ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3709/2022 от 29.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело 2-3709/2022

64RS0046-01-2022-005439-16

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2022 г. г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Бабуриной И.Н.,

при секретаре Филатовой Д.Н.,

с участием помощника прокурора Сафронова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АО «Сокур-63» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

заместитель прокурора Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АО «Сокур-63» о возложении обязанности совершить определенные действия.

Свои требования истец мотивирует тем, что прокуратурой Ленинского района г. Саратова проведена проверка исполнения действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования в деятельности АО «Сокур-63».

В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствии ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вышеизложенные обстоятельства являются нарушением ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Таким образом, АО «Сокур-63» нарушает основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, установленные ст. ст.3 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» к числу которых относят приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Под охраной окружающей среды, в соответствии с Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды»), следует понимать, в том числе, деятельность юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с вышеуказанным законом объектом охраны окружающей среды является также и атмосферный воздух (ст. 4).

Статьей 16 ФЗ предусмотрено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся также и выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

Частью 4 статьи 23 ФЗ предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Далее - Закон) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии с п.п. 2 п.12.2 Постановления Правительства Саратовской области от 08.10.2013 г. N 537-П «Положение о министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области» к числу задач министерства отнесена выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно Приказу министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 17.06.2014 г. N274 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги» основанием для начала административного действия является поступление в Министерство заявления и прилагающихся материалов в соответствии с пунктом 7 настоящего Административного регламента.

Таким образом, АО «Сокур-63» оказывает негативное воздействие на окружающую среду выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником в отсутствие разрешения на выбросы.

Вышеизложенные обстоятельства являются нарушением ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

На основании изложенного следует, что АО «Сокур-63» нарушает основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, установленные ст. ст.3 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» к числу которых относят приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению по изложенным выше основаниям.

Рассматривая требования истца в части установления срока для оформления в установленном порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в два месяца, суд считает, что вышеуказанный срок не соответствует срокам разработки данной документации, установленной соответствующими уполномоченными органами федеральной власти, в связи с чем, считает необходимым установить срок в 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик в судебное заседание не явился, возражений относительно предъявленных требований не высказал, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

признать бездействие АО «Сокур-63», выразившееся в несоблюдении сведений об отходах производства и потребления за 2021 г. в региональный кадастр отходов, ведение которого осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, незаконным.

Обязать АО «Сокур-63» в течении 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать план-график контроля за соблюдением нормативов выбросов объекта и мероприятий по регулированию выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное заочное решение изготовлено 05.08.2022 г.

Председательствующий