ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-370/2021 от 29.01.2021 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Копия 16RS0050-01-2020-013646-19

Дело № 2-370/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2021 года г. Казань

Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хуснутдинова А.И.,

при секретаре Мифтахутдиновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к товариществу собственников жилья «Дубки» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ТСЖ «Дубки» о защите прав потребителей, в обоснование указав, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: РТ, <адрес> кадастровый , что подтверждается записью в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Содержание, обслуживание общего имущества многоквартирного дома и предоставление коммунальных услуг собственникам помещений по указанному адресу осуществляет ответчик ТСЖ «Дубки». У истца задолженности по оплате коммунальных услуг перед ответчиком не имеется.

С момента приобретения истцом ФИО1 указанной квартиры по настоящее время коммунальная услуга по подаче горячей воды (горячему водоснабжению) оказывается ненадлежащего качественно, так как температура горячей воды в местах водоразбора в квартире ниже 60С.

Истец ФИО1 неоднократно обращался к ответчику ТСЖ «Дубки» с претензиями о предоставлении коммунальной услуги – подогрев воды надлежащего качества и перерасчете платы за подогрев воды.

Так, истцом ФИО1 в адрес ответчика ТСЖ «Дубки» были направлены заявления (претензии) ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

После регистрации указанных заявлений ответчиком ТСЖ «Дубки» составлялись акты замера температуры горячей воды (ГВС) в квартире истца ФИО1 в ванной комнате и на кухне. Так, указанные акты были составлены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Во всех указанных актах температура горячей воды в местах водоразбора на кухне и в ванной комнате была ниже 60С. Максимальная температура горячей воды, которая зафиксирована в указанных актах равнялась 55С (акт от ДД.ММ.ГГГГ).

При этом, ответчиком ТСЖ «Дубки» перерасчет платы за подогрев воды с учетом замеров температуры воды не производился и действия по предоставлению коммунальной услуги надлежащего качества не осуществлялись.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика ТСЖ «Дубки» направлена досудебная претензия с просьбой произвести перерасчет платы за подогрев воды за период с марта 2018 года по июль 2020 года и выплатить ему денежные средства в размере 11 027 (одиннадцать тысяч двадцать семь) рублей. Также в претензии указано, что в случае отказа в удовлетворении настоящего требования (претензии) истец будет вынужден обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителей.

Однако, указанная претензия ответчиком не получена и возвращена отправителю в связи с истечением срока хранения в отделении почты России.

Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60С и не выше 75С (п. 2.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09).

Таким образом, ответчиком ТСЖ «Дубки» коммунальная услуга по подогреву воды истцу ФИО1 оказывается ненадлежащего качества.

В связи с вышеуказанным, истец ФИО1 считает, что ответчик ТСЖ «Дубки» должен осуществить перерасчет платы за подогрев воды за период с марта 2018 года по июль 2020 года. Перерасчет платы за подогрев воды должен быть осуществлен по тарифу за холодную воду.

Так, согласно счет-фактуре за март 2018 года истцом ФИО1 использовано 3,44 куб.м. коммунальной услуги подогрев воды и оплачено по тарифу 97,93 руб. за 1 куб.м., то есть 336,88 руб. С учетом того, что услуга за подогрев воды оказана ненадлежащего качества, то оплата должна производиться по тарифу за холодную воду равную 18,84 руб. за 1 куб.м. и должна составлять (3,44 куб.м. * 18,84 руб.) = 64,81 руб. Таким образом, ответчик ТСЖ «Дубки» должен осуществить перерасчет и вернуть истцу ФИО1 денежные средства за март 2018 года в размере (336,88 руб. – 64,81 руб.) = 272,07 руб.

Аналогичным образом должен быть произведен перерасчет платы за подогрев воды за следующие периоды в следующих размерах: апрель 2018 года – 473,75 руб., май 2018 года – 385,31 руб., июнь 2018 года – 530,64 руб., июль 2018 года – 299,36 руб., август 2018 года – 278,30 руб., сентябрь 2018 года – 392,37 руб., октябрь 2018 года - 347,87 руб., ноябрь 2018 года – 291,24 руб., декабрь 2018 года – 278,30 руб., январь 2019 года – 395,11 руб., февраль 2019 года – 474,73 руб., март 2019 года – 302,03 руб., апрель 2019 года – 563,13 руб., май 2019 года – 563,13 руб., июнь 2019 года – 470,85 руб., июль 2019 года – 563,13 руб., август 2019 года – 563,13 руб., сентябрь 2019 года – 1449,10 руб., октябрь 2019 года – 296,60 руб., ноябрь 2019 года – 468,43 руб., декабрь 2019 года – 419,04 руб., январь 2020 года – 909,38 руб., февраль 2020 года – 333,63 руб., март 2020 года – 1449,10 руб., апрель 2020 года – 350,64 руб., май 2020 года – 304,14 руб., июнь 2020 года – 527,72 руб., июль 2020 года – 1505,25 руб.

Таким образом, с марта 2018 года по июль 2020 года сумма перерасчета за подогрев воды составляет – 11 027 (одиннадцать тысяч двадцать семь) рублей.

Согласно вышеуказанному, истец ФИО1, неоднократно обращался к ответчику с претензиями о ненадлежащем качестве горячего водоснабжения и необходимости перерасчета платы за указанную коммунальную услугу.

Также, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ТСЖ «Дубки» принята претензия ФИО1 Однако, ответ на указанную претензию истцу не был направлен и в добровольном порядке ответчиком не устранены нарушения требований к качеству услуги по горячему водоснабжению.

Таким образом, с ответчика ТСЖ «Дубки» подлежит взысканию неустойка (пеня), в соответствии с положениями п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В следствие незаконного отказа ответчика ТСЖ «Дубки» в предоставлении услуги по горячему водоснабжению истцу ФИО1 (срок ответа на претензию истек ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ подлежит начислению неустойка в размере 3% от размера суммы перерасчета.

Так, согласно счет-фактуре за март 2018 года истцом ФИО1 использовано 3,44 куб.м. коммунальной услуги подогрев воды и оплачено по тарифу 97,93 руб. за 1 куб.м., то есть 336,88 руб. С учетом того, что услуга за подогрев воды оказана ненадлежащего качества, то оплата должна производиться по тарифу за холодную воду равную 18,84 руб. за 1 куб.м. и должна составлять (3,44 куб.м. * 18,84 руб.) = 64,81 руб. Таким образом, ответчик ТСЖ «Дубки» должен осуществить перерасчет и вернуть истцу ФИО1 денежные средства за март 2018 года в размере (336,88 руб. – 64,81 руб.) = 272,07 руб. При этом также должна быть начислена неустойка за каждый день просрочки. Так, количество дней просрочки устранения недостатков предоставляемой услуги равняется ( с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) – 922 дн., неустойка составляет (922 * 3%) = 2766%. Размер неустойки составляет (272,07 * 2766%) = 7 525,46 руб.

Аналогичным образом на момент подачи искового заявления (ДД.ММ.ГГГГ) должен быть определен размер неустойки за следующие периоды в следующих размерах: апрель 2018 года – 12 805,46 руб., май 2018 года – 10 056,59 руб., июнь 2018 года – 13 849,70 руб., июль 2018 года – 7 265,47 руб., август 2018 года – 6 495,52 руб., сентябрь 2018 года – 8 804,78 руб., октябрь 2018 года - 7 482,68 руб., ноябрь 2018 года – 6 002,46 руб., декабрь 2018 года – 5 475,94 руб., январь 2019 года – 7 775,76 руб., февраль 2019 года – 8 502,41 руб., март 2019 года – 5 128,47 руб., апрель 2019 года – 9 055,13 руб., май 2019 года – 8 531,42 руб., июнь 2019 года – 6 709,61 руб., июль 2019 года – 7 500,89 руб., август 2019 года – 6 977,18 руб., сентябрь 2019 года – 16 650,16 руб., октябрь 2019 года – 2 846,98 руб., ноябрь 2019 года – 4 525,03 руб., декабрь 2019 года – 3 658,22 руб., январь 2020 года – 7 093,16 руб., февраль 2020 года – 2 312,06 руб., март 2020 года – 8 694,60 руб., апрель 2020 года – 1 788,26 руб., май 2020 года – 1 268,26 руб., июнь 2020 года – 1 724,17 руб., июль 2020 года – 3 522,29 руб.

Таким образом, общая сумма неустойки за период с марта 2018 года по июль 2020 года составляет 115 897 (сто пятнадцать тысяч восемьсот девяносто семь) рублей.

Поскольку ответчик ТСЖ «Дубки» в добровольном порядке требования истца ФИО1 об оказании услуг надлежащего качества и перерасчете денежных средств по оплате за подогрев воды не исполнил, с ответчика подлежит взысканию штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

На основании изложенного истец просит обязать ответчика ТСЖ «Дубки» обеспечить подачу горячей воды в квартиру истца ФИО1, расположенную по адресу: РТ, <адрес> «А», <адрес>, в соответствии с требованиями п. 2.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09 не ниже 60С и не выше 75С, взыскать с ответчика ТСЖ «Дубки» в пользу истца ФИО1 перерасчет стоимости услуги по горячему водоснабжению в размере 11 027 (одиннадцать тысяч двадцать семь) рублей. Взыскать с ответчика ТСЖ «Дубки» в пользу истца ФИО1 неустойку (пени), предусмотренную законом, в размере 3 % размера за не устранение недостатков в оказании услуги по горячему водоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента отказа от выполнения заявленного требования) по день подачи искового заявления (ДД.ММ.ГГГГ) в размере 115 897 (сто пятнадцать тысяч восемьсот девяносто семь) рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 (сто тысяч) рублей и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Представитель истца в судебном заседании требования уточнил, просил взыскать с ответчика перерасчет стоимости услуги по горячему водоснабжению в размере 6 504 рубля 76 копеек, неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента отказа от выполнения заявленного требования) по день фактического подачи иска в размере 219 792 рубля, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей и штраф.

Представитель ответчика с исковыми требованиями, в том числе и уточненными, не согласился, представив возражения относительно исковых требований, в котором просил в удовлетворении иска отказать, а в случае удовлетворения иска просил применить ст. 333 ГК РФ и снизить размер неустойки с учетом ее несоразмерности.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с абз. 15 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту – Правила) потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Согласно пп. «б» п. 4 Правил, горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Как следует из абз. 2 п. 98 Правил требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148(53) настоящих Правил, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период в ценовых зонах теплоснабжения ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 3.

Согласно п. 150 приведенных Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Согласно п. 5 Приложения к Правилам обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09) допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) – не более чем на 3 °C за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

Из п.3 Правил, п. 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» следует, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: круглосуточное предоставление коммунальных услуг потребителю надлежащего качества и в необходимых объемах.

В п. 4 приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах определены требования к качеству предоставления услуги по горячему водоснабжению – бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. Обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09) (п. 5).

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг…» при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

Судом установлено, что ФИО1 являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: РТ, <адрес>А, кВ. 155, кадастровый , что подтверждается записью в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Как было подтверждено в ходе судебного разбирательства представителем истца, на момент рассмотрения дела в суде, ФИО1 вышеуказанная квартира продана. Указанный факт судом принимается.

В период проживания истца с марта 2018 года по сентябрь 2020 года в спорной квартире коммунальная услуга по подаче горячей воды (горячему водоснабжению) оказывалась ненадлежащего качественно, так как температура горячей воды в местах водоразбора в квартире составляла ниже 60С.

Указанные обстоятельства подтверждаются неоднократными обращениями к ответчику и направленными претензиями в адрес ответчика с просьбой произвести перерасчет платы за подогрев воды.

Указанные обстоятельства стороной ответчика в ходе судебного разбирательства не отрицалось, а потому суд считает их установленными.

Так, истцом ФИО1 в адрес ответчика ТСЖ «Дубки» были направлены заявления (претензии) ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

После регистрации указанных заявлений ответчиком ТСЖ «Дубки» составлялись акты замера температуры горячей воды (ГВС) в квартире истца ФИО1 в ванной комнате и на кухне.

Указанные акты были составлены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Во всех указанных актах температура горячей воды в местах водоразбора на кухне и в ванной комнате была ниже 60С. Максимальная температура горячей воды, которая зафиксирована в указанных актах равнялась 55С (акт от ДД.ММ.ГГГГ).

С учетом неоднократных обращений истца в адрес ответчика, ТСЖ «Дубки» осуществил платеж в пользу истца в размере 4 522 рубля 24 копейки, на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленного перерасчета платы за услугу «подогрев воды» в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества стороной истца, сумма перерасчета составляет в размере 11 027 рублей, которая в полном объеме не погашена.

С учетом неполной оплаты перерасчета ответчиком, взысканию с подлежит сумма в размере 6 504 рубля 76 копеек, которая состоит из (11 027 – 4 522 рубля 24 копейки), а потому в этой части требования подлежат удовлетворению.

Относительно требований истца ФИО1 к ТСЖ «Дубки» о возложении обязанности по обеспечению горячей воды в квартиру в соответствии с требованиями СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-09, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, исходя из следующего.

Так в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент рассмотрения дела ФИО1 из числа собственников спорного жилого помещения выбыл, а потому требований в указанной части подлежат отказу в удовлетворении, поскольку интереса в использовании спорного жилого помещения у ФИО1 отпали, а защите подлежат лишь только нарушенные права.

Вместе с тем, в соответствии с пп. «в» п. 157 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05. 2011 года , при предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», в случаях, если давление холодной или горячей воды и (или) температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

Согласно ч.1 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

В соответствии с п.1 ст. 31 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Согласно п. 3 ст. 31 вышеуказанного Закона за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

Пунктом 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

С учетом представленного расчета, общая сумма неустойки за период с марта 2018 года по июнь 2020 года составляет 219 792 рубля.

На основании пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В соответствии с пунктом 1 ст.333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

По смыслу указанной нормы закона неустойка представляет собой меру ответственности за нарушение исполнения обязательств, носит воспитательный и карательный характер для одной стороны и одновременно, компенсационный, то есть, является возмещения потерь, вызванных нарушением обязательств для другой стороны, и не может являться способом обогащения одной из сторон.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в п.2.2 Определения от 15 января 2015года №7-О, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Исходя из принципа осуществления гражданских прав в своей воле и в своем интересе, неустойка может быть уменьшена судом при наличии соответствующего волеизъявления со стороны ответчика. Бремя доказывания несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства лежит на ответчике, заявившем о ее уменьшении; недопустимо снижение неустойки ниже определенных пределов, определяемых соразмерно величине учетной ставки Банка России, поскольку иное фактически означало бы поощрение должника, уклоняющегося от исполнения своих обязательств.

Учитывая п.п. 4 п 5 ст 28 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», конкретные обстоятельства дела, компенсационную природу неустойки и последствия, суд, соглашаясь с мнением представителя ответчика, считает, что заявленная ко взысканию неустойка несоразмерна последствиям нарушения обязательства и на основании считает возможным на основании ст.333 Гражданского кодексом Российской Федерации уменьшить ее размер до 6 504 рубля 76 копеек.

В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из данной правовой нормы следует, что компенсация морального вреда взыскивается не только в случае причинения гражданину физических или нравственных страданий, но в других случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Учитывая тот факт, что истцом не представлено суду никаких доказательств несения каких-либо существенных негативных последствий нарушения ответчиком неисполнения обязательств по не реагированию на претензии, кроме самого срока, в течение которого не исполнено обязательство, суд с учетом требований разумности считает возможным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

Согласно п.6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Как указано в п.46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

Истец в досудебном порядке обращался к ответчику с требованием об уплате неустойки, но требование ответчиком в добровольном порядке удовлетворено не было.

Таким образом, суд считает, что с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 8 004 рубля 76 копеек.

На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 820 рублей 36 копеек.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к товариществу собственников жилья «Дубки» о защите прав потребителей, удовлетворить частично.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Дубки» в пользу ФИО1 перерасчет стоимости услуги по горячему водоснабжению в размере 6 504 рубля 76 копеек, неустойку в размере 6 504 рубля 76 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей и штраф в размере 8 004 рубля 76 копеек.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к товариществу собственников жилья «Дубки» о возложении обязанности по обеспечению горячей воды в квартиру в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.2496-09, отказать.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Дубки» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 820 рублей 36 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г. Казани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.И. Хуснутдинов