Дело № 2-3700/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Шестаковой С.Г.
при секретаре Багний Н.И.
с участием: истца- ФИО1, представителя ответчиков- ФИО2,
22 сентября 2020г. в городе Волжском Волгоградской области рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округ- город Волжский Волгоградской области, Управлению образования администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности предоставить путевку на поступление в дошкольное образовательное учреждение,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области, Управлению образования администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности предоставить путевку на поступление в дошкольное образовательное учреждение. В обоснование заявленных требований указала, что является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая 1 декабря 2018г. была поставлена на учет в управлении образования администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования, в очереди числилась под номером 15. 6 июля 2020г. от Управления образования поступило предложение о получении путевки в детские сады, которые находятся удаленно от её места жительства. В связи с этим она обратилась с заявлением о предоставлении ребенку места в детском саду, в котором она вставала в очередь и который находится на разумном географическом удалении. Ответчиком представлен ответ об отказе в предоставлении места в детском саду, со ссылкой на отсутствие в нем мест. Тем самым ответчик уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него законом. В связи с изложенным, просит признать незаконным бездействие администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области, Управления образования администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, закрепленного за конкретной территорией., обязав ответчиков предоставить ФИО3 путевку на поступление в МДОУ детский сад № 2, расположенный по адресу: <адрес>
Истец- ФИО1 в судебном заседании поддержала требования, заявленные ФИО4 и просила удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчиков – администрации городского округа- <адрес>, Управления образования администрации городского округа- <адрес>- ФИО2, в судебном заседании требования ФИО1 не признала, считает их необоснованными и просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что бездействие со стороны ответчиков отсутствует, поскольку "."..г.г. управлением образования на обращение истца от 7 июля 2020г. направлен ответ, в котором ей предложены свободные места в детских садах.
Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, и вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 года, отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
В силу гарантированных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, в частности права на получение бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждения, всем детям гарантируется общедоступность бесплатного дошкольного образования, принадлежащее ребенку право на образование не может быть поставлено в зависимость от прав других детей.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3).
В статье 5 Закона об образовании закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 15 мая 2006 года N 5-П) государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Из этого следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе создавать подведомственные структурные подразделения.
В силу п. 1.1 Постановления Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 26.12.2016 № 54/481 «Об утверждении Положения об управлении образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области» управление образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области является структурным подразделением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области с правами юридического лица, созданным с целью организации деятельности в области образования в рамках полномочий органов местного самоуправления на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.
В соответствии с действующим порядком комплектования муниципальных образовательных учреждений городского округа – город Волжский Волгоградской области, утвержденным приказом управления образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29.12.2018 № 639 «Об утверждении порядка комплектования муниципальных образовательных учреждений городского округа - город Волжский Волгоградской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», комплектование МДОУ Волжского осуществляется по возрастным группам в порядке электронной очереди, которая ведется в Государственной информационной системе Волгоградской области «Единая информационная система Волгоградской области в сфере образования» (далее ГИС «Образование») по дате подачи заявления о постановке ребенка на учет.
Электронная очередь создана в целях обеспечения равенства прав всех детей, нуждающихся в муниципальных услугах дошкольного образования, присмотра и ухода, а также реализации прав граждан льготных категорий, пользующихся правом внеочередного и первоочередного получения мест в МДОУ Волжского в соответствии с действующим федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 7 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (далее -Порядок приема), прием воспитанников в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.
Согласно пункту 5 Порядка приема в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест. В этом случае для решения вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию родителям (законным представителям) необходимо обратиться непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО3, поставлен на учет городского округа - город Волжский 1 декабря 2018г., предпочитаемое муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Калейдоскоп» г. Волжского Волгоградской области» в комплектовании на 2020/2021 учебный год, возрастная группа от 1,5 лет до 2 лет. При этом, льготы на право внеочередного или первоочередного получения места в детском саду отсутствуют.
По результатам комплектования на 2020/2021 учебный год 10 июля 2020г. управлением образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области на обращение ФИО1 от 7 июля 2020г. были предложены свободные места в МДОУ д/с №№ 5, 8, 18, 39, 45, 53, 54, 62, 65, 73, 75, 83, 89, 95, 97, 98, 102, 103, 104, 107, 111, 112, 113.
Правовое содержание понятия "бездействие" раскрывается пункте. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в соответствии с которым к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
То есть, бездействием является неисполнение в установленные сроки и в установленном порядке обязанностей, возложенных на соответствующий орган, в том числе непринятие акта, несовершение действий.
Учитывая, что ответчиками направлено истцу уведомление о наличии свободных мест в дошкольных учреждениях города Волжского, то есть приняты мер по организации предоставления общедоступного бесплатного образования ФИО3, суд полагает, что ни администрацией городского округа, ни управлением образования, не допущено незаконного бездействия.
Доводы о том, что ответчики обязаны предоставить ребенку место в конкретном детском саду, в котором она вставала в очередь и который находится на разумном географическом удалении от её места жительства, а также, что ответчики обязаны обеспечить наличие достаточных свободных мест в конкретном дошкольном детском учреждении, суд полагает не основными на нормах действующего законодательства.
В связи изложенным, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к администрации городского округ- город Волжский Волгоградской области, Управлению образования администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности предоставить путевку на поступление в дошкольное образовательное учреждение- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья- С.Г. Шестакова
Справка: решение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2020г.
Судья- С.Г. Шестакова