Дальнегорский районный суд Приморского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Дальнегорский районный суд Приморского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 2-37/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Дальнегорск 14 февраля 2012 года
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе:
Председательствующего судьи Корочкиной А.В.,
при секретаре Колосковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к МОУ СОШ № г.Дальнегорска о взыскании недоплаченной заработной платы, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
В Дальнегорский районный суд с иском обратились: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, указав, что ФИО1, работает в МОУ СОШ № в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО2 работает в МОУ СОШ № в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО3, работает в МОУ СОШ № в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО4 работает в МОУ СОШ № в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО5, работает в МОУ СОШ № с ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности учителя.
До сентября 2007 года оплата их труда производилась с учетом 25% доплаты тарифной сетки за работу в государственном учреждении в сельском населенном пункте. Данная доплата начислялась за фактически отработанное время, т.е. на всю учебную нагрузку. С 01.09.2007года 25% выплачивается только за 18 часов (норма учебной нагрузки), хотя в этот период их нагрузка составляла:
ФИО1:
2007-2008 учебный год: русский язык и литература - 24 часа (5-11 класс), доплата за тетради – 20%, за классное руководство – 10%, 14 разряд высшая категория;
2008-2009 учебный год: русский язык – 15 часов (5-11 классы), литература – 7 часов (5-11 классы), доплата за тетради: 10% за у часов, 15% за 14 часов, 5% за 1 час, классное руководство – 10%, высшая категория, 14 разряд.
2009-2010 учебный год: русский язык – 18 часов (5-11 класс), литература – 6 часов (5-11 класс), доплата за тетради 15 % за 15 часов, 10% за 6 часов, 5% за три часа, классное руководство – 10%, высшая категория, 14 разряд.
2010-1011 учебный год: русский язык - 8 часов (5-11 класс), литература - 10 часов (5-11 класс), электы – 2 часа (10,11 класс), проверка тетрадей 10% - 12 часов, 5% - 6 часов, классное руководство – 10 %, высшая категория, 14 разряд;
2011-2012 год: русский язык – 11 часов (5-11 класс), литература – 11 часов (5-11 класс), доплата за тетради 10% - 11 часов, 5% - 11 часов, классное руководство – 10%, высшая категория, 14 разряд.
ФИО2:
2007-2008 учебный год: история – 20,5 часов(5-11 класс), индивидуальные занятия – 1 час, доплата за проверку тетрадей – 5%, классное руководство (7 класс) – 10%, 14 разряд, высшая категория;
2008-2009 учебный год: история – 20 часов (5-11 класс), индивидуальные занятия – 1,5 часа, классное руководство (8 класс) – 10%; 14 разряд, высшая категория;
2009-2010 учебный год: история – 19 часов (5-11 класс), МХК - 2 часа (10-11 класс), классное руководство (9 класс) – 10%, высшая категория, 14 разряд.
2010-1011 учебный год: история (6-11 класс), МХК (8-9, 10-11 класс), классное руководство (10 класс) – 10 %, высшая категория, 14 разряд;
2011-2012 год: история (5-11 класс) – 11 часов, обществознание – 7 часов, классное руководство (11 класс) – 5%, высшая категория, 14 разряд.
ФИО3:
2007-2008 учебный год: английский язык -20 часов (3-11 класс), 10% за проверку тетрадей, 0,5 ставки за выполнение обязанностей зам.директора по воспитательной работе, 14 разряд, высшая категория.
2008-2009 учебный год: английский язык -21 часов (3-11 класс), за проверку тетрадей 10%, за 15 часов и 5 % за 6 часов, 0,5 ставки за выполнение обязанностей зам.директора по воспитательной работе, 0,15 ставки педагога-организатора, 0,1 ставки педагога дополнительного образования; 14 разряд, высшая категория.
2009-2010 учебный год: английский язык -22 часов (3-11 класс), за проверку тетрадей 10% за 15 часов и 5 % за 7 часов, 0,25 ставки за выполнение обязанностей зам.директора по воспитательной работе, 0,25 ставки педагога-организатора, 0,1 ставки педагога дополнительного образования; 14 разряд, высшая категория.
2010-1011 учебный год: английский язык -18 часов (6-11 класс), электы -2 часа, за проверку тетрадей 10% за 12 часов и 5 % за 6 часов, 0,6 ставки педагога-организатора, 14 разряд, высшая категория.
2011-2012 год: английский язык - 18 часов (6-11 класс), электы -2 часа, 10% за проверку тетрадей за 18 часов, 14 разряд, высшая категория.
ФИО4:
2007-2008 учебный год: физкультура - 16 часов (1-11 класс), ЛФК – 4 часа, обществознание – 2 часа (6 класс), классное руководство - 10%, 20% за организацию внеклассной работы по физкультуре, 14 разряд, высшая категория;
2008-2009 учебный год: физкультура - 16 часов (1-11 класс), ЛФК – 4 часа, обществознание – 2 часа (6 класс), классное руководство - 10%, 20% за организацию внеклассной работы по физкультуре, 14 разряд, высшая категория;
2009-2010 учебный год: физкультура - 16 часов (1-11 класс), ЛФК – 4 часа, обществознание – 1 час (6 класс), 20% за организацию внеклассной работы по физкультуре, 14 разряд, высшая категория;
2010-1011 учебный год: физкультура - 18 часов (1-11 класс), ЛФК – 4 часа, 20% за организацию внеклассной работы по физкультуре, 14 разряд, высшая категория;
2011-2012 год: физкультура - 30 часов (1-11 класс), ЛФК – 2 часа, 20% за организацию внеклассной работы по физкультуре, 14 разряд, высшая категория.
ФИО5:
2007-2008 учебный год: биология -12 часов (5-11 класс), литература-3 часа (5 класс), ИЗО-3 часа (5-7), индивид, обучение-1 час, классное руководство-10%, 15 процентов за заведование кабинетом, 5 % за проверку тетрадей (3 часа), 14 разряд, высшая категория. 2008-2009 учебный год: биология -13 часов (5-11 класс), классное руководство-10%, 10 % за заведование кабинетом, 0,5 ставки за выполнение обязанностей зам.директора по УВР, 14 разряд, высшая категория
2009-2010 учебный год: биология -9 часов (5-11 класс), 10 % за заведование кабинетом, 0,75 ставки за выполнение обязанностей зам.директора по УВР, 14 разряд, высшая категория.
2010-1011 учебный год: биология -10,5 часов (5-11 класс), химия -1,5 часа (11 класс), 10% за заведование кабинетом, 1 ставка за выполнение обязанностей зам.директора по УВР, 8,4 % за вредность по химии 14 разряд, высшая категория.
2011-2012 год: биология -12,5 часов (5-11 класс), 10% за заведование кабинетом, 14 разряд, высшая категория.
Все это привело к значительному снижению их заработной платы и ухудшению материального положения. О том, что 25% доплата начисляется только на 18 часов, они узнали в мае 2011 года.
Просят: ФИО1, ФИО2, ФИО4 - обязать МОУ СОШ № Дальнегорского городского округа произвести перерасчет их заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь (включительно) 2011 г. с учетом 25% надбавки за работу в сельской местности за фактически отработанное время в соответствии с законодательными актами РФ и методиками расчета зарплаты, утвержденными Правительством РФ; взыскать с МОУ СОШ № Дальнегорского городского округа недоплаченную заработанную плату с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь 2011 г. с учетом индексации; взыскать с ответчика сумму оплаты за справку об индексе потребительских цен в размере 130 рублей.
Просит: ФИО5 - обязать МОУ СОШ № Дальнегорского городского округа произвести перерасчет моей заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь (включительно) 2011 г. с учетом 25% надбавки за работу в сельской местности за фактически отработанное время в соответствии с законодательными актами РФ и методиками расчета зарплаты, утвержденными Правительством РФ; взыскать с МОУ СОШ № Дальнегорского городского округа недоплаченную заработанную плату с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь 2011 г. в сумме 75102 руб. 72 коп, с учетом индексации 23133руб.21коп. Всего 98 235руб. 93 коп.; взыскать с ответчика сумму оплаты за справку об индексе потребительских цен в размере 130 рублей.
Просит: ФИО3 - обязать МОУ СОШ № Дальнегорского городского округа произвести перерасчет моей заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь (включительно) 2011 г. с учетом 25% надбавки за работу в сельской местности за фактически отработанное время в соответствии с законодательными актами РФ и методиками расчета зарплаты, утвержденными Правительством РФ; взыскать с МОУ СОШ № Дальнегорского городского округа недоплаченную заработанную плату с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь 2011 г. в сумме 77143 руб. 60 коп, с учетом индексации 34 956 руб.61коп. Всего 112100руб. 21 коп.; взыскать с ответчика сумму оплаты за справку об индексе потребительских цен в размере 130 рублей.
В судебном заседании истцы: ФИО5, ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 исковые требования поддержали в полном объёме.
Истец ФИО4 в судебном заседании дополнительно пояснила, что о неправильном начислении заработной платы и доплаты ей стало известно летом 2011 года. Разницу до и после сентября 2007 году в оплате она не заметила. Она пошла в ГОРОНО и сказала, что ей насчитывают неправильно заработную плату, ей сказали, что расчёт основан на законе.
Истец ФИО2 в судебном заседании дополнительно пояснила, что бухгалтерия МУ признаёт, что в расчётах они неправильно указывали суммы.
Представитель ответчика МОУ СОШ № – по доверенности – ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признал. Дополнительно пояснил, что расчёт МУ Централизованная бухгалтерия правильный и основан на законе. Департамент образования и науки всем учителям по Приморскому краю увеличил оклад на 25%.
Представитель третьего лица – администрации ДГО – по доверенности - ФИО5 в судебном заседании иск не признала, дополнительно пояснила, что срок исковой давности истцами пропущен. В данном случае требуемая сумма истцам не начислялась. Истцы знали о своих доплатах, расчётные листы они получали. Имеются нормы, которые действуют с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому несмотря на то, что Постановление от ноября, они изменили систему оплаты труда с октября 2011 года. Законодательство предусматривает основания, по которым повышается должностной оклад преподавателей. Работа в сельской местности не является основанием для повышения должностного оклада, как полагают истцы. Доплата за работу в сельской местности является доплатой компенсационной или стимулирующей, установленной в размере 25% к окладу.
Представитель третьего лица – Департамента образования и науки Администрации Приморского края, в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Просил дело рассмотреть в его отсутствии.
Свидетель Х в судебном заседании пояснила, что оплата труда учителя в сельской местности производится исходя из оклада, фактически проработанного времени. Оклад умноженный на 25%. О количестве отработанного времени они узнают из табеля. Заработная плата учителям начисляется из субвенций краевого бюджета. С октября 2011 года введена новая система оплаты труда. Они стали учителям сельской местности на учительскую нагрузку начислять 25%. Вся зарплата учителей стала разделяться на оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты. Тарификация – это начисленная заработная плата. С октября 2011 года они начисляют на все часы, отработанные учителями, а до октября 2011 года начисляли на 18%.
Свидетель Н в судебном заседании пояснила, что сельские надбавки должны повышаться на 25%. В законе чётко указано к окладу.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, полагает требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 подлежат удовлетворению в части, требования ФИО5 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. 22 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 438-1 "О социальном развитии села" было предусмотрено повышение на 25% оклада и тарифной ставки специалистам народного образования, работающим на селе по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.
Данный Закон РСФСР с 1 января 2005 года был признан утратившим силу (п. 1 ст. 156 ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
При этом ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ установлен принцип, в соответствии с которым при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Аналогичные требования содержатся и в ст. 135 ТК РФ, согласно которой условия оплаты труда не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Законом Приморского края от 29 декабря 2004 года N 218-КЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета" с изменениями на 12.10.2009 г. N 500-КЗ установлена доплата к тарифной ставке (окладу) за работу в государственном учреждении, расположенном в сельском населенном пункте, работникам государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета, - 25 процентов с 1 января 2007 года. (ст. 6 Закона).
Положения Закона от 29 декабря 2004 года N 218-КЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года (ст. 10 Закона).
Статьей 41 Положения о размерах и условиях оплаты труда работников муниципальных учреждений образования Дальнегорского городского округа, утв. Постановлением главы Дальнегорского городского округа от 27.12.2007г. №831 установлена доплата к тарифной сетке (должностному окладу) за работу в муниципальном учреждении, расположенном в сельском населенном пункте работникам муниципальных учреждений, финансируемых из местного бюджета, - 25 процентов.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 191 от 3 апреля 2003 года "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" продолжительность рабочего времени учителям 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений составляет 18 часов в неделю. За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 49).
Как установлено в судебном заседании, ФИО1, работает в МОУ СОШ № в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО2 работает в МОУ СОШ № в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО3, работает в МОУ СОШ № в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО4 работает в МОУ СОШ № в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО5, работает в МОУ СОШ № с ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности учителя.
Между тем, как истцы в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполняли свою работу сверх установленных Правительством РФ 18 часов в неделю, при этом, 25% надбавка начислялась им только на 18 часов отработанного времени. Сверх отработанного времени выплачивалась только тарифная ставка без начисления на нее 25% надбавки, что подтверждается ответчиком, свидетелем Х
В то время, как согласно указанных нормативных актов, требований действующего Трудового законодательства РФ, 25% доплата к тарифной ставке должна выплачиваться педагогическим работникам в сельской местности за фактически отработанное время, в связи с чем истцы имеют право на дополнительную оплату за сверх отработанное время.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от ДД.ММ.ГГГГ "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году" повышение ставок заработной платы и должностных окладов на 25% осуществляется специалистам и руководящим работникам за работу в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, с учетом объема учебной нагрузки (педагогической работы).
На необходимость выплаты 25% надбавки тарифной ставки работникам учреждений, расположенных в сельском населенном пункте за фактически отработанное время указывает также принятие Постановления Администрации Дальнегорского городского округа №-па от ДД.ММ.ГГГГ, которым в п.3.7 предусмотрена доплата за работу с учетом учебной нагрузки. Данное Постановление в соответствии с постановлением Администрации ДГО №-па от ДД.ММ.ГГГГ вступает в силу с момента его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ
Как установлено в ходе судебного заседания, финансирование педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе и МОУ СОШ № осуществляется из краевого бюджета на основании поданных директором МОУ СОШ заявок (Постановление Администрации Приморского края №-па от ДД.ММ.ГГГГ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушение трудового законодательства, выразившееся в недоплате истцам заработной платы допущено по вине МОУ СОШ № , которое является юридическим лицом в лице его директора самостоятельно осуществляет прием и увольнение работников МОУ СОШ №, производит начисление и выплату им заработной платы и т.п., а следовательно, должно нести обязанность но возмещению недоплаченной заработной платы истцам.
Доводы представителя Администрации Дальнегорского городского округа о применении исковой давности при разрешении спора заслуживают внимания, так как согласно ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного суда №2 от 17.03.2004г «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» следует, что в случае, если работником заявлены требования о взыскании сумм заработной платы, которые ему не начислялись, и в отношении которых возник судебный спор, то данные требования могут быть удовлетворены только за три месяца со дня, когда работнику стало известно о нарушении своего права.
Как было установлено в ходе судебного заседания, истцы знали о нарушении своего права еще с октября 2007 года, поскольку заработную плату получали ежемесячно по расчетным листам, при этом заработная плата в оспариваемом размере им не начислялась, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания заработной платы су четом всей учебной нагрузки (педагогические часы) за три месяца предшествующих дате обращения в суд с исковыми требованиями.
Требования истцов об индексации недоплаченной заработной платы подлежат удовлетворению в соответствии со ст. 134 ТК РФ.
При этом довод истцов о необходимости начисления 25% также на процентную надбавку за классное руководство, проверку тетрадей, кабинетные,, а также включение 25% надбавки в сумму оклада, суд полагает необоснованными, поскольку данные процентные выплаты являются компенсационными и стимулирующими, и не могут быть отнесены к учебной нагрузке, а также 25% за работу в сельской местности является доплатой к окладу, и не включается в его сумму для последущего начисления коэффициентов. (ст. 127 ТК РФ, Постановлением Администрации Дальнегорского городского округа №-па от ДД.ММ.ГГГГ п.3.7).
Как следует из пояснений свидетеля МУ Централизованная бухгалтерия, не оспоренных истцами и ответчиком, с ноября 2011г. истцам производят выплату заработной платы с учетом 25% на педагогические часы (учебную нагрузку).
Согласно предоставленного МУ Централизованная бухгалтерия расчета, составленного за оспариваемы истцами период с учетом выставленной директором МОУ СОШ № учебной нагрузки, недоплаченная сумма заработной платы с учетом индексации составляет:
ФИО1 за период август, сентябрь, октябрь – 506,95+1105,74+479,54 = 2092,23 рублей;
ФИО2 за период август, сентябрь, октябрь – 266,96+910,38+284,18 = 1461,52 рублей;
ФИО3 за период сентябрь, октябрь, ноябрь – 630,64+317,55 = 948,19 рублей;
ФИО4 за период сентябрь, октябрь, ноябрь – 2523,25+391,82 = 2915,07 рублей;
ФИО5 за период сентябрь, октябрь, ноябрь – сумма не начислена, поскольку в сентябре она находилась в отпуске, а в октябре педагогическая нагрузка составила 15 часов, в связи с чем требования о взыскании недоплаченной заработной платы не подлежат удовлетворению. Требование о взыскании судебных расходов в силу ст.98 ГПК РФ также не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истцы были освобождены, в размере 400 рублей, по требованию ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, всего 1 600 рублей. Кроме того ФИО3, ФИО4, ФИО1 понесли расходы связанные с получение справки о размере индексации в размере 130 рублей каждая, что подтверждается материалами дела. Указанная сумма также подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 , ФИО2 , ФИО3 , ФИО4 к МОУ СОШ № о взыскании недоплаченной заработной платы, судебных расходов – удовлетворить в части.
Взыскать с МОУ СОШ № в пользу ФИО1 2092,23 рублей, судебные расходы в размере 130 рублей.
Взыскать с МОУ СОШ № в пользу ФИО2 1461,52 рублей.
Взыскать с МОУ СОШ № в пользу ФИО3 948,19 рублей, судебные расходы в размере 130 рублей.
Взыскать с МОУ СОШ № в пользу ФИО4 2915,07 рублей, судебные расходы в размере 130 рублей.
Исковые требования ФИО5 к МОУ СОШ № о взыскании недоплаченной заработной платы, судебных расходов – оставить без удовлетворения.
Взыскать с МОУ СОШ № в боход муниципального бюджета госпошлину в размере 1 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд в месячный срок.
Судья А.В. Корочкина