ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-36/19 от 22.03.2019 Тоджинского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2-36/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 марта 2019 года с. Тоора-Хем

Тоджинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Тугур-оола Ч. Б.,

при секретаре Донгак Е. А.,

с участием истца – помощника прокурора Тоджинского района Республики Тыва Опай А. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ырбанская средняя общеобразовательная школа» Тоджинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности составить и утвердить паспорт доступности для инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ырбанская средняя общеобразовательная школа» Тоджинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности составить и утвердить паспорт доступности для инвалидов.

В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка за соблюдением законодательства в сфере защиты прав инвалидов в образовательных учреждениях Тоджинского района, в ходе которой установлено, что ответчиком в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» не составлен и не утвержден паспорт доступности для инвалидов, чем нарушаются права инвалидов, проживающих и пребывающих на территории Тоджинского района, на доступ к объектам и услугам указанного образовательного учреждения. На основании изложенного истец просит возложить на ответчика обязанность составить и утвердить паспорт доступности для инвалидов в срок до 01 сентября 2019 года в соответствии с требованиями Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

В судебном заседании прокурор иск полностью поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание, будучи извещенным о его времени и месте надлежащим образом, не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств не заявил, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Выслушав истца, изучив исковое заявление, исследовав все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в основание своих требований.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее – Порядок).

В соответствии с п. 7 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).

Согласно п. 8 Порядка, Паспорт доступности содержит следующие разделы: а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг; б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка; в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка; г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

На основании п. 14 Порядка Паспорт доступности организации, разработанный Комиссией, утверждается руководителем организации и представляется в течение 10 рабочих дней после утверждения муниципальными организациями - в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность.

Из материалов дела видно следующее.

Решением прокурора Тоджинского района от 20.02.2019 решено провести проверку в образовательных учреждениях Тоджинского района на предмет соблюдения законодательства в сфере защиты прав инвалидов. Требованием прокурора от 20.02.2019 в адрес начальника Управления образования администрации Тоджинского кожууна направлено требование о сообщении сведений в образовательных учреждениях района о наличии паспортов доступности для инвалидов.

Из справки прокуратуры о проведенной проверке за соблюдением законодательства в сфере защиты прав инвалидов в образовательных учреждениях Тоджинского района видно, что ответчиком в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» не составлен и не утвержден паспорт доступности для инвалидов, чем нарушаются права инвалидов, проживающих и пребывающих на территории Тоджинского района, на доступ к объектам и услугам указанного образовательного учреждения.

Из предоставленного ответа Управления образования администрации Тоджинского кожууна на требование прокурора видно, что во всех образовательных учреждениях Тоджинского района не составлялись паспорта доступности для инвалидов.

Таким образом, судом установлено, что ответчик не составил и не утвердил паспорт доступности для инвалидов, чем нарушаются права инвалидов, проживающих и пребывающих на территории Тоджинского района, на доступ к объектам и услугам указанного образовательного учреждения.

Ответчиком суду не представлены доказательства, которые могли бы опровергнуть доводы истца, поэтому, у суда нет оснований не доверять представленным суду письменным доказательствам истца, так как они составлены в соответствии с требованиями гражданского законодательства, и признаны судом относимыми и допустимыми.

При таких обстоятельствах исковое заявление подлежит полному удовлетворению.

На основании с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственную пошлину, от уплаты которой прокурор был освобожден, ввиду удовлетворения иска в полном объеме, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, суд взыскивает государственную пошлину в доход бюджета муниципального района в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 300 рублей как по требованию неимущественного характера.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ырбанская средняя общеобразовательная школа» Тоджинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности составить и утвердить паспорт доступности для инвалидов удовлетворить полностью.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ырбанская средняя общеобразовательная школа» Тоджинского кожууна Республики Тыва в срок до 01 сентября 2019 года составить и утвердить паспорт доступности для инвалидов в соответствии с требованиями Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ырбанская средняя общеобразовательная школа» Тоджинского кожууна Республики Тыва в доход муниципального бюджета Тоджинского кожууна Республики Тыва государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Тоджинский районный суд Республики Тыва.

Председательствующий Ч. Б. Тугур-оол