ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-36/2022 от 16.06.2022 Калужского гарнизонного военного суда (Калужская область)

<данные изъяты>

Дело № 2-36/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2022 г. г. Калуга

Калужский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Дмитриева В.В., при секретаре судебного заседания Назаровой Т.В., с участием ответчика и представителя истца Буканова А.П., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению командира войсковой части к бывшему военнослужащему войсковой части старшему прапорщику Ленкову Олегу Павловичу о взыскании материального ущерба.

у с т а н о в и л:

Командир войсковой части обратился в суд с исковым заявлением, из которого следует, что Ленков с 7 августа 2013 г. проходил военную службу в батальоне материально-технического обеспечения войсковой части в должности командира взвода эвакуации и технической помощи. 4 сентября 2017 г. был освобожден от занимаемой должности и назначен на воинскую должность старшего техника инженерно-саперной роты батальона боевого обеспечения войсковой части . На основании приказа командира войсковой части от 27 апреля 2021 г. у материально-ответственного лица заместителя начальника узла связи – начальника пункта управления связью войсковой части ФИО5 была проведена сверка учета материальных ценностей номенклатуры автомобильной службы, по результатам которой выявлен факт недостачи материальных ценностей на общую сумму 112 304 руб. 70 коп. В результате административного расследования, было установлено, что ФИО7 материальные средства были переданы на ответственное хранение Ленкову, который не обеспечил их сохранность. На основании приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ Ленкову было предложено добровольно возместить причиненный ущерб, однако, на момент подачи иска денежные средства перечислены не были.

В связи с чем, истец просил суд взыскать с Ленкова в пользу материальный ущерб в сумме 112 304 руб. 70 коп. перечислив денежные средства в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Калужской и Тульской областям», а также взыскать с него государственную пошлину.

В ходе судебного разбирательства представитель истца, сославшись на обстоятельства и доводы, изложенные в иске, поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении, пояснив, что передача ответчику спорных АБШ подтверждается актами о разборке, подписанными Ленковым.

Ответчик требования иска не признал, пояснив, что виновным в утрате материальных средств себя не считает, поскольку автомобили (АБШ) ГАЗ-66 ш. 0636261, ГАЗ-66 ш. 0672328, ЗИЛ-131 ш. 736585 за ним не числились, на ответственное хранение ему не передавались, и с 2016 г. его убеждали формально принять указанное имущество без фактического наличия машин.

В отзыве на исковое заявление начальник ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Калужской и Тульской областям» полагал обоснованными требования о взыскании материального ущерба с ответчика в пользу войсковой части путем перечисления денежных средств в названное ФКУ.

Заслушав объяснения, исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также порядок возмещения причиненного ущерба устанавливаются Федеральным законом от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

В частности, в соответствии с п. 1 ст. 3 названного Федерального закона военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине ущерб. По смыслу этой же нормы помимо ущерба необходимым условием для привлечения военнослужащего к материальной ответственности является вина военнослужащего, следовательно, требуются доказательства наличия причинно-следственной связи между его действиями (бездействием) и причиненным ущербом.

При этом согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, на командование воинской части возлагается обязанность по доказыванию вины ответчика в причинении материального ущерба.

Как следует из иска, командир войсковой части просил суд взыскать с ответчика материальный ущерб, причиненный действиями последнего, как материально ответственного лица, за которым закреплено имущество.

В ходе проверки хозяйственной деятельности у заместителя начальника узла связи – начальника пункта управления связью войсковой части ФИО5 выявлена недостача материальных ценностей на общую сумму 112 304 руб. 70 коп. Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ установлена указанная сумма, а также Ленков, как должностное лицо, виновное в утрате материальных ценностей, переданных ему на ответственное хранение для дальнейшей разборки.

Вместе с тем, согласно абз. 2 ст. 5 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен по неосторожности военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа, подтверждающего получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и выдачи этого имущества либо производства финансовых расчетов.

Как установлено в суде, АБШ ГАЗ-66 ш. 0636261, ГАЗ-66 ш. 0672328, ЗИЛ-131 ш. 736585 на ответственное хранение Ленкову не передавались и фактически отсутствовали в воинской части. Так из объяснений ответчика следует, что с 2016 г. ему неоднократно предлагалось подписать подтверждающие получение документы и формально принять указанное имущество с заменой ломом металла, на что он отвечал отказом, не желая быть привлеченным к ответственности. Доказательств, опровергающих эти утверждения ответчика, комндованием в суд не представлено.

Также истцом не было представлено никаких доказательств передачи Ленкову названных АБШ. Актами о разборке автотранспортных средств от 15 декабря 2015 г. подтверждается лишь факт принятия ответчиком на ответственное хранение исключительно запасных частей на автомобили, а также лома и отходов металлов.

Между тем, не смотря на то, что в актах о разборке имеется подпись Ленкова, у суда вызывает сомнение факт передачи спорных материальных ценностей ответчику, поскольку в ходе проведенной в 2018 г. инвентаризации установлено, что автомобили ГАЗ-66 ш. 0636261, ГАЗ-66 ш. 0672328, ЗИЛ-131 ш. 736585 якобы находились в эксплуатации и использовались. Указанное обстоятельство подтверждается инвентаризационной описью КЗ 523-12 от 15 июня 2018 г., с указанием статуса объектов и их целевых функций в соответствующих графах этого документа.

Поэтому доводы представителя истца о том, что передача ответчику спорных АБШ подтверждается актами о разборке, являются необоснованными и не могут быть приняты судом.

Кроме того, Ленков исполнял должностные обязанности командира взвода эвакуации и технической помощи батальона материально-технического обеспечения войсковой части до 2017 г., и в 2018 г. не являлся должностным лицом, ответственным за разбраковку техники, поскольку был назначен на должность старшего техника инженерно-саперной роты батальона боевого обеспечения.

При этом, наличие одного лишь формального признака – получение военнослужащим имущества, недостаточно для возложения на него полной материальной ответственности. Необходимо установить, имел ли военнослужащий практическую возможность сохранить вверенное ему имущество, в частности, был ли только ему обеспечен доступ к закрепленному за ним имуществу, имелись ли соответствующие технические и организационные условия для сохранения материальных ценностей.

В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» командир воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц.

По смыслу пунктов 57, 58, 60, 61 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 3 декабря 2015 г. № 717, в ходе административного расследования подлежат выяснению следующие вопросы: имел ли в действительности место реальный ущерб воинской части; где, когда, кем, при каких обстоятельствах причинен ущерб; противоправность поведения (действия или бездействия) военнослужащего, нарушение каких нормативных правовых актов, конкретных правил, требований и норм, регулирующих порядок получения, выдачи, хранения и использования военного имущества, допущено; наличие причинной связи между реальным ущербом и противоправным поведением военнослужащего (военнослужащих); наличие вины в действиях (бездействии) военнослужащего, а также степень вины каждого в случае причинения ущерба несколькими лицами; размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности на день обнаружения ущерба, с учетом степени износа имущества; причины и условия, способствовавшие причинению ущерба; истек ли трехлетний срок со дня обнаружения ущерба; иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам административного расследования.

Административное расследование проводится посредством отбора объяснений и сбора необходимых документов (письменных объяснений, справок, заявлений, данных осмотра, заключений экспертов и пояснений специалистов).

Завершающим этапом административного расследования является составление офицером, его проводившим, заключения о результатах административного расследования с указанием на то, какой реальный ущерб причинен воинской части; умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо; какие при этом федеральные законы, правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны и иных федеральных органов исполнительной власти были нарушены; причинен ли ущерб при исполнении обязанностей военной службы; есть ли и какова причинная связь между действиями (бездействием) лица и наступившими вредными последствиями, а также анализом причин и условий, способствовавших причинению ущерба, характеристики личности виновного и его отношения к совершенному проступку, кто конкретно и в чем именно виновен, делается вывод о наличии или отсутствии признаков преступления в действии (бездействии), повлекшем причинение материального ущерба государству.

Заключение о результатах административного расследования подписывается офицером, проводившим административное расследование, с указанием даты его составления и вместе с приложенными к нему документами (материалами), собранными в ходе административного расследования (объяснениями должностных лиц, очевидцев, заключениями экспертов, схемами, таблицами, решением вышестоящего командира (начальника) о продлении срока административного расследования (если такой срок был продлен), справками, в том числе финансового органа о стоимости имущества согласно данным бухгалтерского (бюджетного) учета, рапортами, письмами, актами и другими документами), представляется командиру (начальнику), его назначившему.

Вместе с тем, материалы административного расследования, которые бы могли установить вину Ленкова в причинении ущерба воинской части в суд не представлены, также как и сведения о том, что командованием были изучены обстоятельства того, каким образом было организовано хранение имущества в период прохождения ответчиком службы в другом подразделении воинской части, имел ли Ленков практическую возможность сохранить вверенное ему имущество, был ли только ему обеспечен доступ к закрепленному за ним имуществу, имелись ли соответствующие технические и организационные условия для сохранения материальных ценностей.

Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности вины Ленкова и об отсутствии причинно-следственной связи с материальным ущербом, причиненным имуществу воинской части.

На основании изложенного, с учетом положений абз. 2 ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», а так же принимая во внимание отсутствие иных оснований для взыскания с ответчика спорных денежных средств, суд считает, что требования иска удовлетворению не подлежат.

Разрешая вопрос о государственной пошлине, суд учитывает то, что истец от ее уплаты освобожден на основании ст. 333.36 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194, 196-199 ГПК РФ, военный суд

р е ш и л:

в удовлетворении иска командира войсковой части к Ленкову Олегу Павловичу о взыскании материального ущерба – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через Калужский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>