ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-370/2017 от 21.12.2017 Тюкалинского городского суда (Омская область)

Дело N2- 370\2017

Решение

Именем Российской Федерации

Тюкалинский городской суд Омской области

В составе: председательствующего судьи Кузнецовой О.А.,

При секретаре Козыра Е.Ф.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Тюкалинске 21 декабря 2017 года

гражданское дело по иску Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области (межрайонное) к ФИО1 о признании недействительным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ, встречному иску ФИО1 к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области (межрайонное) о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки на основании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ, о признании действительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложению обязанности по зачислению на лицевой счет средств материнского (семейного) капитала,

Установил:

Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области (межрайонное) к ФИО1 о признании недействительным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ, обосновывая заявленные требования тем, что данным решением заявление ФИО1 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в размере 453026 руб. было удовлетворено, постановлено осуществить перечисление означенных средств на счет КПК «Народная касса взаимопомощи г.Омска» по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ данные денежные средства надлежащим образом были перечислены на счет займодавца в счет погашения задолженности по указанному договору займа (согласно реквизитам, указанным в справке об остатке задолженности исх. от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области поступило уведомление о возврате средств, причина возврата- счет получателя средств закрыт. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была уведомлена о необходимости предоставления новых реквизитов для перечисления средств МСК в связи с закрытием счета КПК «Народная касса взаимопомощи г.Омска». Однако до настоящего времени новые реквизиты для перечисления средств МСК ФИО1 не были представлены. С учетом приведенных доводов исполнить оспариваемое решение посредством перечисления денежных средств на счет заимодавца не представляется возможным.

В судебном заседании представители ответчика ФИО2, ФИО3, ФИО4, выступающие по доверенности исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям.

ФИО1 в судебном заседании требования иска не признала, указывая, что ответчиком по требованиям ГУ- УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области (межрайонное) себя не считает, обратилась к суду со встречным иском, первоначально просила суд об отмене решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, о признании действительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложению обязанности на ПФ по зачислению на лицевой счет средств материнского (семейного) капитала, обосновывая свои требования тем, что с декабря 2016 года ГУ- УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области не предпринимало никаких действий по исправлению ситуации, чем было нарушено ее право на использование средств МСК, она была вынуждена самостоятельно произвести расчет по договору займа. Удовлетворение требований ПФ не будет достаточным для восстановления положения, существовавшего до нарушения ее права.

В судебном заседании требования иска ФИО1 были дополнены- заявлено требование о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки на основании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по указанным выше основаниям.

Представители ГУ- УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области (межрайонное) требования встречного иска не признали, с доводами ФИО1 не согласились.

Суду был представлен отзыв на встречный иск, где указано, что действительность государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не оспаривается, ФИО1 имеет право на получение дополнительных мер государственной поддержки в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ определяет, что фонд средств материнского (семейного) капитала формируется за счет средств федерального бюджета, управление и распоряжение данными средствами относится к компетенции внебюджетного фонда - Пенсионного фонда РФ. Статья 9 Закона определяет порядок перечисления денежных средств из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ, а также определяет в общих чертах компетенцию Пенсионного фонда РФ по распоряжению средствами. Более полное регулирование порядка перевода средств на предусмотренные цели Закон относит к компетенции Правительства РФ на основании принятых им постановлений, а также к бюджетному законодательству. Часть 1 статьи 9 Закона предусматривает, что денежные средства поступают из федерального бюджета в бюджет фонда по заявке фонда. Форма данной заявки утверждена Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн. Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации» перевод средств из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ осуществляется ежеквартально. При этом указанным Постановлением Правительства РФ предусмотрено, что Пенсионный фонд РФ представляет в Министерство финансов РФ 1 раз в полугодие, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о расходовании средств с предоставлением сведений о численности получателей по каждому из направлений использования средств. По заявлению ФИО1 было принято решение Управления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ об удовлетворении заявления. Данное решение территориального органа ПФР стало основанием для формирования заявки на денежные средства и их перевода на счет КПК «Народная касса взаимопомощи <адрес>». Деньги в сумме 453 026,00 руб. переведены ДД.ММ.ГГГГ в банк плательщика­ Омский филиал ПАО «АК БАРС» БАНК <адрес> платежным поручением . ДД.ММ.ГГГГ банк вернул на счет Отделения ПФР сумму с указанием закрытия счета получателя средств. О неиспользованных ассигнованиях федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала по заявлению ФИО1 Отделение ПФР предоставило отчет в Пенсионный фонд Российской Федерации по установленной форме ДД.ММ.ГГГГ. Часть 4 статьи 9 Закона № 256-ФЗ предусматривает, что при исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год учет операций, связанных с зачислением, использованием и расходованием средств материнского (семейного) капитала, ведется Пенсионным фондом Российской Федерации на соответствующих счетах бюджетного учета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 148 Бюджетного кодекса РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе Пенсионного фонда РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляется органами Федерального казначейства. Таким образом, Федеральное казначейство проводит и учитывает операции по кассовым поступлениям в бюджет Пенсионного фонда РФ и кассовым выплатам из бюджета Пенсионного фонда РФ. В силу статьи 149 Бюджетного кодекса РФ отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления фондами и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. Затем отчеты представляются Правительством Российской Федерации в Счетную палату Российской Федерации для их внешней проверки. После проверки Счетная палата представляет заключения на соответствующие отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляет их в Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. По результатам государственных Дума принимает государственных рассмотрения годовых отчетов об исполнении бюджетов внебюджетных фондов Российской Федерации Государственная либо отклоняет федеральные законы об исполнении бюджетов внебюджетных фондов Российской Федерации. Такой сложный порядок утверждения отчетов об исполнении бюджета предусмотрен с учетом необходимости контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета. Таким образом, в рамках Закона №256-ФЗ под исполнением бюджета подразумевается перечисление денежных средств из федерального бюджета, зачисление средств материнского семейного капитала на счет Пенсионного фонда РФ в Федеральном казначействе, использование определение получателем данных средств материнского капитала и расходование средств материнского семейного капитала, то есть перечисление денежных средств на счета исполнителей, подрядчиков, продавцов. За неисполнение бюджета орган Пенсионного фонда РФ несет ответственность. Недостоверные сведения, указанные ФИО1 в заявлении повлекли нарушение срока перечисления бюджетных денежных средств и невозможность исполнения решения Управления ПФР об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского семейного капитала. В связи с отсутствием в Законе N 256-ФЗ и подзаконных актах порядка отмены принятого территориальным органом ПФР решения об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского семейного капитала, территориальный орган ПФР обратился в суд с требованиями, указанными в исковом заявлении.

В судебном заседании представителями ответчика было заявлено, что при вынесении судом решения об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ, при написания ФИО1 нового заявления о распоряжении средствами материнского семейного капитала, если оно будет рассмотрено положительно, денежные средства будут перечислены на расчетный счет, указанный в новом заявлении в сумме 453 026 рублей.

Третьи лица- ФИО5 и представитель КПК «Народная касса взаимопомощи г.Омска» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ч. 1 ст. 39). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникают при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, независимо от места их жительства.

В силу ч. 3 ст. 7 указанного Федерального закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 3 настоящего Федерального закона; нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; ограничения лица, указанного в ч. ч. 1 и 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в ч. ч. 1 и 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным ч. 7 ст. 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного ч. 8 ст. 10 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ).

Как установлено судом, и следует из материалов дела, на основании решения ГУ-УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.7) ФИО1 был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-8 N0685808 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 453026,00 руб..

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области о перечислении средств материнского капитала в сумме 453026 руб. на улучшение жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ- УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области было принято решение (том 1 л.д. 24) об удовлетворении заявления ФИО1 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и осуществлении перечисления средств МСК в сумме 453026 руб. КПК «Народная касса взаимопомощи г.Омска» по договору от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого дома и зхемельного участка, расположенных по адресу: <адрес>Г\1.

В связи с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме ГУ- УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области вынесено Уведомление (том 1 л.д. 56) ФИО1. и одновременно внесены сведения об уточнении информации в федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в отношении вышеуказанного сертификата. В судебном заседании представители ГУ- УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области (межрайонное) подтвердили данное обстоятельство.

Суд при анализе приведенных выше требований законодательства полагает, что принятое решение, об отмене которого заявлено сторонами, им не противоречит, является законным. При этом приведенные выше нормы законодательства не содержат порядок отмены состоявшихся решений и указаний на основания для их отмены. В связи с чем данное требование суд полагает не подлежащим удовлетворению, также принимая во внимание ниже следующее.

Судом установлено, что денежные средства, согласно вынесенного решения, ДД.ММ.ГГГГ были перечислены на счет займодавца в счет погашения задолженности по указанному договору займа (согласно реквизитам, указанным в справке об остатке задолженности исх. от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> поступило уведомление о возврате средств, причина возврата- счет получателя средств закрыт.

Таким образом, средства материнского (семейного) капитала в размере 453026 руб. были возвращены в ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес>. Факт поступления денежных средств подтверждается уведомлением N 000000224 от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 61).

Согласно материалам дела лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки- ФИО1 , письмом от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 63) ФИО1 была уведомлена о необходимости предоставления новых реквизитов для перечисления средств МСК в связи с закрытием счета КПК «Народная касса взаимопомощи г.Омска».

Судом отмечается, что по представленным суду документам заемные средства в размере 453026 руб. КПК «Народная касса взаимопомощи г.Омска» по договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были возвращены.

После чего ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года вновь обратилась к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области в с заявлением (том 1 л.д. 148-150) о распоряжении средствами МСК в размере 453026 руб. на улучшение жилищных условий- на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на строительство жилья по адресу: <адрес>. Решением ГУ _ УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.147) в удовлетворении заявления ФИО1 было отказано в соответствие с п.4 ч.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»- ввиду указания в заявлении о распоряжении суммы, превышающий объем средств МСК, распорядится которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что поскольку средствами материнского (семейного) капитала ФИО1 не распорядилась, последние возвращены в пенсионный орган, что не оспаривалось представителями ПФ, в связи с чем, цели создания государством условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, достигнуты не были, право лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, не может считаться прекращенным. Суд полагает что обоснованным и подлежащим удовлетворению является требование ФИО1 восстановлении права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

Согласно частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

В силу части 3 статьи 6, пункта 4 части 2 статьи 8 Федерального закона размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении.

Следовательно, средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению конкретного лица учитываются в финансовой части индивидуального лицевого счета владельца сертификата, не могут быть повторно запрошены и выделены из федерального бюджета. Действующим законодательством не предусмотрена возможность перечисления лицу, имеющему право на дополнительные меры государственной поддержки, материнского (семейного) капитала в размере, превышающем, установленный законом.

Как следует из разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

Таким образом, повторное распоряжение средствами материнского капитала возможно только при наличии фактического поступления ранее выданных средств материнского (семейного) капитала в бюджет Пенсионного фонда, поскольку данная сумма выделяется конкретному лицу и носит именной характер. Граждане, чьи средства материнского (семейного) капитала по тем или иным причинам были возвращены в бюджет Пенсионного фонда, имеют право обратиться в суд для решения вопроса о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки для последующего учета этих средств в финансовой части индивидуального лицевого счета.

Суд не может согласиться с доводом представителей ПФ о том, что законом вообще не установлены нормы, предусматривающие механизм восстановления права на дополнительные меры государственной поддержки. Судом отмечается, что по п. 51 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 94р «Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки» прямо предусмотрено, что ранее закрытое дело может быть восстановлено в случае получения (наличия) решения суда о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки. В указанных случаях дело изымается из архива недействующих дел и в журнале регистрации дел лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, делается отметка о восстановлении дела и дате его восстановления (п. 52 Распоряжения).

Суд полагает, что иные требования встречного иска ФИО1 не требуют самостоятельного разрешения. В случае удовлетворения требования о восстановлении права ее на материнский капитал, требования о зачислении денежных средств на финансовый лицевой счет будут также подлежать удовлетворению, поскольку средства материнского капитала являются именными денежными средствами, в связи с чем предполагается, что в случае восстановления в правах - должно быть зачисление в финансовый лицевой счет лица, имеющего на это право, в определенной сумме. Таким образом, восстановленное право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано владельцем сертификата только в объеме возвращенных в бюджет средств материнского (семейного) капитала, выплаченных ранее.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Решил:

Восстановить право ФИО1 на дополнительные меры государственной поддержки на основании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии МК-8 N0685808 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 453026,00 руб., выданного в соответствии с решением Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ N .

В иске Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области (межрайонное) к ФИО1 о признании недействительным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ года № отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Тюкалинский городской суд Омской области в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Тюкалинского городского суда

Омской области О.А.Кузнецова