Волжский районный суд города Саратова
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Волжский районный суд города Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-370/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2011 года
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
Председательствующего судьи С.Н. Агарковой,
При секретаре А.А. Разделкиной,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО8 к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным отказа по снятию земельного участка с временного учета, понуждении к снятию участка с временного регистрационного учета,
У с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия, в обоснование которого указал, что он является собственником нежилого одноэтажного здания литер Д площадью 373, 2 кв.м., расположенного по адресу: . В целях оформления земельного участка он начал готовить землеустроительную документацию, однако выяснилось, что земельный участок под зданием входит в земельный участок с кадастровым номером №, на него установлен временный учет. Он обратился в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о снятии земельного участка с временного учета. Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» письмом № от ДД.ММ.ГГГГ отказал в снятии с временного учета по тем основаниям, что с подобным заявлением вправе обратиться только ОАО (открытое акционерное общество) «иные данные по заявлению которого установлен временный учет. Просит признать действия администрации муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» по постановке земельного участка на временный учет незаконным, отказ администрации муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по землепользованию и градостроительству в снятии временного учета незаконным, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по землепользованию и градостроительству снять временный учет с указанного выше участка.
В судебное заседание ФИО2 не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, поддержал требования о признании отказа администрации муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по землепользованию и градостроительству в отказе в снятии временного учета незаконным, понуждении администрации муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по землепользованию и градостроительству снять временный учет с указанного участка, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, пояснив, что органом местного самоуправления не производились действия по постановке на временный кадастровый учет указанного земельного участка. В связи с чем. не являются надлежащими ответчиками.
Представитель Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, дав пояснения, аналогичные пояснениям представителя администрации муниципального образования «Город Саратов».
Представитель 3-го лица ОАО «иные данныеНосова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что сведения кадастрового учета объекта недвижимости носят временный характер и утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. При этом, право на обязательно должно быть зарегистрировано за лицом, осуществившим кадастровый учет. Факт того, что данный земельный участок имеет статус временного, не препятствует оформлению прав на указанный участок, то есть права истца не нарушены. Кроме того, снятие с временного учета является правом, а не обязанностью собственника объекта недвижимости. Оснований для удовлетворения требований не имеется.
Представитель 3-го лица Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным представителем ОАО «НВКбанк».
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Заслушав представителей сторон, 3-х лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.
В силу п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником нежилого одноэтажного здания литер Д площадью 373, 2 кв.м., расположенного по адресу: (л.д.17).
В ходе оформления прав на земельный участок выяснилось, что земельный участок под зданием входит в земельный участок с кадастровым номером 64: 48: 020308: 145, на него установлен временный учет. Обстоятельства того, что земельный участок с указанным кадастровым номером, стоит на временном кадастровом учете участники процесса не оспаривают.
ФИО2 обратился в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о снятии земельного участка с временного учета (л.д.6).
Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» письмом № от ДД.ММ.ГГГГ отказал в снятии с временного учета по тем основаниям, что с подобным заявлением вправе обратиться только ОАО (открытое акционерное общество) «иные данные», по заявлению которого установлен временный учет (л.д.7).
Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно Положению о комитете по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденному решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Положение), Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.
В сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности:
Владеет, пользуется имуществом, находящимся в муниципальной собственности и закрепленным за Комитетом на праве оперативного управления (п.3.1.1 Положения).
В сфере управления и распоряжения земельными участками:
Осуществляет совместно со структурными подразделениями администрации муниципального образования "Город Саратов", муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями деятельность по инвентаризации земельных участков под объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, а также инвентаризацию земельных участков, свободных от прав третьих лиц, подлежащих оформлению в муниципальную собственность (п.3.5.1 Положения).
Представляет интересы муниципального образования "Город Саратов" в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, получает сведения о земельных участках, находящихся в границах муниципального образования "Город Саратов", из Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; готовит, подает и получает документы, содержащие необходимые для внесения в Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения; получает свидетельства о государственной регистрации права, в том числе для регистрации прав муниципального образования на земельные участки (п.3.5.2 Положения).
Согласно п.5 ст. 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Из вышеуказанных нормативных актов следует, что снятие объекта недвижимости с временного учета является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, являющегося собственником объекта недвижимости- земельного участка. В связи с чем, суд не вправе обязать орган местного самоуправления совершить действия, которые являются правом, а не обязанностью.
Кроме того, в силу ст. 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» любое лицо может оформить права на образованный объект недвижимости, в данном случае земельный участок с кадастровым номером 64: 48: 020308: 145, при наличии на то законных оснований. В связи с чем, наличие кадастрового учета на земельный участок не нарушает права ФИО2 на оформление спорного земельного участка в аренду или в собственности в порядке, установленном законом.
Из постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО2 в предоставлении в аренду земельного участка (л.д.34) следует, что такое основание к отказу в предоставлении прав на земельный участок как нахождение испрашиваемого земельного участка на кадастровом учете отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение органа местного самоуправления не нарушает права и законные интересы ФИО2, снятие с кадастрового учета является правом органа местного самоуправления, а поэтому требования удовлетворению не подлежат.
Требование о признании незаконным действия органа местного самоуправления по постановке земельного участка на кадастровый учет удовлетворению также не подлежат, поскольку орган местного самоуправления спорный земельный участок на кадастровый учет не ставил, что не оспаривалось участниками процесса.
В силу ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. В связи с чем, решение принято в пределах заявленных требований.
Поскольку нахождение на кадастровом учете спорного земельного участка не нарушает прав ФИО2 на получение его в аренду или в собственности на законных основаниях, суд приходит к выводу, что ФИО2 следует избрать иной способ защиты своего права, в том числе путем обжалования постановления об отказе в предоставлении прав на земельный участок и понуждении к предоставлению соответствующего права.
Оснований для удовлетворения требований не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении требований ФИО1 ФИО9 к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным отказа по снятию земельного участка с временного учета, понуждении к снятию участка с временного регистрационного учета- отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Н. Агаркова