Дело № 2-36/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** 2014 года город Остров
Островский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Коженковой Т.Г.,
при секретаре Корныльевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Иного органа местного самоуправления Комитета по управлению муниципальным имуществом Островского района (далее – ИОМС КУМИ Островского района) о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества,
у с т а н о в и л:
ИОМС КУМИ Островского района обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества – артезианскую скважину № .., кадастровый номер .., *** года постройки, глубина 58 м., расположенную по адресу: ...;
- артезианскую скважину б/н, кадастровый номер .., *** года постройки, глубина 80 м., расположенную по адресу: ...;
- артезианскую скважину № .. кадастровый номер .., *** года постройки, глубина 80 м., расположенную по адресу: ...;
- артезианскую скважину № .., кадастровый номер .., *** года постройки, глубина 80 м., расположенную по адресу: ....
Заявление мотивировано тем, что на территории сельского поселения «Бережанская волость» Островского района Псковской области расположены вышеуказанные объекты недвижимого имущества, данные о собственнике которых в реестре имущества, находящегося в собственности Псковской области, отсутствуют, данные объекты недвижимости не учитываются, собственностью Псковской области не являются, в реестре федерального имущества по Псковской области не значатся. По заявлению ИОМС КУМИ Островского района данные артезианские скважины ***.2012 года в установленном законом порядке были приняты Островским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области как бесхозяйные объекты недвижимого имущества. В течение года с момента постановки указанного имущества на учет как бесхозяйного кто-либо своих прав на данные артезианские скважины не заявил, правопритязания иных лиц на указанные объекты недвижимости не регистрировались.
В судебное заседание представитель заявителя, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, не явился. Представил в суд письменное заявление о рассмотрении дела без участия их представителя. Отказа от поддержания заявленных требований в адрес суда от заявителя не поступило.
Заинтересованные лица – Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области в отзыве, адресованном суду, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, каких-либо возражений по существу заявления не представил. Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям области в отзыве, адресованном суду, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, не возражает против удовлетворений заявленных требований.
В порядке ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц.
Изучив позицию лиц, участвующих в деле, представленные доказательства и материалы дела в целом, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в редакции от 28.12.2013 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федерального закона № 131-ФЗ) и частью 4 статьи 4 Устава муниципального образования «Бережанская волость» (принят решением Собрания депутатов сельского поселения «Бережанская волость» от 23.06.2010 года №18) (в редакции от 05.07.2012 года) установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. В частности в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для водоснабжения населения, водоотведения (п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 27.2 Постановления Островского районного Собрания депутатов №.. Комитет по управлению муниципальным имуществом Островского района (далее - Комитет) является органом местного самоуправления муниципального района, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренными пунктом 2 настоящей статьи. Комитет управляет и распоряжается муниципальной собственностью в соответствии с порядком, установленным Собранием депутатов района, ведет учет объектов муниципальной собственности (ч. 2 ст. 27.2 Постановления Островского районного Собрания депутатов №178).
Согласно п. 2 подп. 2.1, 2.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Островского района, утвержденным решением Островского районного Собрания депутатов от 08.02.2007 года №192 (в редакции от 31.05.2011 года) в состав имущества муниципальной собственности Островского района, в том числе, входит: иное движимое и недвижимое имущество, признаваемое или признанное в установленном действующим законодательством порядке муниципальной собственностью Островского района. Имущество муниципальной собственности Островского района образуется также из бесхозяйного имущества, признанного муниципальной собственностью в установленном законодательством порядке.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Островского района в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Псковской области, Уставом Муниципального образования «Островский район» и настоящим Положением осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом в соответствии с задачами, функциями и правами, установленными Положением о комитете, утвержденном Островским районным Собранием депутатов (п. 3 Положения).
Таким образом, ИОМС КУМИ Островского района обладает полномочиями по обращению в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Судом установлено, что на территории муниципального образования (поселения) «Бережанская волость», входящего в состав муниципального района, расположены объекты недвижимого имущества: артезианская скважина № .., кадастровый номер .., *** года постройки, глубина 58 м., расположенная по адресу: ...; артезианская скважина б/н, кадастровый номер .., *** года постройки, глубина 80 м., расположенная по адресу: ..., сельское поселение «Бережанская волость», д. Перевоз; артезианская скважина .. кадастровый номер .., 1960 года постройки, глубина 80 м., расположенная по адресу: ..., сельское поселение «Бережанская волость», д. Грызавино; артезианская скважина № 2754, кадастровый номер 60:13:0011502:133, 1969 года постройки, глубина 80 м., расположенная по адресу: ...
Документов, подтверждающих факт принадлежности данных объектов недвижимого имущества какому-либо собственнику, либо передачи его в оперативное управление или хозяйственное ведение не имеется.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Часть 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу части 3 настоящей статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество, в силу части 2 статьи 293 ГПК РФ, является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел год.
Указанный способ приобретения права муниципальной собственности возможен лишь тогда, когда отсутствуют правопритязания на соответствующий объект недвижимости, отсутствует организация, которая следит за техническим состоянием имущества.
Порядок постановки на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации 17 сентября 2003 года №580. Согласно п. п. 21, 27 данного Положения принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, органу местного самоуправления выдается (направляется) выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет объекта недвижимого имущества.
Как видно из материалов дела, сведениями о действующих правах на спорные объекты недвижимости Островский филиал ГП «БТИ» не располагает, в реестре имущества, находящегося в собственности области, данные объекты недвижимости не учитываются, собственностью Псковской области не являются, в реестре федерального имущества по Псковской области не значатся (л.д. 16-20).
Как следует из выписок Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области Островский отдел от ***.2013 года, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о принятии на учет в качестве бесхозяйственных объектов недвижимого имущества спорные артезианские скважины внесены ***.2012 года, прав на спорные объекты недвижимого имущество не зарегистрировано (л.д. 21-24).
В соответствии с вышеназванной нормой Гражданского кодекса и Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года №580 «Об утверждении положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» (в редакции от 12.11.2004 года), артезианская скважина № .., кадастровый номер .., артезианская скважина .., кадастровый номер .., артезианская скважина № .. кадастровый номер .., артезианская скважина № .., кадастровый номер .., по заявлению муниципального образования «Островский район» были приняты на учет Островским отделом Управления Росреестра по Псковской области, как бесхозяйные объекты недвижимого имущества, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи (л.д. 25-28).
Соответственно порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, регламентированный вышеназванным Постановлением Правительства РФ, в данном случае соблюден.
Судом установлено, что со дня постановки на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества – артезианских скважин – то есть с *** 2012 года на момент рассмотрения заявления, прошло более года, право собственности в отношении данных объектов недвижимости за указанный период за кем-либо не зарегистрировано, правообладатели не установлены, правопритязания отсутствуют, ограничения (обременения) права не зарегистрированы.
Поскольку собственник бесхозяйных объектов недвижимости неизвестен, установленный ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ срок со дня постановки данных объектов на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию, истек, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, приходит к выводу о наличии оснований для признания права муниципальной собственности на данные бесхозяйные объекты недвижимого имущества и обоснованности заявленных требований.
Таким образом, заявление Иного органа местного самоуправления Комитета по управлению муниципальным имуществом Островского района о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества – артезианских скважин подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 19 НК РФ, при обращении в суд заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197 – 199, 320, 321 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Иного органа местного самоуправления Комитета по управлению муниципальным имуществом Островского района о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:
– артезианская скважина № .., кадастровый номер .., *** года постройки, глубина 58 м., расположенная по адресу: ...;
- артезианская скважина .., кадастровый номер .., *** года постройки, глубина 80 м., расположенная по адресу: ...;
- артезианская скважина № .. кадастровый номер .., *** года постройки, глубина 80 м., расположенная по адресу: ...;
- артезианская скважина № .., кадастровый номер .., *** года постройки, глубина 80 м., расположенная по адресу: ...
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья: Т.Г. Коженкова Решение не обжаловано и вступило в законную силу.