Мотивированное решение Дело № 2-36/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шуйское 27 апреля 2018 года
Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Решетова В.Н.,
с участием исполняющего обязанности прокурора Междуреченского района Вологодской области Германа Б.А.,
при секретаре Трусовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Междуреченского района в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту интересов ФИО1 о признании решения Департамента лесного комплекса Вологодской области об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд незаконным, возложении обязанности заключить указанный договор,
у с т а н о в и л :
Прокурор обратился в суд с указанным иском к ответчику, указав, что прокуратурой района проведена проверка по жалобе ФИО1 на отказ Междуреченского территориального отдела - государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области (далее - районный отдел) в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
В результате проверки установлено, что ФИО1 09.01.2018 обратился в районный отдел с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, в котором просил районный отдел заключить с ним договор купли-продажи лесных насаждений в объеме 300 кубических метров для строительства жилого дома, как с лицом, утратившим единственное жилое помещение в результате пожара. Заявление зарегистрировано за №81 от 10.01.2018.
В удовлетворении заявления истцу отказано 16.01.2018 со ссылкой на отсутствие в лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки древесины.
Согласно статьям 26, 60.7, 64 Лесного кодекса РФ рубки (в том числе санитарные рубки и рубки ухода) на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами. На лесных участках, не предоставленных в аренду, рубки могут осуществляться либо гражданами для собственных нужд (ст. 30 Лесного кодекса РФ), либо специализированными государственными учреждениями (ст. 19 ЛК РФ), либо субъектами малого и среднего предпринимательства (ч. 4 ст. 29.1 ЛК РФ).
Распределение свободной лесосеки между указанными тремя категориями лиц, как следует из иска, действующим законодательством не отнесено к полномочиям ответчика. Напротив, сама по себе формулировка отказа «отсутствие лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины» предусматривает приоритет заготовки древесины гражданами для собственных нужд над другими категориями лиц.
То есть, при наличии свободной расчетной лесосеки ответчик обязан в первую очередь полностью обеспечить потребности населения в древесине, а уже затем оставшиеся лесные насаждения предоставлять для продажи на лесных аукционах.
Внесенное 13.02.2018 прокурором района представление начальнику районного отдела об устранении указанных нарушений закона, фактически осталось без удовлетворения.
Действия ответчика нарушили право ФИО1, являющегося лицом, утратившим единственное жилье в результате пожара на постройку жилого помещения.
В связи с вышеизложенным, прокурор просит признать незаконным решение Департамента лесного комплекса Вологодской области об отказе ФИО1 в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от 16.01.2018; обязать Междуреченский территориальный отдел - государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области заключить с ФИО1 договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для целей строительства жилого дома.
В судебном заседании и.о. прокурора района Герман Б.А. иск поддержал по доводам, в нем изложенным, просит удовлетворить, а также пояснил, что ФИО1, как погорелец, имеет право подать заявление на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в течение всего года.
ФИО1 обратился с утра в первый рабочий день 2018 года, но выделенной лесосеки хвойных пород леса хватило лишь на 15 заявителей.
Сложившаяся сложная ситуация не может быть признана отвечающей потребностям граждан - лесопользователей, учитывая, что граждане проживают в лесном районе, имеется потребность в древесине, но не имеют возможности ее заготовить, подталкивая их тем самым на совершение различного рода правонарушений.
Заготовители из числа юридических лиц, в отличие от граждан имеют больше возможностей финансовых, технических для приобретения и заготовки древесины, но судя по запланированным объемам лесосеки хвойных пород гражданам запланировано ее в десятки раз меньше.
Отказом заключить договор нарушены социальные права ФИО1, гарантированные Конституцией РФ, в том числе, право на жилище.
ФИО1 исковые требования прокурора поддержал, просит удовлетворить, пояснил, что когда у него 26.01.2017 сгорел жилой дом, являющийся единственным жильем, он обратился в феврале 2017 с заявлением в территориальный отдел - государственное лесничество о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, но ему было отказано.
Ему порекомендовали с аналогичным заявлением вновь обратиться в государственное лесничество в январе 2018 года, что он и сделал, обратившись с заявлением через МФЦ. Заявление подал с самого утра, в первый рабочий день, но ему вновь было отказано.
У него нет возможности обратиться с заявлением в государственное лесничество в другой район Вологодской области. О таком праве обращения ему никто не разъяснял. У него нет материальной возможности приобрести деловую древесину для строительства дома. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика от Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 пояснила, что Междуреченский территориальный отдел - государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области является ненадлежащим ответчиком по делу в связи с тем, что является структурным подразделением Департамента и не является юридическим лицом, не обладает самостоятельной правоспособностью.
С заявленными исковыми требованиями не согласна, по доводам, изложенным в отзыве, считает, что решение об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с ФИО1 принято в соответствии с действующим законодательством, следовательно, права и интересы заявителя не могут быть нарушены.
Представитель ответчика от Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО3 разделила позицию консультанта отдела правовой и административной работы Департамента ФИО2, а также пояснила, что права граждан, желающих приобрести лес, в том числе и хвойный для строительства и ремонта жилья, никоим образом Департаментом не ущемляются в сравнении с иными лесопользователями.
Имеется проблема, лишь в том, что установленный ранее объем хвойной лесосеки для реализации по договорам гражданам не обеспечивает возрастающей из года в год в ее заготовке потребности.
Для исправления сложившейся ситуации Департаментом проводится работа, планируется со следующего года упростить механизм получения хвойного леса на строительство жилья гражданам, из числа, утративших жилые помещения в результате пожара, стихийных бедствий.
Своевременно извещенный о времени и месте рассмотрения дела представитель Междуреченского территориального отдела - государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав исполняющего обязанности прокурора района, истца ФИО1, выяснив позицию представителей ответчика, исследовав все материалы дела, считает иск, подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании ч. 1, ч. 4 ст. 30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Согласно ч. 4 ст. 77 Лесного кодекса РФ граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд указаны в Законе Вологодской области от 12.01.2007 №1551-ОЗ «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Вологодской области гражданами для собственных нужд» (далее - Закон Вологодской области №1551-ОЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Вологодской области №1551-ОЗ под собственными нуждами граждан понимается потребность в древесине для отопления, строительства, ремонта и реконструкции жилых домов и строений, строительства хозяйственных строений и сооружений и иных хозяйственных нужд.
Нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд установлены ч. 2 ст. 2 Закона Вологодской области №1551-ОЗ, в частности, для строительства жилых домов в случае документально подтвержденного пожара или стихийного бедствия, которое повлекло утрату или повреждение жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности, являющегося (являвшегося) для него единственным местом постоянного проживания, и если он и члены его семьи не имеют на праве собственности иных жилых помещений, за исключением жилых домов и строений на садовом, дачном и огородном земельном участке, - до 300 куб. м древесины (п.п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона Вологодской области №1551-ОЗ).
Порядок заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории Вологодской области утвержден постановлением Правительства области от 19.03.2007 № 363 (далее – Порядок). Данный Порядок определяет процедуру заключения договоров купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд на территории Вологодской области, в частности устанавливает перечень документов, которые необходимо предоставить гражданину в лесничество в зависимости от цели заключения договора, а также основания для отказа в заключении договора.
Согласно п. 10 Порядка основаниями для отказа в заключении договора являются:
- превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленным законом области № 1551-ОЗ;
- отсутствие в указанном заявителем лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины;
- представление заявления с нарушением требований, установленных пунктами 3, 7, 8 настоящего Порядка;
- отсутствие документально подтвержденного в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на условиях и в пределах нормативов заготовки древесины, установленных законом области № 1551-ОЗ, исходя из целей ее использования, указанных в заявлении.
Постановлением Губернатора Вологодской области от 30.12.2013 № 635 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по принятию Департаментом лесного комплекса Вологодской области решения о подготовке договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
В соответствии с п. 2.9.2 Административного регламента основаниями для отказа в заключении договора являются, в числе прочих, отсутствие в указанном заявителем лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины.
Судом установлено, что согласно справкам ОНДиПР по Вологодскому району ГУ МЧС России по Вологодской области от 01.02.2017 и администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района от 09.03.2017, принадлежащий ФИО1 жилой дом, расположенный по <адрес>, полностью уничтожен огнем в результате пожара 26.01.2017.
Таким образом, ФИО1, как лицо, утратившее единственное жилое помещение в результате пожара вправе требовать выделения ему древесины для собственных нужд в целях строительства жилого дома в объеме 300 куб. м.
Пунктом 4 Порядка установлено, что заявление и документы подаются гражданином в уполномоченные органы (территориальные отделы - государственные лесничества Департамента лесного комплекса области) или в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры) по месту расположения лесных насаждений, заготовку которых предполагается осуществить.
В соответствии с п. 9 Порядка заявление о заключении договора рассматривается уполномоченными органами в течение 7 рабочих дней с даты его получения. По результатам рассмотрения заявления уполномоченные органы в целях подготовки договора приступают к выполнению мероприятий, указанных в пункте 12 настоящего Порядка, либо ими выносится решение об отказе в заключении договора.
Установлено, что ФИО1 обратился утром в первый рабочий день -09.01.2018 в Междуреченский территориальный отдел-государственное лесничество через МБУ Междуреченского муниципального района «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - МФЦ) с заявлением о принятии решения о подготовке договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в объеме 300 куб.м. для строительства жилого дома ввиду пожара, повлекшего утрату жилого дома.
Заявление ФИО1 было подано в МФЦ 09.01.2018 в 09 часов 36 минут. Согласно акту передачи документов из МФЦ от 09.01.2018 № 8803 заявление в Междуреченский территориальный отдел - государственное лесничество поступило 10.01.2018, зарегистрировано за №21.
В удовлетворении заявления истцу отказано 16.01.2018, отказ обоснован исчерпанием запаса древесины, выделенной населению для собственных нужд, установленного Приложением 1 «Перечень кварталов по закреплению лесосечного фонда для заготовки древесины населением для собственных нужд» к Лесохозяйственному регламенту Междуреченского лесничества на территории Вологодской области, утвержденного приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 19.05.2011 № 381, согласно которому на территории Междуреченского районного лесничества для заготовки древесины гражданами для собственных нужд закреплены определенные кварталы с общим ежегодным допустимым объемом изъятия древесины - расчетной лесосеки 15,47 тыс. куб. м., в том числе по хвойному хозяйству в объеме 3,4 тыс. куб.м. на площади 4842 га. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Вологодской области №1551-ОЗ для строительства жилых домов, жилых строений гражданам предоставляются лесные насаждения с учетом обязательного наличия в общем объеме не менее половины деловой хвойной древесины (то есть расчетная лесосека по хвойному хозяйству).
Представитель ответчика, ссылаясь на обоснованность отказа в заключении договора с ФИО1, указывает на то, что до заявления ФИО1 поступило 20 заявлений от граждан, 15 из которых удовлетворены, принято решение о заключении договоров на строительство жилых домов и хозяйственных строений на 3,32 тыс. куб.м. лесных насаждений, что подтверждается имеющимися в материалах гражданского дела копиями заявлений.
Пунктом 7 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок: спелых, перестойных лесных насаждений; средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами; лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2.1.3 указанного Лесохозяйственного регламента ежегодный допустимый объем изъятия древесины всего (в том числе, при рубке спелых и перестойных лесных насаждений: 129,8 тыс. куб. м. - ликвидный запас, 118,3 тыс. куб. м. - деловой запас; при рубке лесных насаждений при уходе за лесами: 19,91 тыс. куб. м. - ликвидный запас, 10,81 тыс. куб. м. - деловой запас; при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений: 4,0 тыс. куб. м. - ликвидный запас, 2,3 тыс. куб. м. - деловой запас; при прочих рубках: 0,4 тыс. куб. м. - ликвидный запас, 0,3 тыс. куб. м. - деловой запас;) составляет 154,11 тыс. куб. ликвидной древесины, из них 131,71 тыс. куб. деловой (в редакции от 18.03.2016, действовавшей на момент рассмотрения заявления ФИО1).
Представители ответчика в судебном заседании ссылаются на то, что кроме расчетной лесосеки, предназначенной для заготовки древесины местным населением, в указанный объем заложены объемы, которые подлежат вырубке по действующим договорам аренды, а также объемы, подобранные для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Оставшиеся объемы рассчитаны на предусмотренные лесным законодательством процедуры проведения аукционов и конкурсов, в том числе для заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
На территории Междуреченского района действует 21 арендатор, использующий леса для заготовки древесины на основании долгосрочных договоров аренды. Кроме того, в соответствии с приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 18.03.2015 №219 утверждена заявка ООО «Вологодский лес» на реализацию пилотного инвестиционного проекта и за данным инвестиционным проектом зарезервированы лесные участки на общей площади 129,5 тыс. га с расчетной лесосекой 293,52 тыс. куб. м. Договор аренды лесного участка для реализации пилотного инвестиционного проекта с ООО «Вологодский лес» заключен 30.12.2016 №.
Представитель ответчика ФИО2 указывала на то, что расчетная лесосека, закрепленная за арендаторами и инвестиционными проектами, также не может быть предоставлена гражданам для удовлетворения их собственных нужд. Превышение лимитов, установленных приложением 1 к Лесохозяйственному регламенту, приведет к нарушению прав арендаторов и инвесторов и несоблюдению Департаментом действующего законодательства.
Кроме того, как следует из отзыва от 04.04.2018, Департамент при установлении ежегодного допустимого объема изъятия древесины закладывает в данный объем ресурсы, необходимые для реализации потенциальных инвестиционных проектов в области освоения лесов, а также для проведения торгов (аукционов и конкурсов).
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент поступления заявления ФИО1 лесные насаждения, достаточные для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями в Междуреченском территориальном отделе - государственном лесничестве имелись, так как Департаментом, как установлено выше, оставляется ресурс для проведения торгов.
Суд соглашается с позицией и.о. прокурора, относительно того, что при наличии свободной расчетной лесосеки Департамент обязан в первую очередь обеспечить потребность населения в древесине, а уже затем оставшиеся лесные насаждения предоставлять для продажи на лесных аукционах, учитывая наибольшую мобильность, технические и финансовые возможности юридических лиц, в сравнении с гражданами, желающими заключить договор купли-продажи лесных насаждений, а затем еще произвести его заготовку, вывозку, переработку.
Данные действия ответчика нарушили право истца, являющегося лицом, утратившим единственное жилье в результате пожара, на постройку жилого помещения для проживания за счет полагающейся ему по закону древесины.
В судебном заседании представителями ответчика не были опровергнуты доводы ФИО1 относительно того, что у него отсутствует реальная материальная, финансовая возможность обратиться в государственные лесничества в предложенных представителями ответчика других районах Вологодской области (Тарногский, Нюксенский), где также существует проблемы своих очередников. Маркусь пояснил, что сгоревший дом им застрахован не был, в связи с чем у него нет финансовой возможности оплачивать работу по заготовке хвойного леса в других районах области.
Нарушение норм закона ответчиком является посягательством на социальные права человека и гражданина, в том числе права на жилище, обязанность защиты которых государством предусмотрена ст. 11 Международного пакта от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах», ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Суд также учитывает явное несоответствие объемов хвойной лесосеки, запланированной на 2018 год (данные о которых в судебном заседании представила представитель ответчика ФИО3) для собственных нужд граждан в размере 3400 куб.м. с объемом для остальных участников по ее заготовке (арендаторы, включая инвестиционные проекты) - порядка 175000 куб.м. (57000 - лесосека в аренде плюс 118000 куб.м. - для инвестиционных проектов).
Указанное соотношение (примерно в 50 раз), по мнению суда, явно не в пользу заготовителей - граждан для собственных нужд, в числе которых и ФИО1, чье единственное жилье было уничтожено в результате пожара, и чье заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд не было (уже второй год подряд) удовлетворено, несмотря на то, что он обратился с заявлением через МФЦ в самом начале первого рабочего дня января 2018 года.
Суд при этом учитывает, установленную в судебном заседании, недостаточную информированность граждан - заготовителей леса со стороны Департамента лесного комплекса, в данном случае Междуреченского территориального отдела, что подтверждается пояснениями ФИО1 о том, что ему не разъяснялось право обратиться в другие территориальные отделы с заявлением о заключении указанных договоров, что не было опровергнуто представителями ответчика.
Ссылка представителя ответчика ФИО3 о разъяснении устно ФИО1 возможности обратиться в другие районы области ничем не подтверждена, материалы дела указанных доказательств не содержат, с данным утверждением не согласился ФИО1
Более того, представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании пояснила, что в настоящее время (то есть уже после направления представления прокуратуры об устранении нарушений закона в Междуреченский территориальный отдел - государственное лесничество) вся необходимая информация имеется на информационном стенде в Междуреченском территориальном отделе - государственном лесничестве.
Установленное подтверждает пояснения ФИО1 относительно того, что до него не доводилась указанная выше информация о возможности обратиться в другие районы области с заявлением.
Таким образом, требования и.о. прокурора о незаконности решения Департамента лесного комплекса Вологодской области об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от 16.01.2018 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 № 1108, Департамент лесного комплекса Вологодской области является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти.
Руководствуясь ст.ст. 194-197, 199, 209 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск заместителя прокурора Междуреченского района в порядке статьи 45 ГПК РФ удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента лесного комплекса Вологодской области об отказе ФИО1 в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от 16 января 2018 года.
Обязать Департамент лесного комплекса Вологодской области заключить с ФИО1 договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для целей строительства жилого дома.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья В.Н. Решетов