ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3702/2013 от 06.09.2013 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

6 сентября 2013 года гор.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда гор. Улан-Удэ Попова А.О.

с участием прокурора Хорошевой О.Я.,

при секретаре Хандухановой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о нарушении избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением, о нарушении избирательных прав указывая, что Глава Республики Бурятия ФИО2 являясь кандидатом в депутаты в Народный Хурал Республики Бурятия должен освобождаться от выполнения должностных обязанностей Главы Республики на период избирательной кампании. Просит признать действия ФИО2 в осуществлении им своей трудовой деятельности в должности Главы субъекта РФ во время избирательной кампании в Народный Хурал РБ, незаконными, нарушающими права граждан-избирателей.

Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная Комиссия Республики Бурятия.

В ходе судебного заседания заявитель ФИО1 полностью поддержал заявленные требования, сослалась на то, что ФИО2 являясь Главой Республики Бурятия и одновременно кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия от партии «Единая Россия», на период избирательной компании должен быть освобожден от исполнения своих должностных обязанностей как Главы субъекта. Обращает внимание, что Главу Республики ФИО2 как на государственное должностное лицо, распространяются ограничения предусмотренные ч.2 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При этом заявитель считает, что незаконные действия кандидата ФИО2 в осуществлении им своей трудовой деятельности в должности Главы субъекта нарушают права и интересы граждан-избирателей, поскольку он имеет доминирующее положение по отношению к остальным кандидатам, так и к избирателям.

В судебное заседание ФИО2 не явился по неизвестным причинам, о дне слушания был уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

В судебном заседании ФИО3 -представитель заинтересованного лица ФИО2 действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований, считая из не обоснованными, поскольку нарушений прав избирателей со стороны Главы Республики Бурятия допущено не было, действительно ФИО2 является членом политической партии «Единая Россия», является зарегистрированным кандидатом в депутаты в Народный Хурал РБ (по партийным спискам). На период избирательной компании как такового освобождения от должности Главы Республики, не было, т.к. фактически ФИО2 занимает высшую должность Республики Бурятия, возглавляет высший исполнительный орган РБ- Правительство РБ. Под требования ст. 28 Закона РБ «О выборах депутатов в Народного Хурала РБ», об ограничениях связанных с должностным или служебным положением Глава Республики не подпадает, т.к. он не находится на государственной службе, поскольку замещает государственную должность Республики Бурятия. Кроме того, считает, что действиями кандидата ФИО2 избирательные права заявителя не нарушены.

Представитель заинтересованного лица Центральной Избирательной комиссии Республики Бурятия в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Суд выслушав стороны, заключение прокурора Хорошевой О.Я., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г

В соответствии со ст. 2 ч.2 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно статье 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии с п.2 ст. 40, Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей. Требования изложенной нормы закона распространяются на зарегистрированных кандидатов, находящихся на государственной службе.

Согласно Закону Республики Бурятия от 08 мая 2008 № 257-IV «О Реестре государственных должностей Республики Бурятия» должность «Глава Республики Бурятия - Председатель Правительства Республики Бурятия» является государственной должностью Республики Бурятия и не относится к должностям государственной гражданской службы.

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», закрепляющий правовой статус высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, не содержит обязывающих норм по приостановлению исполнения полномочий высшими должностными лицами, в связи с регистрацией в качестве кандидатов в выборные органы.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требование избирательного законодательства о представлении заверенной копии приказа об освобождении от должностных обязанностей в период избирательной кампании на ФИО2 не распространяется.

Кроме того, суд приходит к выводу, что являясь Главой Республики Бурятия, ФИО2 участвуя в выборах в Народный Хурал РБ в качестве кандидата от политической партии «Единая Россия», не нарушает требования ст.70 Конституции Республики Бурятия, и ст. 2 Закона РБ «О Главе Республики Бурятия» № 422-ХII от 14.03.1994 года предусматривающие ограничения по должностям для Главы Республики.

Доводы заявителя о несоблюдении кандидатом в Народный Хурал РБ ФИО2 избирательного законодательства, не нашли своего подтверждения в суде, поскольку осуществление кандидатом полномочий Главы субъекта, не противоречит действующему законодательству.

Помимо этого, суд считает, что участие в выборах в Народный Хурал РБ кандидата в депутаты ФИО2 в данном случае никоим образом не затрагивают активные и пассивные избирательные права ФИО1. Доводы заявителя о нарушении прав иных избирателей суд находит необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение пяти дней с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.

Судья А.О. Попова