ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-36/20 от 30.04.2020 Серышевского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-36/2020

УИД: 28RS0019-01-2020-000004-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 апреля 2020 года п. Серышево

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кулагиной И.В.,

при секретаре Наймушиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Серышевского района к МАОУ СОШ № 1 <адрес> имени ФИО1 об обязании установить в филиале Муниципального автономного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 1 <адрес> имени ФИО1 Средней общеобразовательной школы <адрес> систему видеонаблюдения, предусматривающую архивирование и хранение данных в течение 30 дней,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Серышевского района в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился с данным иском в суд, в обоснование заявленных требований указав, что Прокуратурой Серышевского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях района. В силу действующего законодательства обеспечение образовательного учреждения системой технического контроля за обстановкой - видеонаблюдением является одной из профилактических мер, направленных на уменьшение криминальных проявлений и их последствий, в том числе на противодействие террористической деятельности. Для обеспечения условий, регламентированных нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантирующих охрану жизни и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, в целях повышения эффективности системы защиты и контроля за проникновением на территорию и в здание образовательного учреждения посторонних лиц (в том числе в ночное время), наличие системы технического контроля за обстановкой - видеонаблюдения на территории Филиала МАОУ СОШ №1 СОШ <адрес> является одним из необходимых и обязательных условий системы защиты. Обязанность по обеспечению (созданию) комплексной системы безопасности территории образовательной организации, путем установки системы технического контроля за обстановкой - видеонаблюдения, лежит на образовательной организации. Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа <адрес> имени ФИО1 (далее - МАОУ СОШ <адрес>) осуществляет образовательную деятельность на основании Устава, утвержденного приказом МУ Отдела образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.3.2 Устава, филиал МАОУ СОШ <адрес> имени ФИО1 СОШ <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, является обособленным структурным подразделением МАОУ СОШ <адрес> имени ФИО1. Согласно п. 1.15 Устава, учредителем МАОУ СОШ <адрес> является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляет Муниципальное учреждение Отдел образования администрации <адрес>. МАОУ СОШ <адрес> имеет в оперативном управлении здание филиала СОШ <адрес> (п. 4.1 Устава). Пунктом 1.6 Устава закреплено, что МАОУ СОШ <адрес> имеет в собственности и (или) оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В силу п. 1.11 Устава, учредитель не отвечает по обязательствам МАОУ СОШ <адрес>, а школа не отвечает по обязательствам своих учредителей. При проведении проверки установлено, что Филиал МАОУ СОШ <адрес> СОШ <адрес> является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Вместе с тем, установлено, что в здании и по периметру территории Филиала МАОУ СОШ СОШ <адрес> отсутствует наружная и внутренняя система видеонаблюдения, что влечет за собой нарушение основных принципов противодействия терроризму, направленных на профилактику, минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявления нарушений в указанной сфере, а также ставит под угрозу безопасность и стабильность общества, жизнь и здоровье людей, в том числе несовершеннолетних. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательной организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Осуществление деятельности образовательного учреждения в условиях отсутствия системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, поскольку именно детские учреждения зачастую являются объектами террора, что является крайне недопустимым. По факту выявленных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ на имя директора МАОУ СОШ <адрес> внесено представление, которое рассмотрено, конкретные меры к устранению выявленных нарушений в части установки системы видеонаблюдения в здании и по периметру Филиала МАОУ СОШ СОШ <адрес> не приняты. Из информации МАОУ СОШ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что школой направлено ходатайство в Отдел образования администрации <адрес> о выделении денежных средств на приобретение и оснащение системы видеонаблюдения. В связи с изложенным, на основании пункта 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просил обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа <адрес> имени ФИО1 установить в здании и по периметру территории филиала Муниципального автономного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа <адрес> имени ФИО1 общеобразовательной школы <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории образовательного учреждения, предусматривающую архивирование и хранение данных в течение 30 дней, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В последствии уточнив заявленные исковые требования прокурор просил обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение ФИО1 общеобразовательная школа №<адрес> имени ФИО1 установить в филиале Муниципального автономного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа <адрес> имени ФИО1 общеобразовательной школы <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, систему видеонаблюдения, предусматривающую архивирование и хранение данных в течение 30 дней, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – МАОУ СОШ <адрес> имени ФИО1, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В своем письменном заявлении директор учреждения ФИО3 просит о рассмотрении дела без ее участия, указав, что с исковыми требованиями не согласна, так как объекту – зданию школы, относящемуся к четвертой категории опасности (по плану антитеррористической защищенности), оснащение системой видеонаблюдения не обязательно.

Представитель третьего лица - филиала МАОУ СОШ <адрес> имени ФИО1 - СОШ <адрес>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. В своем письменном заявлении заведующая филиалом ФИО4 просит о проведении судебного заседания без ее участия, указав, что с исковыми требованиями не согласна, потому что к объекту (в данном случае школе), относящемуся к четвертой категории опасности (в плане антитеррористической защищенности), оснащение системой видеонаблюдения не обязательно.

Представитель третьего лица – МУ Отдел образования администрации <адрес>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, в суд поступило заявление о рассмотрении дела без их участия, с исковыми требованиями не согласны. В возражениях на исковое заявление указали, что с исковыми требованиями не согласны. Установка систем телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) обязательна не иначе, чем в предусмотренных законодательством случаях. Действительно п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористичеекой защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения. Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты). Вместе с тем, согласно разделу № 1 «Область применения» СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», данный Свод правил распространяется только на: проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений, в том числе при изменении их функционального назначения, с подземными этажами глубиной не более 15 м от уровня земли. Обязанность по обеспечению общеобразовательных учреждений системами видеонаблюдения, установлена также Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), где в пункте 23 Главы 2 Раздела 4 (мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей) указано на необходимость оборудования в обязательном порядке системами видеонаблюдения мест массового пребывания людей независимо от установленной категории. Вместе с тем, в п. 4 указанного раздела прямо указано, что настоящие требования носят общий характер в отношении вопросов оснащения мест массового пребывания людей средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны. Оснащение места массового пребывания людей конкретными моделями средств охраны определяется в техническом задании на проектирование и на этапе выполнения строительно-монтажных работ, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии с ч. 1 ст. 42 ФЗ РФ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. Из анализа положений вышеуказанных нормативно-правовых актов в их совокупности следует, что требования по установке систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях, построенных до введения в действие СП 118.13330.2012, не распространяются до момента из реконструкции либо капитального ремонта. Как следует из технического паспорта на школу - основное здание филиала МАОУ СОШ <адрес> имени ФИО1 общеобразовательной школы <адрес> построено в 1963 году, пристройка для спортзала построена в 1987 году, капремонт (согласно справки) проводился в 2010 году, то есть до принятия СП 118.13330.2012. Позднее 2010 года, здание реконструкции, либо капитальному ремонту, согласно техпаспорта, не подвергалось. Согласно п. а раздела 8 «Выводы и рекомендации» Паспорта безопасности филиала МАОУ СОШ <адрес> имени ФИО1 общеобразовательной школы <адрес> - присвоена 3 категория опасности объектов (территорий), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 г. N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)". В настоящий момент Постановление утратило силу. В соответствии с принятым Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)”, паспорт безопасности филиала МАОУ СОШ <адрес> имени ФИО1 общеобразовательной школы <адрес> изменен, так же изменения в паспорте безопасности коснулись определения категории - изменена на 4 категорию опасности (Паспорт безопасности находится на утверждении уполномоченных органов). Согласно п. 24 раздела III. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 г. 4-я категория не включена в список объектов (территорий) категорий опасности, в отношении которых дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются такие мероприятия, как оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения. На основании изложенного, в соответствии со статьей 149 ГПК РФ, просят суд в заявленных исковых требованиях отказать в полном объеме.

Исследовав материала дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения требований действующего законодательства об образовании и антитеррористической защищенности, было установлено, что в здании и по периметру территории Филиала МАОУ СОШ СОШ <адрес> отсутствует наружная и внутренняя система видеонаблюдения.

В силу статьи 1 Федерального Закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, настоящий ФЗ и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовое акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму являются, в том числе: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина и приоритет мер предупреждения терроризма.

Как следует из Устава образовательного учреждения, МАОУ СОШ <адрес> имени ФИО1 является некоммерческой организацией, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность.

Учредителем МАОУ СОШ <адрес> имени ФИО1 является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляет Муниципальное учреждение Отдел образования администрации <адрес> (п. 1.15 Устава).

Согласно п. 1.6 Устава МАОУ СОШ <адрес> имеет в собственности и (или) оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В силу п. 1.11 Устава, учредитель не отвечает по обязательствам МАОУ СОШ <адрес>, а школа не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Согласно п. 1.3.2 Устава, Филиал СОШ <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, является структурным подразделением МАОУ СОШ <адрес> имени ФИО1. То есть является общеобразовательным учреждением, объектом с массовым пребыванием детей - одним из важных объектов жизнеобеспечения населения.

Положениями п. 15 ч. 3, п. п. 2, 3 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации относится создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.8 ч.1 и ч.4 ст.41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ, создают условия для охраны здоровья обучающихся.

Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Из п. п. 6.44 и 6.48 СП 118.13330.2012, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, обязательным является требование о размещении на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112". Данные мероприятия направлены на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствуют уменьшению вероятности причинения возможного ущерба людям, зданию и имуществу от противоправных действий.

Отсутствие системы видеонаблюдения в филиале МАОУ СОШ СОШ <адрес> не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся и повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.

Осуществление деятельности образовательного учреждения в условиях отсутствия системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, поскольку именно данные учреждения зачастую являются объектами террора, что является крайне недопустимым.

Таким образом, суд приходит к выводу о несоблюдении ответчиком требований по обеспечению мер противодействия терроризму, что создает угрозу жизни и здоровью учащихся, их безопасности, что является нарушением их конституционных прав.

Доводы ответчика и третьих лиц о том, что требования прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с планом антитеррористической защищенности здание филиала МАОУ СОШ <адрес> имени ФИО1 - СОШ <адрес> относится к четвертой категории опасности, суд полагает ошибочными и основанными на неверном толковании норм.

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимает состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (статья 3).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение данных норм закона Правительство Российской Федерации постановлением от 2 августа 2019 г. N 1006 утвердило Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В соответствии с п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).

В свою очередь воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством, в том числе, обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п. 18 пп «г» Требований).

В соответствии с п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (п. 29 Требований ).

В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

При этом в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Как следует из положений пункта 6.48 свода правил "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утверждены Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10)", для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся, в том числе дошкольных образовательных организаций, предписано предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Как видно из приведенных выше норм права, они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений.

Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности применяется системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о применении к спорным правоотношениям свода правил СП 118.13330.2012.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Из представленных доказательств следует, что заявленные прокурором требования обусловлены особым общественным значением поставленного вопроса, разрешение которого затрагивает значительное число граждан, в том числе несовершеннолетних, персонифицировать и привлечь которых к участию в деле в силу их многочисленности и неопределенности не представляется возможным. В связи с чем, защита прав граждан, в том числе несовершеннолетних, в таких условиях приобретает публичный интерес, и обращение с настоящим исковым заявлением в суд прокурора Серышевского района является законным и обоснованным.

На основании ст.206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает срок для установления в филиале Муниципального автономного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа <адрес> имени ФИО1 общеобразовательной школы <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, системы видеонаблюдения, указанный прокурором Серышевского района - до 01 сентября 2020 года, достаточным для устранения выявленных нарушений действующего законодательства.

С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, требований действующего законодательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора Серышевского района к МАОУ СОШ <адрес> имени ФИО1 об обязании установить в филиале Муниципального автономного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа пгт. Серышево имени ФИО1 общеобразовательной школы <адрес> систему видеонаблюдения, предусматривающую архивирование и хранение данных в течение 30 дней, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Серышевского района - удовлетворить.

Обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа <адрес> имени ФИО1 установить в филиале Муниципального автономного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа <адрес> имени ФИО1 общеобразовательной школы <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, систему видеонаблюдения, предусматривающую архивирование и хранение данных в течение 30 дней, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690090, <адрес>, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.

Председательствующий: ___________________________ (И.В. Кулагина)

Решение в окончательной форме принято 6 мая 2020 года.