ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-36/2022 от 11.01.2022 Островского районного суда (Костромская область)

№ 2-36/2022

УИД: 44RS0014-01-2021-000986-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2022 года п. Судиславль

Островский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Затынина С.Е.,

при секретаре Григорьевой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к открытому акционерному обществу «Судиславское» о возложении обязанности выполнить мероприятия по сохранению объекта культурного наследия,

установил:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее Инспекция) обратилась в суд с иском к ОАО «Судиславское» о возложении обязанности выполнить мероприятия по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Торговые ряды», расположенного по адресу: <адрес> а именно:

- организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по результатам обследования, проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия - в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- организовать выполнение работ по сохранению Объекта, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ - в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- установить информационную надпись на Объект культурного наследия в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом (макетом) - в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Из заявления следует, что в соответствии с постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «Торговые ряды» 1823 г.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ собственником объекта является ОАО «Судиславское».

23.10.2008 между Департаментом культурного наследия Костромской области в лице директора департамента и ОАО «Судиславское», в лице генерального директора, заключен охранный договор (обязательство) .

Согласно заключенному охранному обязательству предметом охраны является двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание; прямоугольный в плане объем с повышенной антресолями средней частью, выступающей ризалитами на продольных фасадах. Архитектурно-планировочная система здания в капитальных стенах, объемно-пространственная и конструктивная системы здания. Фасады с архитектурным декором. Деревянные столярные заполнения оконных проемов. Деревянные филенчатые двери на фасадах.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 07.10.2015 № 3236-р Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в котором ему присвоен регистрационный .

В 2018 году, на основании задания начальника инспекции от 21.03.2018 , в соответствии с планом мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Костромской области, проведены мероприятия по контролю за состоянием вышеуказанного Объекта, о чем составлен акт осмотра от 27.03.2018 /К. Согласно акту осмотра от 27.03.2018 установлено следующее:

- необходимо проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Перечень работ необходимо установить специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объекта культурного наследия

- необходимо демонтировать наружные рекламные вывески, а также информационные вывески, не согласованные с уполномоченным органом;

- необходимо установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия.

По результатам контрольных мероприятий в адрес собственника направлено предписание об устранении выявленных нарушений от 27.03.2018 ; предписание получено адресатом 30.03.2018, что подтверждается уведомлением о вручении.

Позднее, на основании задания начальника инспекции от 09.06.2018 , с целью исполнения требований п. 1 ранее выданного предписания, проведены повторные мероприятия по контролю за состоянием Объекта.

Актом осмотра от 19.06.2018 /К установлено, что требования п.1 ранее выданного предписания в установленный срок не исполнен; выдано повторное предписание с аналогичным п. 1 требованием, со сроком исполнения до 3 1.08.2018 (предписание от 22.06.2018 -КС).

В связи с неисполнением требований ранее выданного предписания, постановлением Островского районного суда Костромской области от 15.08.2018 по делу , собственник привлечен к административной ответственности.

В соответствии с заданием начальника инспекции от 01.04.2019 № Р49-19, с целью исполнения требований предписания от 27.03.2018 -КС (п. 2-3) проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, в результате которого установлено, что требования п. 2-3 предписания в установленный срок не исполнены (согласно акту осмотра от 03.04.2019 ).

03.04.2019 в адрес ОАО «Судиславское» направлено повторное предписание об устранении выявленных нарушений , согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, письмо вручено адресату 15.04.2019.

Собственником объекта культурного наследия, в адрес инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, направлено письмо о продлении срока исполнения предписания от 03.04.2019 (вх. от 28.09.2020 ).

Уведомлением Инспекции от 28.09.2020 срок исполнения предписания от 03.04.2019 продлен до 01.08.2021. Уведомление получено адресатом 28.09.2020.

В связи с истечением срока исполнения предписания, с учетом его продления, на основании задания начальника инспекции от 11.11.2021 проведены мероприятия по контролю за состоянием Объекта. Согласно акту осмотра от 12.11.2021 установлено, что требования предписания от 03.04.2019 в срок до 01.08.2021 не исполнены; необходимо проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии со статьей 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем состоянии без ухудшения физического состояния собственник или иной законный владелец обязан:

- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

- не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия и т.д.

Пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В силу пункта 8 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Задание на проведение работ по сохранению Объекта, разрешение на научно-изыскательские, исследовательские, производственные работы по указанному Объекту Инспекцией не выдавалось. Проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта в Инспекцию не представлялась и не согласовывалась. Заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.

Гражданским законодательством предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В связи с тем, что собственником неоднократно требования предписаний об устранении выявленных нарушений не исполнялись, с учетом того, что юридическое лицо ранее привлекалось к административной ответственности, до настоящего времени Ответчиком выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия не организовано, Инспекция вынуждена обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

Просят обязать Открытое акционерное общество «Судиславское» - собственника объекта культурного наследия регионального значения «Торговые ряды», 1823г., расположенного по адресу: <адрес> выполнить мероприятия по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия, а именно:

- организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по результатам обследования, проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия - в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- организовать выполнение работ по сохранению Объекта, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ - в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- установить информационную надпись на Объект культурного наследия в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом (макетом) - в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика ОАО «Судиславское» ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала, в настоящее время у них тяжелое материальное положение, и в короткие сроки исполнить предписание не могут.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п. 1 ст. 40 вышеназванного Закона).

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер (п. 1 ст. 47.2).

Обязанности физических или юридических лиц, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе, в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотрены в п. 1 ст. 47.3 указанного Закона.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п. 2 ст. 47.3 Закона).

В силу положений ст. 27 Федерального закона N 73-ФЗ на собственниках объекта культурного наследия лежит обязанность по установке на объект информационных надписей и обозначений.

Пунктом 11 ст. 47.6 указанного Закона предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Статьей 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, которые могут причинить вред объектам культурного наследия, а также с целью их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В силу пункта 8 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «Торговые ряды» 1823 г., на основании постановления главы администрации Костромской области от 30.12.1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры».

Собственником объекта является ОАО «Судиславское», что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 07.10.2015 -р Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в котором ему присвоен регистрационный .

На основании задания начальника инспекции от 21.03.2018 проведены мероприятия по контролю за состоянием вышеуказанного Объекта.

В ходе мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия были выявлены нарушения требований Федерального закона N 73-ФЗ, а именно выявлены нарушения обязательных требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов РФ).

Актом осмотра /К от 27.03.2018 г. установлено, что на объекте культурного наследия регионального значения «Торговые ряды», расположенного по адресу: <адрес>), необходимо провести работы по сохранению объекта культурного наследия. Перечень работ необходимо установить специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объекта культурного наследия; необходимо демонтировать наружные рекламные вывески, а также информационные вывески, не согласованные с уполномоченным органом; необходимо установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия.

Предписанием -КС от 27.03.2018 г. по устранению выявленных нарушений, установлены сроки устранения вышеуказанных нарушений.

С целью исполнения требований выданного предписания, проведены повторные мероприятия по контролю за состоянием Объекта, проверкой выявлены факты невыполнения ранее выданных предписаний.

В связи с неисполнением требований ранее выданного предписания, постановлением Островского районного суда Костромской области от 15.08.2018 г., собственник объекта культурного наследия регионального значения «Торговые ряды», привлечен к административной ответственности.

Как установлено в судебном заседании до настоящего времени ответчиком задание на проведение работ по сохранению Объекта, разрешение на научно-изыскательские, исследовательские, производственные работы по указанному Объекту Инспекцией не выдавалось. Проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта в Инспекцию не представлялась и не согласовывалась. Заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.

Факт выявленных нарушений, представитель ответчика в судебном заседании признала, данный факт не оспаривала.

Доказательств устранения выявленных нарушений в полном объеме, согласно внесенному представлению, представителем ответчика не представлено.

При таких обстоятельствах, исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если указанные действия не могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить от государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями.

С учетом тяжелого финансового положения ответчика, суд считает возможным освободить ответчика - ОАО «Судиславское» от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к открытому акционерному обществу «Судиславское» о возложении обязанности выполнить мероприятия по сохранению объекта культурного наследия, удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Судиславское» - собственника объекта культурного наследия регионального значения «Торговые ряды», 1823г., расположенного по адресу: <адрес> выполнить мероприятия по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия, а именно:

- организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по результатам обследования, проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия - в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- организовать выполнение работ по сохранению Объекта, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ - в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- установить информационную надпись на Объект культурного наследия в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом (макетом) - в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу..

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий судья С.Е. Затынин