ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3708/2013 от 02.08.2013 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи

02.08.2013 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Лебединской М.П.,

заявителя Карапетяна А.А., его представителя Довгаль Н.В.,

с участием представителя заинтересованного лица администрации г.Сочи Ледовского А.С.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Карапетяна А.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

установил:

Карапетян А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в выдачи распоряжения о признании жилого строения на садовом земельном участке по адресу: г.Сочи, <адрес> пригодным для постоянного проживания.

В обоснование требований указал, что им было подано заявление в городскую межведомственную комиссию по признанию жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания на территории муниципального образования г.Сочи, а именно о признании жилого строения на садовом земельном участке по адресу: г.Сочи, <адрес> пригодным для постоянного проживания.

К данному заявлению были приложены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права, технический паспорт, заключение департамента архитектуры, заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, оценка соответствия требованиям пожарной безопасности.

26.12.2012 г. городской межведомственной комиссией по признанию жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания на территории муниципального образования г.Сочи выдано заключение за №, в котором комиссией было признано жилое строение, принадлежащее Карапетян А.А. на садовом земельном участке по адресу: Краснодарский край г.Сочи, <адрес> - соответствующее требованиям, установленным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 г. №1185 "Об утверждении Положения о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания" и данное жилое строение было признано пригодным для постоянного проживания.

После вынесения положительного заключения документы были переданы в администрацию г.Сочи для вынесения распоряжения о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания.

    Однако, 08.05.2013 г. Карапетян А.А. было получено письмо из департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи, в котором сообщается, что проект распоряжения о признании жилого строения по <адрес> отклонен от согласования правовым управлением администрации г.Сочи, так как не соответствуют нормам, утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 г. №1185 "Об утверждении Положения о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания".

В письме Департамент ссылается на Постановление №1185 от 29.12.2009 г., однако в самом постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 г. №1185 "Об утверждении Положения о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания" установлено в п.1.2, что жилым признается индивидуально-определенное строение, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем, п.1.3 гласит - признание жилого строения пригодным (непригодным) для постоянного проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных строений установленным в настоящем Положении требованиям.

В вышеуказанном постановлении указано, что комиссия на основании заявления собственника жилого строения проводит оценку соответствия жилого строения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое строение пригодным (непригодным) для постоянного проживания. Процедура проведения оценки соответствия жилого строения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого строения), необходимых для принятия решения о признании жилого строения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и др.

Все вышеуказанные требования Карапетян А.А. были соблюдены в полном соответствии с данным постановлением. В результате чего и было получено положительное заключение межведомственной комиссией.

Никаких дополнительных документов комиссия не запрашивала, таким образом усматривается, что все поданные документы Карапетян А.А. поданы в соответствии с требованиями и в том количестве, которые необходимы для рассмотрения комиссией.

Пунктом 3.5 вышеуказанного постановления предусмотрено, что комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение о признании жилого строения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

Данное заключение было вынесено комиссией в указанный срок и в соответствии с Постановлением документы были переданы в правовой отдел администрации г.Сочи где обязаны были согласовать и по факту принятого комиссией решения вынести распоряжение о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания.

Однако, данные требования выполнены не были, и в нарушении его права был дан незаконный, ничем не мотивированный и необоснованный отказ в вынесении распоряжения о признании строения пригодным для постоянного проживания.

Заявитель просит признать отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи в выдачи распоряжения о признании жилого строения в <адрес> г.Сочи пригодным для постоянного проживания на основании отказа от согласования правовым управлением администрации г.Сочи незаконным, и обязать администрацию г.Сочи согласовать и утвердить распоряжение о признании жилого строения в <адрес> г.Сочи пригодным для постоянного проживания, на основании положительного заключения межведомственной комиссией.

Заявитель и его представитель в судебном заседании требования поддержали.

Заинтересованное лицо - Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи Краснодарского края о дне слушания дела надлежаще извещен, в судебное заседание не явился, не известив суд о причине своей неявки.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица, в соответствии со ч.3 ст.167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки.

Представитель администрации г.Сочи просил суд отказать в удовлетворении требований, указав на обоснованность отказа.

Суд, выслушав заявителя, представителя администрации г.Сочи, изучив материалы дела, считает требования Карапетян А.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин или организация вправе обратиться непосредственно в суд.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, в силу ст.255 ГПК РФ и ст.13 ГК РФ признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти возможно только в том, случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие действий (бездействия) закону или нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.

На основании ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 г. №7-П "По делу о проверке конституционности абз.2 ст.1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с обращениями ряда граждан", в соответствии с Законом Краснодарского края от 02.06.2006 г. №1028-КЗ "Об органах архитектуры и градостроительства Краснодарского края" Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 г. №1185 утверждено "Положение о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания".

Данное Положение устанавливает порядок признания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках на территории садоводческих некоммерческих объединений в границах населенных пунктов (далее - жилые строения), пригодными для постоянного проживания.

Пунктом 1.2 Положения установлено, что жилым признается индивидуально-определенное строение, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Признание жилого строения пригодным (непригодным) для постоянного проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных строений установленным в настоящем Положении требованиям. Комиссия создается органом местного самоуправления в установленном им порядке (п.1.3).

Согласно п.1.4 Положения орган местного самоуправления принимает решение о признании жилых строений на садовых земельных участках, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для постоянного проживания граждан и вправе делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих строений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания граждан.

Разделом 2 Положения определены требования, которым должны отвечать жилые строения, пригодные для постоянного проживания.

Согласно Заключения городской межведомственной комиссии по признанию жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания на территории муниципального образования г.Сочи № от 26.12.2012 г. жилое строение на садовом земельном участке по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, <адрес> признано соответствующим требованиям, установленным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 г. №1185 утверждено "Положение о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания", и пригодным для постоянного проживания.

Как следует из ответа Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи от 08.05.2013 г. № Карапетяну А.А. отказано в признании строения пригодным для проживания на основании того, что "Положение о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания", утв. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 г. №1185 не может применяться в отношении нежилых строений, расположенных на садовых участках.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права 23-АИ 914711 от 19.03.2012 г. объект права собственности Карапетяна А.А. жилое строение 5, расположенное по адресу: Краснодарский край г.Сочи, <адрес>, имеет назначение: нежилое.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07. 2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Сведения о виде разрешенного использования (назначения объекта), внесенные в кадастр недвижимости и никем не оспоренные, подлежат внесению в Единый государственный реестр прав как уточненные данные об объекте недвижимого имущества, и регистрирующий орган должен провести лишь техническую процедуру внесения актуальных сведений по результатам кадастрового учета.

В межведомственную комиссию представлен кадастровый паспорт на жилое строение без права регистрации проживания в нем с указанием назначения: нежилое. В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ О государственном кадастре недвижимости", кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.

Представленный кадастровый паспорт от 11.03.2013 г. соответствует полностью форме, утвержденной Приказом Минюста России от 18.02.2008 №32. Вместе с тем, статья 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определяет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.

В частности пп.15 п.2 вышеназванной статьи указывает на существующие - назначения здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание.

Однако, как уже указывалось ранее, Положение о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания принималось государственным органом субъекта РФ именно в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 г. №7-П "По делу о проверке конституционности абз.2 ст.1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с обращениями ряда граждан", поскольку Конституционный суд РФ определил право субъектов РФ осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания.

Так как жилое строение без права регистрации проживания в нем, расположенное по адресу: Краснодарский край г.Сочи, <адрес> признано в соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 г. №1185, утвердившим "Положение о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания", соответствующим его требованиям, и пригодным для постоянного проживания, нельзя признать обоснованным отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи от 08.05.2013 г. №21-01-15/39723.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку у заинтересованного лица в силу закона, при отсутствии оснований для отказа, установленных "Положением о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания" (утв. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 г. №1185), в издании ненормативного правового акта о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания, с учетом фактических обстоятельств по делу, такая обязанность устанавливается судом.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным отказ департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи от 08.05.2013 г. № в выдаче распоряжения о признании жилого строения в квартале застройки <адрес> г.Сочи пригодным для постоянного проживания.

обязать администрацию г.Сочи согласовать и утвердить распоряжение о признании жилого строения в квартале застройки <адрес> г.Сочи пригодным для постоянного проживания.

решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

мотивированное решение составлено 07.08.2013 г.

Председательствующий