Дело № 2-36/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Буйнакск 2 февраля 2021 г.
Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Омарова А.Р.,
при секретаре Манатовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации ГО «город Буйнакск» и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о взыскании денежных средств по субсидии как пострадавшей от оползня, произошедшего в г. Буйнакске в 2002 г.,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации ГО «город Буйнакск» и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по тем основаниям, что она, ФИО2, и ее дочь ФИО1, которая проживает с ней, являются пострадавшими от паводка, который вызвал оползень в г. Буйнакске Республики Дагестан в 2002 г., которое привело к повреждению домостроения на <адрес>., и признано непригодным для проживания. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.07.2002 № 492 «О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа» (п.п. 7 и 10) на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице Правительства Республики Дагестан было возложено обязанность в двухнедельный срок сформировать, утвердить и согласовать с соответствующими федеральными органами исполнительной власти - Госстроем России, а в части касающейся имущества, с МЧС России списки семей, лишившихся жилья и имущества, а в последующем на основании списков выдать соответствующие свидетельства на получение безвозмездных субсидии на строительство или приобретение жилья. Администрацией г. Буйнакск она и проживающая с ней дочь ФИО1 не были включены в список пострадавших от паводка.
По данному вопросу в 2011 г. она обратились в Буйнакский городской суд Республики Дагестан для разрешения вопроса. Решение Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 14.04.2011 действия администрации г. Буйнакск признаны незаконными и на КЧС г.Буйнакска возложена обязанность представить сведения в Правительство Республики Дагестан для включения ФИО2 и ФИО1 в списки граждан, пострадавших в результате паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории ЮФО. Данное решение суда администрацией г.Буйнакск не исполнено. В результате бездействия администрации г. Буйнакска получение субсидии на данный момент представляется невозможным во внесудебном порядке, так как список, утвержденный Председателем Правительства Республики Дагестан, Министром МВД Республики Дагестан, Начальником Госжилинспекции Республики Дагестан, согласованный с Госстроем России, не вправе быть изменен администрацией г. Буйнакск, что подтверждается ответом замглавы ФИО8 от 30.09.2020 № 1744.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств согласно ответу от 30.09.2020, она поняла, что ее семья лишилась положенных по закону субсидий, и были нарушены ее гражданские права.
В Порядке использования средств безвозмездных субсидий предоставляемых гражданам лишившихся жилья или его части в результате паводков, имевших место на территории Южного федерального округа, утвержденного приказом Госстроя России от 09.07.2002 № 130, установлен предельный размер субсидии на приобретение или строительство жилья, который определяется по формуле: Р=Н х С, где:
Р - размер безвозмездной субсидии ;
Н - социальная норма общей площади жилья, которая составляет на одного человека 33 кв. м., на семью из двух человек 42 кв. м., на семью из трех человек 18 кв. м, х N кв. м., где N - количество членов семьи;
С - среднерыночная стоимость 1 кв. м, общей площади жилья. В Республике Дагестан по приказу Минстроя от 29.09.2020 № 557/пр «О показателях средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2020 г.» стоимость 1 кв. м, общей площади жилья составляет 31 774 руб.
Р= 42 кв. м. х 31 774= 1 334 508 руб.
Просит взыскать с ответчиков за счет казны Республики Дагестан в ее пользу неполученные денежные средства по субсидии на нее и членов ее семьи в размере 1 334 508 руб.
Истица ФИО2 просила рассмотреть дело без ее участия.
Ответчики администрация ГО «город Буйнакск» и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направили, об уважительности причин неявки в суд представителя не сообщили, не просили рассмотреть дело без участия представителя и возражений по исковому заявлению не представили.
При указанных обстоятельствах в соответствии с п. 1 ст. 233 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица - ОМВД России по г.Буйнакску по доверенности ФИО3 также просила рассмотреть дело без ее участия.
Суд, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Исследованными судом материалами дела установлено следующее.
ФИО2 и ее дочь ФИО1 зарегистрированы и постоянно проживают по адресу: <адрес>.
Вступившим в законную силу решением суда от 14 апреля 2011 г. установлен факт проживания ФИО2 и ФИО1 в 2002 г., в июне месяце, на момент паводка, в <адрес>. На КЧС <адрес> возложена обязанность представить сведения для включения ФИО2 и ее дочери ФИО1 в списки граждан, пострадавших в результате паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории ЮФО.
Председателем КЧС ПБ г.Буйнакска составлены дополнительные сведений семей граждан, лишившихся жилья в результате активного оползня на территории г. Буйнакска, куда включены ФИО2 и ФИО1
Администрацией г.Буйнакска представлены сведения о ФИО2 и ФИО1 как о гражданах, лишившихся жилья в результате активного оползня на территории г. Буйнакска.
Однако в Сводный список семей граждан, лишившихся жилья в результате активного оползня на территории г. Буйнакска, ФИО2 и ФИО1 не включены.
Доказательств обоснованности такого решения суду не представлено.
Из ответа заместителя главы администрации от 30 сентября 2020 г. № 1744 следует, что реализацию мероприятий по ликвидации последствий оползня, произошедшего на территории г. Буйнакска в 2002 г., с 2005года осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан. В сводный Список семей граждан, лишившихся жилья в результате активного оползня на территории г. Буйнакска по адресу: <адрес> были включены и получили субсидию: Ч-вы – 5 чел., Ю-вы – 4 чел., Г-вы – 2 чел. и М-вы – 2 чел., всего 13 чел., как лишившиеся жилья в результате оползня. В Список, утвержденный Председателем Правительства Республики Дагестан, Министром МВД Республики Дагестан, Начальником Госжилинспекцией Республики Дагестан, Начальником паспортно-визовой службой Республики Дагестан и согласованный с Госстроем РФ, администрация городского округа «город Буйнакск» не вправе включать или исключать получателей субсидий - граждан, лишившихся жилья в результате произошедшего оползня 2002 году на территории г. Буйнакска. В связи с чем ФИО2 рекомендовано обратиться в суд.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. № 492 «О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории южного федерального округа» было определено предоставить гражданам средства из федерального бюджета на строительство или приобретение жилья в виде безвозмездных субсидий. Для получения субсидий граждане открывают в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации именные блокированные счета.
Пункт 12 названного Постановления поясняет, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пострадавших от паводка, осуществить перечисление средств на указанные в пункте 10 настоящего Постановления блокированные счета, а в Республике Дагестан также на лицевые счета по вкладу "До востребования Сбербанка России" граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных на расстоянии 10 километров и более от ближайшего учреждения Сберегательного банка Российской Федерации, с последующим финансированием строительства и приобретения жилья в течение 6 месяцев.
Порядок финансирования, а также размер, выплачиваемых субсидий, регулируется Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 9 июля 2002 г. № 130 «Об утверждении порядка использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного Федерального округа».
Главным распорядителем средств федерального бюджета по подпрограмме "Обеспечение жильем иных категорий граждан" федеральной целевой программы "Жилище", в рамках которой производилось финансирование, являлось Министерство регионального развития Российской Федерации. Правительство Республики Дагестан ежегодно заключало соглашение с Минрегионразвития Российской Федерации о финансировании мероприятий по ликвидации последствий паводков произошедших на территории ЮФО в июне - июле 2002 года. Последнее такое соглашение заключено в 2010 году и произведено финансирование на сумму 217 400 000 рублей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан обязано выплатить субсидию ФИО2 и членам ее семьи за счет бюджета Российской Федерации. Вместе с тем в удовлетворении требований к администрации городского округа «город Буйнакск» следует отказать, поскольку свою обязанность по представлению сведений о гражданах, лишившихся жилья в результате активного оползня на территории г. Буйнакска, в отношении ФИО2 и членов ее семьи администрация города исполнила.
Определяя размер субсидии, суд руководствуется п. 5 Приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 9 июля 2002 г. № 130.
Согласно указанному пункту установлен предельный размер субсидии на приобретение или строительство жилья, который определяется по формуле: Р=Н х С, где
Р - размер безвозмездной субсидии;
Н - социальная норма общей площади жилья, которая составляет на одного человека 33 кв. м., на семью из двух человек 42 кв. м., на семью из трех человек 18 кв. м, х N кв. м., где N - количество членов семьи;
С - среднерыночная стоимость 1 кв. м, общей площади жилья. В Республике Дагестан по приказу Минстроя от 29.09.2020 № 557/пр «О показателях средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2020 г.» стоимость 1 кв. м, общей площади жилья составляет 31 774 руб.
Согласно расчету истца, который судом проверен и является арифметически верным, в пользу истицы ФИО2 на семью из двух человек подлежит взысканию субсидия в размере 1334508 руб. (Р= 42 кв. м. х 31 774= 1 334 508 руб.).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО2 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан удовлетворить.
Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан за счет бюджета Российской Федерации в пользу ФИО2 неполученные денежные средства по субсидии как пострадавшей от оползня, произошедшего в г. Буйнакске в 2002 г., на ФИО2 и членов ее семьи в размере 1 334508 (один миллион триста тридцать четыре тысячи пятьсот восемь) рублей.
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к администрации ГО «город Буйнакск» отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.Р. Омаров