистрационные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ (ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ) обратилось в суд с указанным иском к ответчикам.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 на основании договора найма служебного жилого помещения предоставлено жилое помещение, расположенное в <адрес>. Совместно со ФИО2 в спорное жилое помещение вселены в качестве членов его семьи ФИО3, ФИО1, ФИО1 Согласно поквартирной карточке ответчики зарегистрированы по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки законности проживания и использования квартир специализированного жилищного фона Министерства обороны РФ установлено, что фактически ответчики в спорном жилье не проживают. Согласно сообщения начальника центра социального обеспечения военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копии выписки из приказа командира войсковой части 26381 от ДД.ММ.ГГГГФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части. Из сообщения командира войсковой части 21720 от ДД.ММ.ГГГГФИО2 по книгам алфавитного учета военнослужащих и гражданского персонала части 21720 не значится. При таких обстоятельствах, а также то, что члены семьи нанимателя не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, и их права производны от права лица, получившего жилое помещение в связи со служебными отношениями, ответчики утратили право пользования жилым помещением. До настоящего времени ответчики жилье не освободили и продолжают незаконно удерживать спорную квартиру, принадлежащую Министерству обороны РФ, полномочия по управлению которой переданы ФГКУ «Востокрегионжилье», и ответчики, не освобождая жилое помещение, препятствуют в распоряжении жилым фондом и реализации прав собственника в полном объеме, что также нарушает права других военнослужащих на предоставление им жилого помещения на время прохождения военной службы.

В соответствии со ст. 50 ГПК РФ судом ответчикам назначен адвокат ФИО5

Представитель ответчиков ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО1- адвокат ФИО5 с иском не согласился, свою позицию по заявленным требованиям не высказал.

Представитель истца ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО9, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, согласно телефонограмме просит рассматривать дело без ее участия, на требованиях, указанных в иске, настаивает в полном объеме.

Представитель ответчика МО МВД России «Октябрьский», представитель третьего лица ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, в судебное заседание не явились, представитель третьего лица просит рассмотреть дело без его участия, поддерживает исковые требования в полном объеме.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания представителя истца ФГКУ «Востокрегионжилье», ответчика МО МВД России «Октябрьский», третьего лица ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Выслушав доводы представителя ответчика, заключение помощника прокурора, заключение специалиста органа опеки и попечительства, полагавших, что исковые требования подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 1 Жилищного Кодекса РФ (далее-ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе, распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилого фонда, относятся служебные жилые помещения.

В силу ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 99 ЖК РФ).

Согласно ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.

Члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 100 и частями 2 - 4 статьи 31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними.

Частью 3 статьи 104 ЖК РФ установлено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Частью 1 статьи 103 ЖК РФ определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Права членов семьи нанимателя служебного жилого помещения производны от прав нанимателя, соответственно, при прекращении права нанимателя на жилое помещение подлежат прекращению и права членов его семьи, что влечет за собой необходимость выселения из жилого помещения.

Как следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации.

Согласно договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГФИО10 Екатеринославской КЭЧ предоставлено служебное жилое помещение площадью 45,7 кв.м по <адрес> военного городка <адрес> в для временного проживания в нем.

Из п.18 раздела IV договора найма следует, что его прекращение осуществляется в связи с окончанием срока службы, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ и ФЗ «О статусе военнослужащих», истечением срока пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или выборной должности.

Как установлено п.19 раздела IV договора, в случае его расторжения или прекращения в связи с истечением срока трудового договора, окончанием военной службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение, граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ и ФЗ «О статусе военнослужащих».

Из буквального содержания договора найма следует, что жилое помещение ФИО2 и членам его семьи предоставлено для временного проживания в нем. Выпиской из приказа командира войсковой части 26381 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части. Из справки врио командира войсковой части 21720 следует, что ФИО2 по книгам алфавитного учета военнослужащих и гражданского персонала войсковой части 21720 не значится.

Спорная <адрес>, расположенная в <адрес> имеет статус служебной, что подтверждается материалами дела.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Екатеринославская КЭЧ» реорганизована в форме присоединения к ФГКУ «ДТУИО» Министерства обороны Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 752-р утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации, в который входит военный городок в <адрес>.

На основании Приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ № 1045 от 27 апреля 2018г спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «ДальТУИО» МО РФ.

Приказом Министра обороны РФ № 1455 от 03.11.2010 года функции жилищного обеспечения возложены на Департамент жилищного обеспечения МО РФ, являющийся центральным органом военного управления и осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, к числу которых отнесено ФГКУ «Востокрегионжилье».

Пунктами 19,20 Устава ФГКУ «Востокрегионжилье» на истца возложены полномочия, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда МО РФ, в том числе заключение, изменение, и расторжение договоров найма жилых помещений.

Из материалов дела усматривается, что в целях урегулирования спора в досудебном порядке истцом в адрес ответчиков направлялось требование об освобождении служебного жилого помещения, которое ответчиками не исполнено до настоящего времени.

Между тем, согласно адресным справкам МО МВД России «Октябрьский» следует, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО1 зарегистрированы по адресу: <адрес>, ФИО2 зарегистрирован с 1993г, ФИО3 с 2001г,ФИО1 и несовершеннолетняя ФИО1 с 2006г..

Согласно поквартирной карточке, выписки из лицевого счета <адрес> числится нанимателем и оплачиваются коммунальные ФИО1

Акт проверки использования по назначению жилого помещения специализированного жилищного фонда МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что ответчики не проживают в спорной квартире. Также указанное обстоятельство подтверждается актом обследования жилого помещения, представленного отделом образования, в соответствии с которым установлено, что дверь по указанному адресу никто не открыл, соседка из <адрес> пояснила, что семью не знает и проживает кто-либо в ней или нет не знает.

Судом установлено, что ответчик ФИО2 вселен в спорное жилое помещение в 1993 году.

При таких обстоятельствах, суд руководствуется как нормами ЖК РСФСР, так и нормами ЖК РФ, а также действием ст. 13 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», устанавливающим, что граждане, проживающие в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

Таким образом, ст. 13 Водного закона дополняет определенный ч.2 ст. 103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона, разъяснений ВС РФ по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в ст. 108 ЖК РСФСР, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).

Таким образом, по данному делу с учетом заявленных требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств является выяснение наличия совокупности предусмотренных ст. 13 Водного закона условий, при которых ФИО2 и члены его семьи не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Из представленной от администрации Екатеринославского сельсовета справки следует, что ответчики в списках граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, не значатся. Аналогичные сведения содержатся в ответе на запрос Министерства финансов <адрес>, Министерства ЖКХ <адрес>.

Согласно сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на имеющиеся (имевшиеся) у ответчиков объекты недвижимого имущества на территории Управления Росреестра по <адрес>.

Учитывая данные обстоятельства, указанные положения договора, а также исходя из того, что ответчики не состоят в трудовых отношениях с войсковой частью , суд приходит к выводу, что имеются основания для признания ФИО2 и членов его семьи, являющихся ответчиками по настоящему делу утратившими право пользования жилым помещением, расположенным в <адрес>.

Кроме того, права членов семьи нанимателя производны от прав основного нанимателя ФИО2 и прекращают свое действие прекращением прав основного нанимателя.

Согласно ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).

Факт регистрации ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО1 в жилом помещении не порождает право на эту квартиру, является административным актом, и не может служить согласно ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» основанием или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, поскольку регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В соответствии с п. «а» ст.31 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями), снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). В связи с чем, исковые требования об обязании МО МВД России «Октябрьский» снять ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1 утратили право пользования спорным жилым помещением, в связи с чем исковые требования ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства Обороны РФ подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ удовлетворить.

Признать ФИО2, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО1, ФИО3, ФИО4 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>.

Обязать МО МВД России «Октябрьский» произвести регистрационные действия, связанные со снятием ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в гражданскую коллегию Амурского областного суда в течение месяца, начиная с 19 марта 2019 года.

Председательствующий О.А.Шлома

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2018 года