ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3703/17 от 18.12.2017 Братского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2017 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,

при секретаре Ефимовой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3703/2017 по исковому заявлению ФИО1 к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Братску» о признании незаконным отказа в назначении компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, взыскании компенсации родительской платы,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Братску» (далее - ОГКУ «УСЗН по г. Братску»), в котором, с учетом уточнений, просит признать незаконным отказ ОГКУ «УСЗН по г. Братску» в назначении компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования; взыскать задолженность по компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования за период с января 2017 г. по сентябрь 2017 г. включительно, в размере 7 071,97 руб.

В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что 02.09.2017 она, через ГАУ «МФЦ ИО» подала два заявления и полный пакет документов с целью получения услуги по установлению и выплате компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования.

Кроме того, еюбыла написана пояснительная записка, в свободной форме о том, что она состоит в законном браке с отцом детей, на которого заключен договор об образовании с МБДОУ «ДСКВ № 70». О том, что оба родителя имеют равные права, ведут совместную деятельность по обеспечению, образованию и воспитанию совместных детей, рожденных в законном браке.

18 сентября 2017 г. она получила в ГАУ «МФЦ ИО» письменный ответ от ОГКУ «УСЗН по г. Братску» на заявление о установлении и назначении компенсации родительской платы. Согласно тексту которого, ей отказано в установлении и назначении компенсации родительской платы. В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области № 133-пп от 30.04.2009 года «Компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях» с указанием причины: договор с детским учреждением (детским садом) заключен с другим родителем.

Считает решение ОГКУ «УСЗН по г. Братску» не законным и ущемляющим ее конституционные права о равенстве прав и обязанностей родителей.

Руководствуясь ст. 38 Конституции РФ, ст. 47; ст. 61 п. 1 СК РФ «Равенство прав и обязанностей родителей», ст. 1 п. 2; ст. 4 п. 2 и ст. 2 п. 31 ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» она является равноправным участником образовательных отношений т.к. является родителем (законным представителем) двух несовершеннолетних обучающихся на основании происхождения детей, удостоверенном в установленном законом порядке РФ. Таким образом оба родителя имеют равные права на подачу заявления, установление и назначение компенсации родительской платы не зависимо от того кем из родителей заключен договор с образовательной организацией.

Кроме того, п. 5, ст. 65 ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», п. 2 Постановление Правительства Иркутской области от 30 апреля 2009 г. N 133-пп «О компенсации части родительской платы», устанавливают, что право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Квитанции об оплате за содержание детей в МБДОУ «ДСКВ № 70» производимых в период с января по сентябрь 2017 года включительно подтверждают, что родительскую плату вносит она.

Общий средний доход семьи в период с января 2017 года по август 2017 года (включительно) составил <данные изъяты> руб./мес.

Согласно Постановлению Правительства Иркутской области № 495-пп от 28.07.2017 года величина прожиточного минимума 2017 года на душу населения составила 10 197,00 руб./мес. Исходя из этого, двукратная величина прожиточного минимума для семьи из 4 человек составляет 81 576,00 руб./мес.

Таким образом, общий средний доход семьи в период с января 2017 года по август 2017 года (включительно) является ниже установленной двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения. Следовательно, истец имеет право на назначение компенсации родительской платы.

В соответствии с п 1.1. Постановление Правительства Иркутской области от 30 апреля 2009 г. N 133-пп «О компенсации части родительской платы» истец имеет право на компенсацию за первого ребенка в размере 20 %, на второго 50 % среднего размера родительской платы.

Таким образом, за первого ребенка Р.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения она имеет право на 20 % компенсации от среднего размера родительской платы, а за второго ребенка Р.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения на 50 %.

Согласно представленных расчетов, выполненных на основе Постановление Правительства Иркутской области от 30 апреля 2009 г. N 133-пп «О компенсации части родительской платы» истец имеет право на выплату компенсации родительской платы за период с 01 января 2017 г. по 30 сентябрь 2017 г. включительно за первого ребенка 1867,80 руб. и за второго ребенка 5204,17 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске. Просит признать незаконным отказ ОГКУ «УСЗН по г. Братску» в назначении компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования; взыскать задолженность по компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования за период с января 2017 г. по сентябрь 2017 г. включительно, в размере 7 071,97 руб.

Представитель ответчика ОГКУ «УСЗН по г. Братску» ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ суду пояснила, что семья ФИО1 согласно Закона Иркутской области от 10.07.2014 N 91-ОЗ, Постановления правительства Иркутской области № 133-пп от 30.04.2009 г. относиться к семье имеющей право на получение компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждения, поскольку доход семьи, является ниже установленной двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения.

02.09.2017 ФИО1 подала заявления на назначение компенсации родительской платы на несовершеннолетних детей ФИО3 № 1 от 13.09.2017 истцу было отказано в назначении компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, поскольку договор с детским учреждением заключен с другим родителем, что противоречит пп. д. п. 33 главы 9 Административного регламента о предоставления государственной услуги, утвержденного Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 28.05.2012 г. № 125-МПР. Таким образом, истцом был предоставлен не полный перечень необходимых документов, что и явилось основанием для отказа. В ходе обработки заявления, специалистом предлагалось истцу представить договор с детским учреждением заключенный с ней, либо обратиться с заявлением на компенсацию родительской платы непосредственно супругу истца, однако, истец настояла на рассмотрении представленного пакета документов. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав доводы истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

На федеральном уровне отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регламентированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ), а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Нормы, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать названному Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными федеральным законом. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам указанного Федерального закона применяются нормы федерального закона (ст.ст. 1 и 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ).

Согласно п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан относится к полномочиям субъектов РФ. Это полномочие частично реализовано в ч. 5 ст. 65 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии с пунктами 5, 6, статьи 65 ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 данной статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Право родителей (законных представителей) детей, посещающих образовательные организации в Иркутской области на получение компенсации родительской платы закреплено в Законе Иркутской области от 10.07.2014 N 91-ОЗ «Об отдельных вопросах образования в Иркутской области».

Согласно ст. 15 названного закона, в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации в Иркутской области, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация в размере, устанавливаемом Правительством Иркутской области, но не менее 20 процентов среднего размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях Иркутской области, муниципальных образовательных организациях в Иркутской области на первого ребенка, не менее 50 процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей (далее - компенсация).

Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях Иркутской области, муниципальных образовательных организациях в Иркутской области устанавливается Правительством Иркутской области. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации, в семьях со среднедушевым доходом ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения.

Порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты, а также перечень доходов семей, указанных в абзаце втором части 1 настоящей статьи, учитываемых при исчислении среднедушевого дохода для определения права родителей (законных представителей) на получение компенсации, и порядок исчисления указанного дохода устанавливаются уполномоченным Правительством Иркутской области исполнительным органом государственной власти Иркутской области.

В Иркутской области к указанным органом в силу Постановления Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 г. № 261/40-1111 является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Согласно пп. 46 п. 8 вышеназванного Положения, министерство в целях реализации мер социальной поддержки предоставляет социальные выплаты и единовременные денежные выплаты отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством.

Распоряжением Правительства Иркутской области от 7 июля 2014 года № 542-рп создано ОГКУ «УСЗН по г. Братску», основной целью деятельности которого является оказание государственных услуг и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Анализируя и оценивая представленные суду доказательства в совокупности, которые суд принимает, так как они являются относимыми и допустимыми, и содержат обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного дела, суд находит достоверно установленным, что ФИО1 и Р.А.В. являются родителями несовершеннолетних Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, посещающих муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 70» муниципального образования г. Братска.

Указанные обстоятельства не являются предметом спора между сторонами ими признаны и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.

Как следует из материалов личного дела № ******, 02.09.2017 ФИО1 обратилась к ответчику с заявлениями о назначении компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования в отношении несовершеннолетних Р.Д., Р.Д.

Распоряжениями № 1 от 13.09.2017 истцу отказано в назначении МСП компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования.

В обоснование причины отказа указано на заключение договора с детским учреждением (детским садом) с другим родителем.

В ходе судебного разбирательства ответчик подтвердил, что семья ФИО1 относиться к семье имеющей право на получение компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждения, поскольку доход семьи, является ниже установленной двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения. При этом указал, что причиной отказа истцу в назначение компенсации послужило предоставление ФИО1 не полного перечня документов установленного регламентом.

Согласно п. 32, 33 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации в Иркутской области, реализующие образовательную программу дошкольного образования" (далее - Регламент), утвержденного приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 28.05.2012 N 125-мпр, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации, Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Иркутской области, утвержденными постановлением Правительства Иркутской области от 1 августа 2011 года N 220-пп, руководствуясь Положением о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 года N 261/40-пп, статьей 21 Устава Иркутской области, для установления компенсации родительской платы гражданин подает в расположенное по месту жительства (месту пребывания) гражданина с ребенком (детьми) учреждение заявление, с приложением следующих документов:

а) копии паспортов или иных документов, удостоверяющих личности родителей (законного представителя);

б) справка о составе семьи гражданина с указанием степени родства и (или) свойства членов семьи (при отсутствии свидетельства о регистрации по месту пребывания) - для не состоящих в браке родителей;

в) копия документа, подтверждающего внесение родительской платы (справка, квитанция) - в случае отсутствия соглашения о взаимодействии, заключенного учреждением с образовательной организацией либо учредителем образовательной организации;

г) справка о количестве дней в календарном месяце, в течение которых ребенок посетил образовательную организацию, с указанием наличия или отсутствия задолженности по родительской плате, выданная образовательной организацией либо учредителем образовательной организации (далее - справка о количестве дней), - в случае отсутствия соглашения о взаимодействии, заключенного учреждением с образовательной организацией либо учредителем образовательной организации;

д) копия договора между образовательной организацией, которую посещает ребенок (дети), и родителем (законным представителем), обратившимся за установлением компенсации;

е) документы, подтверждающие размер доходов членов семьи за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления (справка о заработной плате с места работы (основной, по совместительству), а также документы, содержащие сведения о размере иных доходов, полученных гражданином от физических лиц, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выданные по месту получения дохода).

В силу п. 35 регламента гражданин должен представить документы, указанные в пункте 33.

Согласно п. 43 Регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

а) представление гражданином неполного перечня документов, за исключением документов, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

б) отсутствие у образовательной организации лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования;

в) наличие среднедушевого дохода выше двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения.

Указанный перечень является исчерпывающим.

Как следует из расписки о принятии документов от 02.09.2017, ФИО1, к заявлениям об установлении и выплаты компенсации родительской платы были приложены: пояснительная, паспорт, свидетельства о рождении детей, трудовая книжка, сберегательный счет, справки с детского сада, справка с места жительства, справка о доходах, договоры с детским садом и дополнительные соглашения к ним.

Из договоров об образовании по образовательным программа дошкольного образования от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что сторонами договора являются МБДОУ «Дскв № 70» МО г. Братска (исполнитель) и Р.А.В. (заказчик), действующий в интересах несовершеннолетних Р.Д. и Р.Д.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности и в совокупности друг с другом, применяя к возникшим правоотношениям вышеприведенные нормы материального права, исходя из анализа представленных в материалы дела документов и отсутствия в материалах дела иных доказательств, суд приходит к выводу, что договор с образовательной организацией был заключен с Р.А.В., в связи, с чем ФИО1 для установления компенсации родительской платы был предоставлен не полный перечень документов, установленный п. 33 Регламента.

При этом, как установлено из пояснений представителя ответчика и истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривается, в ходе обработки заявления, специалистом предлагалось ФИО1 представить договор с образовательным учреждением заключенный с ней, либо обратиться с заявлением на компенсацию родительской платы непосредственно супругу истца, однако, ФИО1 эти правом не воспользовалась.

Таким образом, поскольку причиной для отказа ФИО1 в назначении компенсации родительской платы послужило предоставление не полного перечня документов, при этом нормативно-правовым регулированием предоставление не полного пакета документов, является безусловным основанием к отказу в назначении компенсации родительской платы, принимая во внимание, что административный регламент разработан в целью единых принципов адресности и целевого характера, а порядок обращения за получением компенсации родительской платы и порядок ее выплаты находится в ведении Иркутской области как субъекта Российской Федерации, при этом, финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации является расходным обязательством Иркутской области, учитывая, что обязанность предоставить копию договора между образовательной организацией, которую посещает ребенок (дети), и родителем (законным представителем), обратившимся за установлением компенсации, возложена на гражданина, который обратился за получениям данной компенсации, что не противоречит ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», суд не находит правовых оснований для признания незаконным отказа ОГКУ «УСЗН по г. Братску» в назначении компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования

Факт заключения с истцом дополнительного соглашения к договору об образовании от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о том, что ФИО1 стала стороной договора, указанное дополнительное соглашения лишь изменяет стоимость услуг по договору, и при заключении основного договора с иным лицом говорит о ненадлежащем ведении документации в дошкольном учреждении.

Доводы истца о том, что оба родителя имеют равные права на подачу заявления, установление и назначение компенсации родительской платы не зависимо от того кем из родителей заключен договор с образовательной организацией, а также то, что право на компенсации родительской платы имеет именно тот родитель, кто вносит оплату за содержание ребенка в соответствующей образовательной организации, основаны на неверном толковании норм права, поскольку как следует из федеральной нормы, законодатель связывает выплату компенсации части родительской платы с фактом внесения самой родительской платы и наличием права на компенсацию, а не с лицом вносившим оплату.

Доводы о том, что оба родителя имеют равные права, ведут совместную деятельность по обеспечению, образованию и воспитанию совместных детей, рожденных в законном браке, и она является равноправным участником образовательных отношений, суд находит несостоятельными, поскольку в настоящем деле рассматривается спор не из семейных правоотношений, поэтому права истца, установленные законодательством как матери детей не нарушены и никем не оспариваются.

При таких обстоятельствах, поскольку судом установлено, что истцу обоснованно отказано в назначении компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, оснований для взыскания с ОГКУ «УСЗН по г. Братску» в пользу ФИО1 задолженность по компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования за период с января 2017 г. по сентябрь 2017 г. включительно, в размере 7 071,97 руб., у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Братску» о признании незаконным отказ в назначении компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования; взыскании задолженности по компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования за период с января 2017 г. по сентябрь 2017 г. включительно, в размере 7 071,97 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Л.М. Шаламова