Виноградовский районный суд Архангельской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Виноградовский районный суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-37/2011
21 февраля 2011 года
(мотивированное решение
изготовлено 22.02.2011г.)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Бачиной С.Ю.,
с участием прокурора прокуратуры Виноградовского района Уваровой Е.В.,
при секретаре Первухиной Е.В.,
а также с участием представителя ответчика ФИО1,
представителя третьего лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Березник гражданское дело по иску прокурора Виноградовского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры "Виноградовский районный исторический музей" об устранении нарушений правил пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
прокурор Виноградовского района обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с указанным иском к ответчику. В обоснование иска указал, что государственным инспектором Виноградовского района по пожарному надзору при проведении в период с 21 по 26 октября 2009 года проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МУК "Виноградовский районный исторический музей" были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. По результатам проверки 26 октября 2009 года было вынесено предписание № 43/1/1-14 об устранении выявленных нарушений. В период с 13 по 17 января 2011 года проверкой установлено невыполнение ряда пунктов указанного предписания. Так, в здании Виноградовского районного исторического музея по адресу: стеллажи для хранения книг и фондов выполнены не в металлическом исполнении, здание не оборудовано молниезащитным устройствам, установкой автоматической пожарной сигнализации и автоматической системой оповещения людей о пожаре, автоматическими средствами пожаротушения, двери на пути эвакуации открываются не по ходу эвакуации людей из здания, ответчиком не проводятся учебные пожарные тревоги по отработке действий персонала в случае пожара, выставочный зал не оборудован двумя эвакуационными выходами. Полагает, что тем самым ответчик нарушил требования Правил пожарной безопасности для учреждений культуры, введенных в действие Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.11.1994 N 736 (далее ВППБ-13-01-94), Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003г. № 313 (далее - ППБ -01-03), Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 (далее НПБ 110-03), Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 (далее НПБ 104-03).Просит суд обязать ответчика устранить указанные нарушения.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал и уточнил, пояснив, что поскольку на момент рассмотрения дела ответчиком проведена учебная пожарная тревога, то от этого требования он отказывается.
Представитель ответчика -директор музея ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснил суду, что для устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности необходимы большие денежные средства, таких денег у музея нет. Кроме того, пояснил суду, что оборудование выставочного зала двумя выходами может привести к нарушению целостности конструкций всего здания; из-за стесненных условий в коридоре музея невозможно сделать двери, открывающимися по направлению выхода из здания.
Представитель третьего лица- Отделения государственного пожарного надзора Виноградовского района ФИО2 в судебном заседании требования прокурора поддержал.
Суд, заслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что "Виноградовский районный исторический музей" является муниципальным учреждением культуры, которое зарегистрировано как юридическое лицо. Учреждение расположено в .
26 октября 2009 года на основании проведенного мероприятия по надзору на предмет исполнения требований пожарной безопасности государственным инспектором Виноградовского района по пожарному надзору в адрес "Виноградовского районного исторического музея" было вынесено предписание № 43/1/1-14 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. При проведении 13-17 января 2011 года проверки выполнения предписания, государственным инспектором по пожарному надзору было установлено, что не выполнены пункты 2-5, 7-8, 10 предписания.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Меры пожарной безопасности -это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
МУК "Виноградовский районный исторический музей" как юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (пункт 1 статьи 53 Гражданского кодекса РФ), то есть через руководителя.
Следовательно, на учреждении культуры лежит непосредственная обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 были утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункты 1, 3 ППБ 01-03).
В соответствии с пунктом 5.1.2 "ВППБ 13-01-94. Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации" (введены в действие Приказом Минкультуры РФ от 01.11.1994 N 736)) музеи должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с дымовыми извещателями и автоматическими средствами пожаротушения.
Пунктами 4 и 10 ППБ 01-03 установлено, что руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений (п. 4 ППБ 01-03). Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии с п.16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
Нормами пожарной безопасности 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 315 (НПБ 110-03) установлены основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении (пункт 14).
Согласно приложению к НПБ-110-03 (таблица № 1, п. 9.) здания общественного и бытового назначения должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации независимо от площади и этажности.
Нормами пожарной безопасности, утвержденными приказом МЧС от 20.06.2003г. № 323 (НПБ 104-03), установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях, установлены типы СОУЭ и определен Перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами. В Перечень включены музеи и выставки.
В соответствии с таблицами 1 и 2 НПБ 104-03 в здании Виноградовского районного музея, согласно нормативных показателей, обязательна звуковая и световая (световые оповещатели «Выход») системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также допускается световые мигающие указатели и динамические указатели направления движения.
Таким образом, Правилами пожарной безопасности, направленными на предотвращение пожаров и обеспечение безопасности людей и объектов в случае возникновения пожара, предусмотрено, что здание Виноградовского районного исторического музея должно быть оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализацией, а также звуковой и световой автоматической системой оповещения людей о пожаре и автоматическими средствами пожаротушения.
На день рассмотрения дела здание музея не оборудовано установками автоматической пожарной сигнализации и звуковой автоматической системой оповещения людей о пожаре, автоматическими средствами пожаротушения, что является нарушением требований пожарной безопасности.
Как установлено в судебном заседании, в здании Виноградовского районного исторического музея допускаются и иные нарушения требований пожарной безопасности.
В нарушение п. 4.30 ВППБ 13-01-94, согласно которому все здания музеев, картинных галерей, памятников культуры, клубов, библиотек и других учреждений культуры должны оборудоваться молниезащитными устройствами в соответствии с требованиями СНиП, здание "Виноградовского районного исторического музея" не оборудовано молниезащитным устройством.
Пунктом 1.19 ВППБ 13-01-94 предусматривается хранение книг и фондов в музеях на стеллажах, изготовленных из металла, что ответчиком не соблюдено.
В силу п. 3.1.1 - 3.1.3 ВППБ 13-01-94 все учреждения культуры должны быть обеспечены необходимым количеством эвакуационных выходов, в соответствии с установленными нормами для этих зданий. Из зрительного, экспозиционного и выставочного залов, в помещениях для содержания животных в цирках и зоопарках, а также яруса или балкона во всех случаях должно быть не менее двух выходов. Количество и ширина выходов должны соответствовать расчету безопасной эвакуации людей. Ширина проходов принимается не менее 1 метра, а проходов, расположенных против выходов, - не менее ширины самих дверей. Все двери эвакуационных выходов должны открываться только по ходу движения людей из помещений (зданий).
Пунктом 52 ППБ 01-03 также предусмотрено, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. В нарушение силу п. 3.1.1 - 3.1.3 ВППБ 13-01-94 и пункта 52 ППБ 01-03 выставочный зал Виноградовского районного музей не оборудован двумя эвакуационными выходами, двери на пути эвакуации открываются не по ходу эвакуации людей из здания.
Указанные нарушения подтверждаются предписанием № 43/1/1-14 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 26 октября 2009 года, актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 17 января 2011 года, предписанием № 2/1/1-7 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 17 января 201 года, объяснениями лиц, участвующих в деле.
Судом установлено, что Виноградовский районный исторический музей, расположенный посещается населением, здание является рабочим местом персонала учреждения. Пребывание в указанном учреждении, где не соблюдаются требования пожарной безопасности, нарушает права граждан, поскольку, находясь в здании музея, они могут пострадать от пожара.
Утверждения представителя ответчика об отсутствии достаточного финансирования на цели пожарной безопасности, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку данное обстоятельство само по себе не является основанием для отказа прокурору в иске.
Суд также не может принять во внимание утверждения представителя ответчика о невозможности оборудования выставочного зала двумя эвакуационными выходами и выполнения дверей на пути эвакуации, открывающимися по направлению выхода из здания, поскольку они основаны на предположениях.
Поэтому требования прокурора основаны на законе и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Виноградовского района Архангельской области удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение культуры "Виноградовский районный исторический музей" оборудовать здание Виноградовского районного исторического музея, расположенное по адресу: металлическими стеллажами для хранения книг и фондов, молниезащитным устройствам, установкой автоматической пожарной сигнализации и автоматической системой оповещения людей о пожаре, автоматическими средствами пожаротушения.
Обязать муниципальное учреждение культуры "Виноградовский районный исторический музей" оборудовать выставочный зал музея по адресу: двумя эвакуационными выходами; двери на пути эвакуации выполнить открывающимися по направлению выхода из здания.
Взыскать с муниципального учреждения культуры "Виноградовский районный исторический музей" государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Виноградовский районный суд.
Судья С.Ю.Бачина