ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3706/2016 от 08.09.2016 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-3706/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Пироговой М.А., при секретаре Бейсекеевой А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске

08 сентября 2016 года

дело по иску Ширшова В.Н. к ГУ-УПФ РФ в ОАО г.Омска о назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указал следующее. 02 февраля 2016 года обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по пункту 15 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, работавшему в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. 28 июня 2016 года ответчик отказал в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа в гражданской авиации и на соответствующих видах работ. Для назначения пенсии истцу требуется 25 лет страхового стажа в гражданской авиации, 12 лет 6 месяцев стажа на соответствующих видах работ. По представленным документам его стаж в гражданской авиации и специальный стаж был определен как нулевой. Период работы с 19 ноября 1983 года по 26 февраля 1988 года, с 01 марта 1991 года по 07 октября 1993 года, с 04 октября 1994 года по настоящее время в качестве механика испытателя, механика-испытателя двигателей, инженером по обслуживанию авиационной техники в эксплуатационно-ремонтном цехе в филиале «Омское моторостроительное объединение им. Баранова» ФГУП «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» не был включен в специальный стаж, так как не подтвержден характер выполняемой работы. В спорный период истец работал механиком испытателем двигателей в эксплуатационно-ремонтном цехе, выполнял работы по оперативному, периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, на которых установлены двигатели предприятия АЛ-21Ф-ЗТ, ВСУ-10, ТВД-20-01, РД-33 периодические проверки исправности двигателей по бюллетеням и тех.указаниям, связанные с осмотром состояния узлов, деталей двигателя и внутренних полостей. Данные работы выполнялись истцом, находясь в командировках, на стоянках самолетов круглый год на открытом воздухе. Характер выполняемой истцом работы подтверждается справками Филиала «ОМО им. Баранова» ФГУП Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют», справками войсковых частей № 55840 от 24 августа 2015 года, командировочными удостоверениями, предписаниями на выполнение задания и актами сдачи-приемки выполненных работ. Журналы учета командировок за 1979-1988 годы не сохранились, так как были уничтожены по указанию начальника ЭРО в связи с истечением срока хранения, но характер выполняемой истцом работы никогда не менялся, а нахождение в командировках подтверждают расчетные листки и справки эксплуатирующих организаций – войсковых частей. На основании расчетных листов заработной платы можно с достоверностью определить время нахождения в командировках. При этом в данные периоды не включено время, затраченное на подготовку к командировке. В соответствии с пунктами 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516, в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, периоды ежегодных и дополнительных оплычиваемых отпусков. Для исчисления сроков выслуги за работу до 01 января 2002 года используются правила, утвержденные постановлением СМ РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459. Согласно инструктивным письмам МАП СССР от 26 ноября 1991 года, время, затраченное на подготовку к следующей командировке, включается в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет. Работы в спорные периоды выполнялась истцом постоянно в течение полного рабочего дня, в отпуске в связи с приостановлкой производства, отпуске за свой счет, ученических отпусках истец не находился. Приказы об отпусках в связи с приостановкой производства либо об отпусках без сохранения заработной платы отсутствуют. Просит включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по пункту 15 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 19 ноября 1983 года по 26 февраля 1988 года, с 01 марта 1991 года по 07 октября 1993 года, с 04 октября 1994 года по настоящее время в филиале «Омское моторостроительное объединение им. Баранова» ФГУП НПЦ газотурбостроения «Салют», назначить пенсию с 02 февраля 2016 года – с момента подачи заявления о назначении пенсии.

В судебном заседании истец не участвовал, о дате рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. В представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца – Казурин К.Т., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования своего доверителя по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика – Касьянов Е.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» в судебном заседании не участвовал, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя третьего лица.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела и отказного пенсионного дела, гражданского дела , суд приходит к следующему.

Как следует из трудовой книжки истца, он:

- с 19 ноября 1983 года по 15 апреля 1984 года работал на Омском моторостроительном производственном объединении им. П.И.Баранова в цехе эксплуатации ремонта слесарем-сборщиком 3 сх разряда,

- 16 апреля 1984 года – переведен механиком испытателем 3 пх разряда в эксплуатационно-ремонтном цехе,

- 01 апреля 1985 года – переведен механиком испытателем 4 сх разряда в цехе эксплуатации ремонта,

- 17 мая 1986 года – переведен механиком испытателем 5 сх разряда в цехе эксплуатации ремонта,

- 17 ноября 1987 года – переведен механиком испытателем 6 сх разряда в цехе эксплуатации ремонта, где работал до 25 февраля 1988 года,

- с 01 марта 1991 года по 06 октября 1993 года – работал испытателем механиком двигателя 6 повременного разряда в цехе эксплуатационного ремонта,

- с 04 октября 1994 года по 20 апреля 2010 года – испытателем-механиком двигателей в отделе эксплуатации и ремонта,

- 21 апреля 2010 года – переведен инженером по техническому обслуживанию авиационной техники в эксплуатационно-ремонтном отделе,

- с 04 марта 2011 года по настоящее время работает в должности инженера по техническому обслуживанию авиационной техники в эксплуатационно-ремонтном отделе в филиале «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют».

02 февраля 2016 года истец обратился в ГУ-УПФ РФ в ОАО города Омска за досрочным назначением пенсии, так как считал, что у него возникло право на досрочное назначение пенсии в связи с работой в гражданской авиации по непосредственному обслуживанию воздушных судов.

Решением ГУ – УПФР в Октябрьском округе № 55051/16 от 29 июня 2016 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия установленного законодательством стажа на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

С указанным решением ответчика истец не согласен, что послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.

Исковые требования Ширшова В.Н. о включении указанных периодов его работы в специальный стаж подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует, что все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с пунктом 15 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Аналогичные положения были установлены подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лит для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением».

В силу пункта 3 указанного Постановления Правительства от 16 июля 2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а периодов работы, указанных в пунктах 13 – 15 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», - применяются соответствующие положения пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 года № 1412 «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации», - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 01 января 1992 года и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением», - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 01 января 2002 года.

Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, также в нем указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11 декабря 1987 года № 1412.

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен разрешаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, анализ приведенных норм законодательства, позволяет сделать вывод о том, что при назначении досрочной трудовой пенсии по старости инженерно-техническому составу, осуществляющему свою деятельность на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, необходимо применять Списки и Правила, предусмотренные для сотрудников предприятий, объединений, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделений, структурных подразделений воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организаций, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Пунктом 2.2 Устава филиал «ОМО им. П.И. Баранова» ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» (и в ранее действовавшей редакции) предусмотрен предмет деятельности предприятия – производство авиационных двигателей и запчастей к ним гражданского и оборонного назначения, их ремонт, услуги по организации ремонта, реализации и продаже.

Из сведений, представленных филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» ФГУП ««Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют», следует, что филиал «ОМО им. П.И. Баранова» ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» является предприятием-изготовителем авиационных двигателей для воздушных судов Министерства обороны РФ и гражданской авиации, осуществляет производство авиационных двигателей и запасных частей к ним гражданского и оборонного назначения.

Работодатель истца выдал справку, уточняющую характер работы, в которой указано, что Ширшов В.Н. с 19 ноября 1983 года по настоящее время работает инженером по техническому обслуживанию авиационной техники в эксплуатационно-ремонтном отделе филиала «ОМО им. П.И.Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют». Согласно должностных обязанностей и на основании распоряжений дирекции занимался обслуживанием авиадвигателей ВСУ-10, ТВД-20-01, АЛ-21Ф-3Т, РД-33, установленных на воздушных судах, полный рабочий день, а аэродромных условиях:

- находясь в аэропортах Внуково, Шереметьево, Домодедово в период с 1983 года по 1987 год,

- находясь в авиакомпаниях ОАО АК «Полярные авиалинии», ООО АК «Заполярье» и ОАО АК «АэроГео» в 2004 и 2008 годах,

- находясь в подразделениях воинских частей Министерства обороны РФ в период с 1991 года по настоящее время.

Условия труда имеют следующие особенности:

- повышенный уровень шума и вибраций при работе авиадвигателей при их наземном опробовании с пультами наземного контроля, особенно на максимальных режимах,

- работа с токсичным маслом ИПМ-10 и авиационным керосином при замене и регулировках агрегатов топливной автоматики и маслосистемы авиадвигателей,

- работа на открытом воздухе при температурах окружающей среды в полевых условиях.

Согласно выписки из расчетных листов за 1984 – 1987 годы (шифр 116 – повременная оплата за время командировки) и журналов учета командировок Ширшова В.Н. за период с 19 ноября 1983 года по настоящее время для зачисления специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости на работах в особых условиях, предусмотренную в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 Статьи 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» и Постановление Совета Министров РСФСР № 459, где указаны структурные подразделения войсковых частей и предприятий МО РФ, инструктивное письмо МАП СССР от 26 ноября 1991 года (время, затраченное на подготовку к следующей командировке, включается в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет):

- с 01 января 1984 года по 10 февраля 1984 года – Внуково,

- с 01 марта 1984 года по 24 сентября 1984 года – Внуково,

- с 15 октября 1984 года по 31 декабря 1984 года – Внуково,

- с 01 января 1985 года по 01 марта 1985 года – Шереметьево,

- с 11 марта 1985 года по 28 апреля 1985 года – Шереметьево,

- с 01 мая 1985 года по 28 октября 1985 года – Шереметьево,

- с 01 января 1986 года по 15 февраля 1986 года – Домодедово,

- с 01 марта 1986 года по 20 мая 1986 года – Шереметьево,

- с 01 июня 1986 года по 24 июля 1986 года – Шереметьево,

- с 01 августа 1986 года по 24 сентября 1986 года – Шереметьево,

- с 03 октября 1986 года по 19 декабря 1986 года – Шереметьево,

- с 24 февраля 1987 года по 12 апреля 1987 года – а/п Шереметьево,

- с 14 мая 1987 года по 12 июня 1987 года – а/п Шереметьево,

- с 06 июля 1987 года по 07 августа 1987 года – а/п Шереметьево,

- с 13 августа 1987 года по 17 сентября 1987 года – а/п Шереметьево,

- с 07 октября 1987 года по 14 ноября 1987 года – а/п Внуково,

- с 01 января 1988 года по 29 января 1988 года – а/п Внуково,

- с 25 марта 1991 года по 29 апреля 1991 года – Воздвиженка в/ч 29683,

- с 14 мая 1991 года по 26 августа 1991 года – Воздвиженка в/ч 29683,

- с 27 августа 1991 года по 06 октября 1991 года – Воздвиженка в/ч 29683,

- с 05 ноября 1991 года по 02 февраля 1992 года – Воздвиженка в/ч 29683,

- с 03 февраля 1992 года по 14 февраля 1992 года – Воздвиженка в/ч 29683,

- с 05 марта 1992 года по 02 июня 1992 года – Воздвиженка в/ч 29683,

- с 03 июня 1992 года по 10 октября 1992 года – Воздвиженка в/ч 29683,

- с 07 ноября 1992 года по 04 февраля 1993 года – Воздвиженка в/ч 29683,

- с 05 февраля 1993 года по 05 мая 1993 года – Воздвиженка в/ч 29683,

- с 06 мая 1993 года по 28 июня 1993 года – Воздвиженка в/ч 29683,

- с 01 августа 1993 года по 03 октября 1993 года – Кремово в/ч 40332,

- с 13 октября 1994 года по 11 декабря 1994 года – Кремово в/ч 40332,

- с 12 января 1995 года по 20 марта 1995 года – Кремово в/ч 40332,

- с 19 апреля 1995 года по 17 июля 1995 года - Кремово в/ч 40332,

- с 25 октября 1995 года по 05 февраля 1996 года - Кремово в/ч 40332,

- с 17 апреля 1996 года по 18 мая 1996 года - Кремово в/ч 40332,

- с 28 октября 1996 года по 22 января 1997 года - Кремово в/ч 40332,

- с 16 марта 1997 года по 11 мая 1997 года – Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 25 августа 1997 года по 09 ноября 1997 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 16 января 1998 года по 22 марта 1998 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 26 июля 1998 года по 11 октября 1998 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 01 ноября 1998 года по 13 ноября 1998 года – а/п Шереметьево,

- с 15 января 1999 года по 29 апреля 1999 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 20 июня 1999 года по 05 сентября 1999 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 17 января 2000 года по 29 апреля 2000 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 23 июня 2000 года по 09 сентября 2000 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 29 октября 2000 года по 25 декабря 2000 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 14 февраля 2001 года по 13 апреля 2001 года – Карши в/ч г/п,

- с 05 июня 2001 года по 23 августа 2001 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 29 сентября 2001 года по 21 декабря 2001 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 22 апреля 2002 года по 12 мая 2002 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 07 июня 2002 года по 13 июня 2002 года – а/п Шереметьево,

- с 16 июня 2002 года по 21 октября 2002 года – Лагуат в/ч г/п,

- с 22 октября 2002 года по 20 апреля 2003 года – Лагуат в/ч г/п,

- с 20 апреля 2003 года по 16 июля 2003 года – Лагуат в/ч г/п,

- с 02 октября 2003 года по 29 ноября 2003 года – а/п Шереметьево,

- с 19 января 2004 года по 27 января 2004 года – а/п Норильск,

- с 14 февраля 2004 года по 31 мая 2004 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 18 июня 2004 года по 23 июля 2004 года – Чебеньки в/ч 52061,

- с 05 сентября 2004 года по 27 ноября 2004 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 18 марта 2005 года по 20 мая 2005 года – Гвардейское в/ч 13111,

- с 23 июля 2005 года по 11 сентября 2005 года – Гвардейское в/ч 13111,

- с 21 марта 2006 года по 19 сентября 2006 года – Хомс в/ч г/п,

- с 20 сентября 2006 года по 20 октября 2006 года – Хрмс в/ч г/п,

- с 26 февраля 2007 года по 08 июня 2007 года – Рось в/ч г/п,

- с 02 июля 2007 года по 04 октября 2007 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 05 октября 2007 года по 26 ноября 2007 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 13 марта 2008 года по 01 апреля 2008 года – а/п Батагай,

- с 14 апреля 2008 года по 19 июля 2008 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 31 августа 2008 года по 12 сентября 2008 года – а/п Газимурский завод,

- с 05 декабря 2008 года по 31 декабря 2008 года – Мончегорск в/ч 81636,

- с 23 января 2009 года по 01 мая 2009 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 30 мая 2009 года по 16 июня 2009 года – Барановичи в/ч г/п,

- с 16 августа 2009 года по 09 октября 2009 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 26 октября 2009 года по 27 ноября 2009 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 13 января 2010 года по 16 апреля 2010 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 07 июня 2010 года по 10 сентября 2010 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 15 ноября 2010 года по 30 декабря 2010 года – Лагуат в/ч г/п,

- с 01 марта 2011 года по 10 апреля 2011 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 11 апреля 2011 года по 30 апреля 2011 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 06 июля 2011 года по 15 августа 2011 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 16 августа 2011 года по 24 сентября 2011 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 21 октября 2011 года по 01 декабря 2011 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 30 января 2012 года по 26 апреля 2012 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 09 июля 2012 года по 19 октября 2012 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 03 декабря 2012 года по 21 декабря 2012 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 28 января 2013 года по 10 марта 2013 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 11 марта 2013 года по 25 апреля 2013 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 19 июня 2013 года по 19 августа 2013 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 20 августа 2013 года по 28 сентября 2013 года - Варфоломеевка в/ч 93828,

- с 29 сентября 2013 года по 22 ноября 2013 года - Варфоломеевка в/ч 62231-3,

- с 17 января 2014 года по 18 марта 2014 года – Варфоломеевка в/ч 62231-3,

- с 19 марта 2014 года по 30 апреля 2014 года - Варфоломеевка в/ч 62231-3,

- с 23 июня 2014 года по 23 августа 2014 года - Варфоломеевка в/ч 62231-3,

- с 24 августа 2014 года по 24 октября 2014 года - Варфоломеевка в/ч 62231-3,

- с 26 ноября 2014 года по 27 декабря 2014 года - Варфоломеевка в/ч 78019,

- с 02 февраля 2015 года по 01 апреля 2015 года - Варфоломеевка в/ч 78019,

- с 05 апреля 2015 года по 30 апреля 2015 года – Варфоломеевка в/ч 78019,

- с 22 июня 2015 года по 22 августа 2015 года – Варфоломеевка в/ч 78019,

- с 23 августа 2015 года по 18 сентября 2015 года – Варфоломеевка в/ч 78019.

Ответчиком при рассмотрении заявления истца проводилась проверка факта работы в части специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Из справки по результатам проверки следует, что Ширшов В.Н. принят в цех № 70 с 19 ноября 1983 года, 25 ноября 1983 года зачислен на должность механика-испытателя цеха № 70, 28 ноября 1983 года – переведен на должность слесаря-сборщика цеха № 70, с 16 апреля 1984 года – переведен на должность механика-испытателя цеха № 70, с 26 февраля 1988 года – переводится в цех 25 на должность подсобного рабочего, затем с 02 сентября 1988 года в цех 54 на должность машиниста башенного крана, с 01 марта 1991 года – в цех 70 на должность испытателя-механика двигателя, с 07 октября 1993 года – в цех 25 на должность грузчика, с 04 октября 1994 года – в цех 70 на должность испытателя-механика двигателей, с 21 апреля 2010 года – в цех ЭРО на должность инженера по техническому обслуживанию авиационной техники.

В соответствии с должностной инструкцией испытателя-механика двигателей (Код ОК 016-94-12595) испытатель-механик двигателей обязан: проводить работы по обеспечению качественного гарантийного и послегарантийного обслуживания изделий в эксплуатации, выполнять работы по директивам летной годности, бюллетеням, указаниям, решениям и другой техдокументации в установленные сроки в соответствии с требованиями Инструкции представителю № 070/45-04; оказывать необходимую техническую помощь заказчику в изучении и освоении эксплуатации изделий; контролировать отправку на исследование рекламационных изделий, сборочных единиц, покупных агрегатов; уметь устранять дефекты, руководствуясь эксплуатационной документацией, систематически изучать недостатки в работе изделий, выявленные в эксплуатации, эксплуатационные качества выпускаемых изделий; принимать участие в проводимых испытаниях по указанию руководства отдела.

Согласно должностной инструкции слесаря-сборщика двигателей (Код ОК 016-94-18563) слесарь-сборщик двигателей обязан: проводить работы по обеспечению качественного гарантийного и послегарантийного обслуживания изделий в эксплуатации, выполнять работы по директивам летной готовности, бюллетеням, указаниям, решениям и другой техдокументации в установленные сроки в соответствии с требованиями Инструкции представителю № 070/45-04; оказывать необходимую техническую помощь заказчику в изучении и освоении эксплуатации изделий; контролировать отправку на исследование рекламационных изделий, сборочных единиц, покупных агрегатов; уметь устранять сложные дефекты, руководствуясь эксплуатационной документацией, систематически изучать недостатки в работе изделий, выявленные в эксплуатации, эксплуатационные качества выпускаемых изделий; принимать участие в проводимых испытаниях по указанию руководства отдела.

В соответствии с инструкцией по охране труда на выполнение работ по обслуживанию в эксплуатации двигателей изготовления и ремонта филиала ИОТ 070-02-005.2011: при выполнении работ в эксплуатации строго соблюдать правила настоящей инструкции, а также требования по безопасности и эксплуатационной документации, пользоваться спецодеждой, спецобувью и др. СИЗ выданными согласно типовым отраслевым нормам. При обслуживании двигателей в эксплуатации выполняются следующие работы: диагностика двигателей (внешний осмотр, осмотр тракта эндоскопами, токовихревый контроль деталей и узлов и др.); устранение дефектов заменой деталей, узлов и агрегатов в соответствии с эксплуатационной документацией; выполнение работ по бюллетеням, указаниям, решениям.

Указанные выше доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что характер работы истца в период работы в филиале «ОМО им. П.И. Баранова» АО «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» с 25 ноября 1983 года по 15 апреля 1984 года, с 16 апреля 1984 года по 25 февраля 1988 года, с 01 марта 1991 года по 06 октября 1993 года, с 04 октября 1994 года по 20 апреля 2010 года, с 21 апреля 2010 года по настоящее время не изменялся, истец, выезжая в длительные командировки в качестве представителя предприятия, осуществлял техническое обслуживание авиадвигателей, выпускаемых предприятием, в аэродромных условиях, работы выполнялись полный рабочий день на открытых площадках. Указанный вывод суд основывает на анализе рода деятельности и целей создания предприятия, должностных обязанностях истца, выписке из лицевых счетов истца, из которых следует, что периоды командировок исчислялись месяцами, оплата труда предусмотрена повременная с учетом периода командировки, времени подготовки к ней, времени составления отчетности по командировке, периоды простоя, перевода на другую работу отсутствуют. Должности, занимаемые истцом в спорный период, предполагают испытание готовой продукции, а также ее обслуживание. Готовой продукцией предприятия являются авиадвигатели. Обслуживание двигателей возможно лишь в местах нахождения судов гражданской авиации (аэродромы, открытые площадки).

Вывод ответчика о том, что истец работал в цехе, то есть в закрытом помещении на территории предприятия, суд находит ошибочным, не основанном на анализе представленных доказательств.

То обстоятельство, что в настоящее время не сохранены журналы регистрации командировочных удостоверений, командировочные удостоверения, табели учета рабочего времени, не может являться основанием для нарушения пенсионных прав истца. Более того, работодателем указано на отсутствие данных документов в настоящее время по причине их уничтожения за истечением срока хранения, а не ввиду их несоставления в соответствующий период времени.

В соответствии с п.п. 1, 11 Положения «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 г. № 1412 «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации» пенсии за выслугу лет назначаются работникам летного (летно-испытательного) состава, работникам, осуществляющим управление воздушным движением, и работникам инженерно-технического состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают. Пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений.

Отсутствие кода в лицевом счете, составленном в соответствии со сведениями, представленными работодателем, свидетельствующего о льготном характере работы, не может являться препятствием реализации права истца на досрочное назначение пенсии в связи с выполнением им работ, предусмотренных Списком должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459.

Истец занимался одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов, работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Во вне аэродромных условиях и специально оборудованных помещениях не работал, совмещения профессий не имел.

В соответствии со ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Проанализировав изложенное, суд приходит к выводу, что истцом представлены доказательства, подтверждающие характер работы, время занятости, что должность истца предусмотрена Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР 04 сентября 1991 года № 459, следовательно, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца, работавшему в спорные периоды на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет.

Более того, суд считает необходимым отметить следующее.

Ширшов В.Н., Мошков А.К. (инженер-механик) в спорные периоды работали в Омском филиале ОМО им. П.И. Баранова АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» в цехе № 70.

Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 26 марта 2013 года, вступившим в законную силу 05 июня 2013 года, Мошкову А.К. включены в специальный стаж периоды работы с 15 августа 1979 года по 02 ноября 2005 года, с 12 февраля 2009 года по 31 декабря 2011 года, возложена обязанность на Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней.

Несмотря на то, что по правилам статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ указанное решение не имеет для суда преюдициального значения, так как принято по спору между другими сторонами (другой истец), но они в совокупности с исследованными доказательствами подтверждает позицию истца на право включения спорных периодов работы в специальный стаж.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом спорного периода страховой и специальный стаж истца на день обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (02 февраля 2016 года) превысили необходимые 25 и 20 лет соответственно, следовательно на ответчика следует возложить обязанность назначить истцу пенсию с даты обращения за нею.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ истцу надлежит возместить за счет ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ГУ-УПФ РФ в ОАО г.Омска включить Ширшову В.Н. в специальный стаж работы, дающей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с выполнением трудовой функции в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, периоды с 25 ноября 1983 года по 15 апреля 1984 года слесарем-сборщиком, с 16 апреля 1984 года по 25 февраля 1988 года механиком-испытателем, с 01 марта 1991 года по 06 октября 1993 года, с 04 октября 1994 года по 20 апреля 2010 года испытателем-механиком двигателей, с 21 апреля 2010 года по 01 февраля 2016 года инженером по техническому обслуживанию авиационной техники в филиале «Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова» АО «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют», и назначить пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 02 февраля 2016 года.

Взыскать с ГУ-УПФ РФ в ОАО г.Омска в пользу Ширшова В.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 13 сентября 2016 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30.11.2016г. решение Октябрьского районного суда г.Омска от 08.09.2016г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Судья подпись М.А.Пирогова

Решение вступило в законную силу 30.11.2016г.

Копия верна: Судья:

Секретарь: