Дело № 2-370/1/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Шкодовой О.В.
с участием представителя истца – помощника прокурора Жуковского района Калужской области Нюнько А.С.
при секретаре Крячковой З.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жуков в зале суда
18 апреля 2014 года
гражданское дело по иску прокурора Жуковского района Калужской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «город Жуков» об установке дорожных знаков,
УСТАНОВИЛ:
11.03.2014 года прокурор Жуковского района Калужской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГП «город Жуков» об установке дорожных знаков. В обоснование указано следующее.
Прокуратурой Жуковского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что администрацией ГП «город Жуков» не исполняются требования действующего законодательства в части содержания автомобильных дорог и безопасности дорожного движения, что ущемляет право и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасное передвижение по дорогам. Так в ходе проверки установлено, что автомобильная дорога по улице Гурьянова находится в ведении администрации ГП «город Жуков» и включена в реестр муниципальных дорог. В 2013 году ОАО «Калугаавтодорпроект» разработан проект организации дорожного движения по улицам г. Жуков, который согласован с ОГИБДД ОМВД России по Жуковскому району. В проекте организации дорожного движения отображены дорожные знаки, которые должны располагаться на улице Гурьянова. В ходе проведенного обследования автомобильной дороги по улице Гурьянова г. Жуков и сравнения с утвержденным проектом организации дорожного движения установлено, что на дорогу отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети» Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 в количестве 4 штук, 1.22 ПДД «Пешеходный переход» - 5 штук, 2.1 ПДД «Главная дорога» в количестве 1 штуки, 2.4 ПДД «Уступи дорогу» в количестве 10 штук, 2.22 ПДД «Конец главной дороги» в количестве 1 штуки, 3.24 ПДД «Ограничение максимальной скорости» - 10 штук, 3.27 ПДД «Остановка запрещена» в количестве 3 штук, 5.19.1 ПДД «Пешеходный переход» в количестве 7 штук, 5.19.2 ПДД «Пешеходный переход» в количестве 6 штук, 5.20 ПДД «Искусственная неровность» в количестве 8 штук, 6.10.1 ПДД «Указатель направлений» в количестве 11 штук, 8.2.1 ПДД «Зона действия знака» - 2 штуки. Протяженность дороги составляет 783 метра.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93, утвержденные Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Согласно части 1 статьи 13, части 1 статьи 17 и части 1 статьи 18 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к полномочиями органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
В силу пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 года № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, разделом 4 которой работы по установке недостающих дорожных знаков, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки, к работам по содержанию дорог.
Статьей 12 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в которые входит деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог.
Факт дефектов дороги по ул. Гурьянова г. Жуков создают опасность при автомобильном движении, что подтверждается материалом проверки.
Ответчик – администрация ГП «город Жуков», возложенные на нее обязанности в части установки дорожных знаков надлежаще не выполняет.
Просил суд обязать администрацию ГП «город Жуков» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу привести автомобильную дорогу в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ 10807, ГОСТ 23457, ГОСТ 25695, восстановить на автомобильной дороге по улице Гурьянова г. Жуков дорожные знаки 1.23 «Дети» Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, в количестве 4 штук, 1.22 ПДД «Пешеходный переход» - 5 штук, 1.17 ПДД «Искусственная неровность» - 5 штук, 2.1 ПДД «Главная дорога» - 1 штуку, 2.4. ПДД «Уступите дорогу» - 10 штук, 2.22 ПДД «Конец главной дороги» - 1 штуку, 3.24 ПДД «Ограничение максимальной скорости» - 10 штук, 3.27 ПДД «Остановка запрещена» - 3 штуки, 5.19.1 ПДД «Пешеходный переход» - 7 штук, 5.19.2 ПДД «Пешеходный переход» - 6 штук, 5.20 ПДД «Искусственная неровность» - 8 штук, 6.10.1 ПДД «Указатель направлений» - 11 штук, 8.2.1 ПДД «Зона действия знака» - 2 штуки.
В судебном заседании помощник прокурора Жуковского района Нюнько А.С. пояснил, что указанные в исковом заявлении дорожные знаки, отсутствуют на дороге по ул. Гурьянова г. Жуков, просил установить дорожные знаки.
Представитель ответчика – администрации ГП «город Жуков» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации, ранее представил суду возражения на исковое заявление, согласно которым исковые требования не признает, пояснив следующее. Формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году согласно ст. 65 Бюджетного кодекса РФ. Проект бюджета городского поселения на 2013 год в соответствии со ст. 185 БК РФ был подготовлен в срок до 15.11.2012 года до разработки проекта организации дорожного движения, поэтому денежные средства в бюджете городского поселения на 2013 год на изготовление и установку дорожных знаков не закладывались, свободных денежных средств в бюджете не образовалось. Средства на выполнение работ по установке дорожных знаков в сумме 1 850,0 тыс. рублей предусмотрены бюджетом городского поселения на текущий год, в план-график размещения заказов для обеспечения муниципальных нужд на 2014 год включено выполнение работ по установке элементов обустройства автодорог и знаков с размещением заказа на указанные работы в июне 2014 года, в пределах срока, определенного в иске прокуратуры для исполнения обязанности администрации.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Выслушав объяснения представителя истца – помощника прокурора Жуковского района Нюнько А.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 Закона о безопасности дорожного движения разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и другой документации, утверждаемых в установленном порядке; деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Из материалов дела следует, что в 2013 году ОАО «Калугаавтодорпроект» разработан проект организации дорожного движения по улицам г. Жуков, который согласован с ОГИБДД ОМВД России по Жуковскому району. В проекте организации дорожного движения отображены дорожные знаки, которые должны располагаться на улице Гурьянова г. Жуков.
Так, судом установлено, что на улице Гурьянова в г. Жуков Жуковского района Калужской области отсутствуют следующие дорожные знаки: 1.23 «Дети» Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, в количестве 4 штук, 1.22 ПДД «Пешеходный переход» - 5 штук, 1.17 ПДД «Искусственная неровность» - 5 штук, 2.1 ПДД «Главная дорога» - 1 штуку, 2.4. ПДД «Уступите дорогу» - 10 штук, 2.22 ПДД «Конец главной дороги» - 1 штуку, 3.24 ПДД «Ограничение максимальной скорости» - 10 штук, 3.27 ПДД «Остановка запрещена» - 3 штуки, 5.19.1 ПДД «Пешеходный переход» - 7 штук, 5.19.2 ПДД «Пешеходный переход» - 6 штук, 5.20 ПДД «Искусственная неровность» - 8 штук, 6.10.1 ПДД «Указатель направлений» - 11 штук, 8.2.1 ПДД «Зона действия знака» - 2 штуки, что подтверждается актом обследования дороги от 23.01.2014 года.
В силу положений п. 4 ст. 6, ст. 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ (далее - Закон о безопасности дорожного движения), п. 5 ч. 1ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, ст. 3, п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ в их взаимосвязи, обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности, в том числе установка дорожных знаков на автомобильных дорогах местного значения относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что проезжая часть по улице Гурьянова в г.Жуков Жуковского района Калужской области находится в ведении Администрации МО ГП г.Жуков, указанная дорога включена в реестр муниципальных дорог.
Таким образом, обязанность по установке дорожных знаков на автомобильных дорогах местного значения в границах МО ГП «г.Жуков» относится к обязанности администрации ГП «г.Жуков».
Данная обязанность Администрацией ГП «г.Жуков» в отношении установки дорожных знаков 1.23 «Дети» Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, в количестве 4 штук, 1.22 ПДД «Пешеходный переход» - 5 штук, 1.17 ПДД «Искусственная неровность» - 5 штук, 2.1 ПДД «Главная дорога» - 1 штуку, 2.4. ПДД «Уступите дорогу» - 10 штук, 2.22 ПДД «Конец главной дороги» - 1 штуку, 3.24 ПДД «Ограничение максимальной скорости» - 10 штук, 3.27 ПДД «Остановка запрещена» - 3 штуки, 5.19.1 ПДД «Пешеходный переход» - 7 штук, 5.19.2 ПДД «Пешеходный переход» - 6 штук, 5.20 ПДД «Искусственная неровность» - 8 штук, 6.10.1 ПДД «Указатель направлений» - 11 штук, 8.2.1 ПДД «Зона действия знака» - 2 штуки, не исполнена, в связи с чем, имеются основания для возложения на Администрацию данной обязанности в судебном порядке.
28.01.2014 года главе администрации ГП «г. Жуков» ГИБДД ОМВД РФ по Жуковскому району вынесено предписание, согласно которому в целях устранения нарушений ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» администрации ГП «г. Жуков» предложено до 31.01.2014 года установить недостающие дорожные знаки на улице Гурьянова в г. Жуков согласно акту обследования улицы.
Из ответа на запрос Администрации ГП город Жуков от 30.01.2014 г. следует, что мероприятия по установке недостающих дорожных знаков по улице Гурьянова г. Жуков включены в план-график размещения заказов для муниципальных нужд г. Жуков на июнь 2014 года.
Факт отсутствия в бюджете МО ГП «г. Жуков» на 2013 год денежных средств на изготовление и установку дорожных знаков, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенных на него в силу прямого указания закона обязанностей в сфере организации дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, в том числе по установке на автомобильных дорогах местного значения дорожных знаков в соответствии с требованиями ГОСТ и ПДД.
На основании вышеизложенных судом обстоятельств, суд считает требования прокурора основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Срок для приведения дороги в соответствии с действующим законодательством, заявленный прокурором, суд признает достаточным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию городского поселения город Жуков Жуковского района Калужской области в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу по улице Гурьянова города Жуков в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ 10807, ГОСТ 23457, ГОСТ 25695, установить на автомобильной дороге по улице Гурьянова города Жуков дорожные знаки:
1.23 «Дети» Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, - 4 штуки;
1.22 ПДД «Пешеходный переход» - 5 штук;
1.17 ПДД «Искусственная неровность» - 5 штук;
2.1 ПДД «Главная дорога» - 1 штуку;
2.4. ПДД «Уступите дорогу» - 10 штук;
2.22 ПДД «Конец главной дороги» - 1 штуку;
3.24 ПДД «Ограничение максимальной скорости» - 10 штук;
3.27 ПДД «Остановка запрещена» - 3 штуки;
5.19.1 ПДД «Пешеходный переход» - 7 штук;
5.19.2 ПДД «Пешеходный переход» - 6 штук;
5.20 ПДД «Искусственная неровность» - 8 штук;
6.10.1 ПДД «Указатель направлений» - 11 штук;
8.2.1 ПДД «Зона действия знака» - 2 штуки.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Жуковский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.В.Шкодова