РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2021 года г. Ясногорск Тульской области
Ясногорский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.П.
при секретаре Ярцевой Г.И.,
с участием представителя истца администрации МО Ясногорский район Тульской области по доверенности ФИО1,
представителя ответчика ФИО2 по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-36/2021 года по иску администрации муниципального образования Ясногорский район Тульской области к ФИО2 о признании построек самовольными и их сносе,
установил:
администрация МО Ясногорский район обратилась в суд с иском к ФИО2 о признании построек самовольными и их сносе, указав в обоснование, что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид размещенного использования: для сельскохозяйственного производства.
В нарушение разрешенного режима использования земельного участка ответчик разместил следующие объекты:
-одноэтажный летний домик с габаритами 7,0 х 5,8 м., высота в коньке кровли 3,0 м. Конструкция домика не имеет прочной связи с земельным участком, объект не обладает признаками объекта капитального строительства, поскольку может быть перенесен без нанесения ему серьезного ущерба, не имеет фундамента;
- хозяйственная постройка (сарай) с габаритами 3,0 х 2,0 м., высотой 2,2 м.
- хозяйственная постройка (туалет) с габаритами 2,0 х 2,10 мм., высотой 2,7 м.;
- дровница с габаритами 0,8 х 2,0 м.;
- теплица стандартной полукруглой конструкции;
- гараж «ракушка», металлический, разборный конструкции с габаритами 6,0 х 3,0 м.;
- двухэтажный каркасный дом (незавершенное строительство, осуществляется внутренняя отделка помещений) с габаритами 6,5 х 8,4 м., высота в коньке кровли 6,7 м., возведен на свайно-винтовом фундаменте, состоящем из отдельных опор, заглубленных в грунт, посредством вкручивания. Дом имеет двускатную кровлю, покрытую профнастилом, входную группу и оконные проемы.
Указала, что наличие указанных объектов на земельном участке установлено в ходе проверки органа муниципального контроля 30.09.2020.
Ссылаясь на ч.4 ст.78 ЗК РФ, полагала, что возведением перечисленных построек ответчик нарушил разрешенный режим использования земельного участка.
Полагает, что ФИО2 как собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения должен был соблюдать режим использования земельного участка. Установленные в ходе проверки факты свидетельствуют об обратном.
Делает вывод в иске о том, что возведенные строения являются самовольными и подлежат сносу ввиду их размещения на земельном участке, не предназначенном для этих целей.
Просила суд признать незаконным использование ФИО4 земельного участка с кадастровым номером №, обязать ФИО2 осуществить за счет собственных средств снос (демонтаж) гаража (ракушки), одноэтажного летнего дома, двухэтажного садового дома, хозяйственной постройки (сарай), хозяйственной постройки (туалет), дровницы за счет собственных средств в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца администрации МО Ясногорский район по доверенности ФИО1 исковые требования поддержала по изложенным доводам.
Пояснила, что администрация МО Ясногорский район обладала полномочиями на подачу иска, поскольку спорный земельный участок находится вне пределов населенного пункта МО Иваньковское, на межселенной территории.
Возражая против истечения срока исковой давности, пояснила, что исковое заявление подано в пределах срока, начало течения которого приходится на тот момент, когда администрация узнала о возведенных постройках и провела проверку. Именно с этого момента начинает течь срок исковой давности.
Представитель ответчика ФИО2 по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала по доводам иска. Пояснила, что спорный земельный участок приобретен ответчиком в 2015 году на основании предварительного договора купли-продажи. Ввиду ареста земельного участка стороны договора были лишены возможности в 2015 году заключить договор и зарегистрировать его. ФИО2 в 2016 году возвел строения, о которых идет речь в иске. Указанное обстоятельство подтверждается платежными документами на покупку строительных материалов и производство подрядных работ. Приобретая земельный участок, он полагал, что приобретает его в границах дачного поселка, непосредственно граничащего с населенным пунктом. Позднее было создано СНТ «Два ежа», членом которого является ответчик. Для осуществления строительных работ на земельном участке осуществлен монтаж и технологическое подключение к электрическим сетям, заключен договор на снабжение электроэнергией от ДД.ММ.ГГГГ.
Сообщает, что инициативная группа дачников занимается изменением категории разрешенного использования земли. Ссылается на письмо заместителя главы администрации МО Ясногорский район, согласно которого планировалось внесение изменений в ППЗ МО Иваньковское в 2019 году.
Зона Сх1 определена в 2017 году, после возведения построек ответчиком. Полагает, что это сделано ошибочно ввиду произрастания на указанных землях деревьев.
Обращает внимание на ч.2, 11 ст.23 ФЗ № 217-ФЗ, в соответствии с которыми земли сельскохозяйственного назначения, не относящиеся к угодьям, могут иметь вид разрешенного использования – садоводство. На таких землях организуются садоводческие объединения, и разрешено строительство садовых домов.
Сообщает, что на протяжении нескольких лет СНТ «Два ежа» развивается, имеет инфраструктуру. Называет ошибочным, не отвечающим принципу законности и правовой определенности отнесение земельного участка ответчика к зоне Сх1 ввиду неучета сложившихся к июню 2017 года условий пользования земельными участками.
Полагает, что решением Тульского областного суда от 19.05.2020 установлено, что на карте (схеме) градостроительного зонирования была отражена зона сельскохозяйственного использования (Сх1), а также территория сельскохозяйственного назначения, в состав которой включались территории садоводческих товариществ. Территории Сх2 на карте не содержится.
Делает вывод, что на момент возведения ФИО2 спорных построек земельный участок относился к зоне сельскохозяйственного использования, для которой ПЗЗ в редакции от 2014 года были предусмотрены такие виды разрешенного использования как садоводство и огородничество, объекты дачного строительства, хозяйственные постройки.
Сообщает, что ответчиком в группе с другими садоводами в администрацию МО Ясногорский район направлено заявление о внесении изменений в ППЗ с учетом фактического использования земельных участков. Публичные слушания по указанному вопросу назначены на май 2021 года.
Указанные обстоятельства опровергают соразмерность заявленного способа защиты нарушенного права в виде сноса спорного объекта объему и характеру нарушений.
Просила о применении срока исковой давности, поскольку спорные постройки возведены ответчиком более пяти лет назад. Отмечает, что истец не мог не знать о возведении построек, поскольку на территории СНТ в течение указанного времени были организованы дороги, установлена детская площадка, организован вывоз мусора. Вся эта деятельность осуществлялась с разрешения органа местного самоуправления.
Ввиду того, что сведений о наличии угрозы жизни и здоровью граждан возведенными постройками не представлено, применению подлежит срок исковой давности, который, по мнению представителя ответчика, к моменту предъявления иска истек.
Кроме того, просила о прекращении производства по делу ввиду отсутствия у истца полномочий на обращение в суд с иском, поскольку спорный земельный участок расположен на территории <адрес>. Следовательно, исключительно администрация <адрес> вправе обращаться с заявленными исковыми требованиями.
Ответчик ФИО4, извещенный о судебном заседании своевременно и надлежащим образом, не явился.
В судебном заседании 23.12.2020 возражая по доводам иска, пояснил, что приобрел спорный земельный участок для ведения садоводства и огородничества. В настоящее время у него там расположена дача, возведен дачный домик, хозяйственные постройки. Он и члены его семьи выращивают на земельном участке овощи, ягоды. Дача расположена на территории СНТ «Два ежа», членом которого он является. На территории СНТ имеется централизованное электроснабжение, дороги, организована детская площадка.
В судебном заседании 19.01.2021 представил акт экспертного исследования, согласно которого двухэтажный садовый домик объектом капитального строительства и объектом недвижимости не является.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченное к участию в деле по инициативе суда, ФИО5, своевременно и надлежащим образом извещенная о судебном заседании, не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании 19.01.2021 пояснила, что ее земельный участок является смежным с участком ответчика. Они используют участки как дачи, выращивают овощи, занимаются садоводством и огородничеством.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченное к участию в деле по инициативе суда, председатель ТСН «Два ежа» ФИО6, своевременно и надлежащим образом извещенная о судебном заседании, не явилась.
Представитель третьего лица Инспекции Тульской области по государственному, архитектурно-строительному надзору в судебное заседание не явился, считал требования подлежащими удовлетворению.
Суд с учетом положений ст.167 ГПК РФ рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ№.
Актом проверки органом государственного контроля (надзора) гражданина № МЗ-82 от 30.09.2020 установлено, что на указанном земельном участке расположены следующие объекты:
одноэтажный летний домик с габаритами 7,0 х 5,8 м., высота в коньке кровли 3,0 м. Конструкция домика не имеет прочной связи с земельным участком, объект не обладает признаками объекта капитального строительства, поскольку может быть перенесен без нанесения ему серьезного ущерба, не имеет фундамента;
- хозяйственная постройка (сарай) с габаритами 3,0 х 2,0 м., высотой 2,2 м.
- хозяйственная постройка (туалет) с габаритами 2,0 х 2,10 мм., высотой 2,7 м.;
- дровница с габаритами 0,8 х 2,0 м.;
- теплица стандартной полукруглой конструкции;
- гараж «ракушка», металлический, разборный конструкции с габаритами 6,0 х 3,0 м.;
- двухэтажный каркасный дом (незавершенное строительство, осуществляется внутренняя отделка помещений) с габаритами 6,5 х 8,4 м., высота в коньке кровли 6,7 м., возведен на свайно-винтовом фундаменте, состоящем из отдельных опор, заглубленных в грунт, посредством вкручивания. Дом имеет двускатную кровлю, покрытую профнастилом, входную группу и оконные проемы.
Гараж «ракушка», хозяйственная постройка (сарай), дровница, хозяйственная постройка (туалет), одноэтажный домик не обладают признаками объекта капитального строительства и не требуют получения разрешения на строительство. Указанные строения не являлись объектом проверки.
Двухэтажный каркасный садовый дом, возведенный на свайно-винтовом фундаменте, состоящем из стальных опор, заглубленных в грунт, обладает признаками объектов капитального строительства, поскольку не может быть перенесен без нанесения серьезного ущерба, не является разборным и имеет фундамент.
Указанный акт проверки и сама проверка проведены с участием собственника ФИО2
После проведения проверки Инспекцией Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору вынесено уведомление № 61 от 30.09.2020 о выявлении самовольной постройки – двухэтажного каркасного дома (незавершенного строительства) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как следует из ответа главы администрации МО Ясногорский район № 809 от 31.01.2020 земельные участки на территории садоводческих товариществ по адресу: <адрес>, <данные изъяты> и ТСН «Два ежа», согласно правил землепользования и застройки МО <адрес>, утвержденных Решением Собрания представителей МО Ясногорский район № 180 от 29.06.2017, расположен в зоне сельскохозяйственных угодий Сх-1, в которой отсутствует градостроительный регламент.
Вместе с тем, на территории указанных ТСН ведется строительство, официально зарегистрированы 16 объектов капитального строительства: жилые дома, садовые дома.
Согласно ч.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением, установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Право собственности ответчика на земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО8
Вместе с тем, представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что указанный договор был заключен после фактической передачи земельного участка по предварительному договору купли-продажи № № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному ФИО2 и ФИО8 В дальнейшем к указанному договору сторонами заключались дополнительные соглашения, устанавливающие срок заключения основного договора.
Согласно п. 2.8 указанного договора передача участка продавцом и принятие его покупателем осуществляется в день подписания договора по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью основного договора.
Одновременно с заявлением о приобретении земельного участка в 2015 году представителем ответчика представлены договор на снабжение электрической энергией, заключенный ТСН «Два ежа» и ФИО2 от 30.09.2015, разрешение на подключение электрической энергии от 30.09.2015, выданное ФИО2 в отношении спорного земельного участка.
03.10.2015 ФИО2 подписан акт приемки – сдачи электромонтажных работ.
30.09.2015 ФИО2 и ТСН «Два ежа» заключен договор о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования в ТСН «Два ежа».
Кроме того, представлены свидетельства производства работ по возведению спорных строений в период с 2015 по 2017 годы: договор на оказание работ (услуг) по изготовлению, поставке и сборке сруба дома (бани) от 06.09.2016, акт сдачи-приемки выполненных работ по установлению ворот от 14.05.2016, платежные документы на приобретение строительных материалов от 14.05.2016, договор на оказание услуг по ввинчиванию свай и квитанция к приходному кассовому ордеру от 17.09.2016, товарные чеки от 16.07.2016, 26.09.2016, 17.08.2016, 02.07.2016, 28.09.2016, 27.09.2016, 25.09.2016, 16.07.2016, 10.08.2016, 13.08.2016, 17.09.2016, 12.09.2016, 11.06.2016, 11.08.2016, 24.09.2016 о приобретении строительных материалов.
Указанные доказательства в совокупности с объяснениями представителя ответчика суд находит достаточными для установления того обстоятельства, что начиная с 30.06.2015 ФИО2, считая себя собственником приобретаемого в рассрочку земельного участка, возводил на нем спорные строения. При этом ответчик исходил из того, что приобретаемый им земельный участок находится на территории ТСН «Два ежа», территория которого благоустраивалась.
Доказательств иного суду не представлено, возражений от представителя ответчика относительно даты возведения построек в судебном заседании не последовало.
Как следует из представленной представителем ответчика выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ товарищество собственников недвижимости «Два ежа», расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем 17.08.2015 в единый реестр юридических лиц внесена соответствующая запись. Основным видом деятельности является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.Представленные представителем ответчика фотоматериалы свидетельствуют о наличии дороги и столбов электрификации на территории ТСН.
Справкой комитета имущественных и земельных отношений администрации МО Ясногорский район № 70 от 25.01.2021 подтверждено, что согласно Правилам землепользования и застройки МО <адрес>, утвержденным решением Собрания представителей МО Ясногорский район Тульской области от 10.09.2020 № 61 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес>» земельный участок с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» расположен в зоне сельскохозяйственных угодий – Сх-1.
Указанное обстоятельство с достаточной полнотой также установлено в судебном заседании, не отрицалось стороной ответчика. Более того, представителем ответчика представлено заявление ФИО2, поданное 21.01.2021 в комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки МО <адрес>, с просьбой внести изменения в ПЗЗ, применив к земельному участку с кадастровым номером № территориальную зону Сх-2.
Решая вопрос о том, являются ли возведенные постройки самовольными, суд с учетом всех установленных в судебном заседании обстоятельств, приходит к выводу о том, что возведенные ФИО2 постройки считать самовольными оснований не имеется, ввиду отсутствия доказательств того, что возведенные постройки являются недвижимым имуществом, суду не представлено.
Указанный вывод основан на положениях ч.1 ст.222 ГК РФ и разъяснениях, содержащихся в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
После неоднократного разъяснения сторонам права на заявление ходатайства о назначении судебной экспертизы ни представитель истца, ни ответчик и его представитель не заявили ходатайства о назначении судебной экспертизы в отношении спорных построек.
Вместе с тем, ответчиком представлен акт экспертного исследования двухэтажного садового домика, выполненный <адрес>» 18.01.2021, согласно заключению которого, строение, расположенное по адресу: <адрес> не является объектом капитального строительства и объектом недвижимого имущества.
При изложенных обстоятельствах оснований для применения ст.222 ГК РФ и принятия решения о сносе возведенных построек оснований не имеется, поэтому в удовлетворении данного требования суд полагает возможным отказать.
Принимая данное решение, суд руководствуется принципом соблюдения баланса интересов собственника имущества и органа местного самоуправления, исходит из положений, закрепленных в ч.3 ст.209 ГК РФ, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Свидетельств того, что действиями ответчика наносится ущерб окружающей среде или нарушаются права и законные интересы других лиц, суду не представлено.
Также суд не может оставить без внимания то обстоятельство, что земельный участок ответчика расположен в зоне освоения земель на территории ТСН «Два ежа», на которой расположено значительное количество садовых домов, земельных участков, обрабатываемых гражданами, обустроена дорога и детская площадка, имеется электроснабжение. Ответчик возвел спорные строения фактически в благоустроенной зоне в соответствии со сложившейся практикой использования земельных участков на указанной территории.
Разрешая требование о признании незаконным использование ФИО2 земельного участка с кадастровым номером №, суд приходит к следующему.
Как следует из оснований предъявленного иска, незаконное использование заключается в возведении спорных строений.
Поскольку судом установлено, что возведение строений имело место в период с 30.09.2015 по 2017 годы, то применению подлежат ПЗЗ, утвержденные решением Собрания представителей МО Ясногорский район № 388 от 10.07.2014 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес>».
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно части 2 данной статьи, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 21.07.2014 N 234-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 9 статьи 35 ГрК РФ зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), могут включаться в состав территориальных зон сельскохозяйственного использования.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе, в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (часть 1 статьи 79 ЗК РФ, части 1 и 4 статьи 36 ГрК РФ).
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно пункту 5 статьи 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Указанные законоположения направлены на защиту прав и законных интересов граждан, в частности охрану земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указывается вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 6 статьи 30); градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (часть 6 статьи 36).
Поскольку для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются градостроительные регламенты, порядок изменения вида разрешенного использования данных земельных участков регулируется частью 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», которой предусмотрено обязательное изменение категории земель этого земельного участка.
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно пункту 50 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, действующим до 31 декабря 2015 г., продовольственная безопасность России обеспечивается путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Такое же положение содержится в пункте 54 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683.
Следовательно, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель установлен особый правовой режим, имеющий цель охраны указанных земель и недопущение выведения их из сельскохозяйственного оборота, осуществления на таких землях застройки.
Как предусмотрено частью 9 статьи 35 Градостроительного кодекса в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Частью 10 статьи 35 Градостроительного кодекса установлено, что в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, исходя из положений законодательства о градостроительной деятельности зоны сельскохозяйственных угодий и иные зоны в составе зон сельскохозяйственного использования (в том числе, в границах которых допускается ведение гражданами садоводства) являются различными видами «подзон», выделяющихся в составе зон сельскохозяйственного использования.
В силу статьи 1 и подпункта 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (утратил силу 01.01.2019) садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.
Из положений части 7 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.
При этом в силу положений части 2 статьи 23 Закона N 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Как следует из Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (в редакции приказа Минэкономразвития России от 04.02.2019 N 44), виду «садоводство» соответствует осуществление хозяйственной деятельности, в том числе, на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда, иных многолетних культур (что соответствует первичной редакции).
Виду «ведение садоводства» в данном Классификаторе соответствуют виды деятельности: осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.
Прежней редакцией Классификатора (от 2014 года) предусматривался также такой вид разрешенного использования, как «ведение садоводства», среди разрешенных видов деятельности для которого указано размещение садового дома, предназначенного для отдыха, размещение хозяйственных строений.
Размещение жилого дачного дома, пригодного для отдыха и проживания, не выше трех надземных этажей, предусматривалось для вида «ведение дачного хозяйства».
Согласно статье 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском хозяйстве)», для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
Согласно вышеуказанному Классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Соответственно, для размещения зданий и сооружений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции используется земельный участок (его часть), не являющийся сельскохозяйственным угодьем.
С учетом приведенных норм федерального законодательства суд приходит к выводу о том, что отнесение спорного земельного участка было возможным в составе земель сельскохозяйственного, вид разрешенного использования «для садоводства», как Сх-2, для участка ответчика до утверждения Классификатора.
Последующее внесение изменений в ПЗЗ, после возведения спорных построек, не может ограничивать права ответчика по использованию спорного земельного участка.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования Ясногорский район Тульской области к ФИО2 о признании построек самовольными и их сносе отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ясногорский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья