ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-370/2021 от 30.06.2021 Переволоцкого районного суда (Оренбургская область)

№ 2-370/2021

УИД 56RS0028-01-2021-000438-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июня 2021 года п. Переволоцкий

Оренбургская область

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Бикбаеве И.Г.,

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Переволоцкого района Босова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области об обязании создания маневренного жилищного фонда,

установил:

истец прокурор Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском к администрации муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области об обязании создания маневренного жилищного фонда, указывая, что прокуратурой Переволоцкого района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в отношении администрации муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области. Проверкой установлено, что на территории муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области маневренный жилищный фонд не создан, отсутствует. Обязанность по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрена законом, возложена на органы местного самоуправления и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости. Отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения прав граждан, как проживающих в настоящее время на территории муниципального образования, так и в последующее время, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации. Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по созданию маневренного жилищного фонда с их финансовыми возможностями. Отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для непринятия мер к созданию маневренного жилищного фонда.

Просит обязать администрацию муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ. создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области.

Представитель ответчика администрации МО Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в судебное заседание не явился, об уважительности причины неявки суд не известил. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствии ответчика.

В судебном заседании представитель истца Босов А.С. требования поддержал, обосновал доводами, изложенными в заявлении.

До начала судебного заседания от представителя ответчика в суд поступило возражение на исковое заявление в котором указано, что ответчик не согласен с исковым требованием истца, поскольку в положениях Жилищного кодекса РФ не содержится ссылок на нормы права, непосредственно обязывающие администрацию сельского поселения к созданию маневренного фонда. Жилищным кодексом РФ допускаются и иные способы соблюдения жилищных прав граждан, в случаях, когда производится реконструкция или капитальный ремонт дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, а также прав малоимущих граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях и граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Следовательно, нормами Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления к созданию маневренного фонда также не обязываются. Предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения жилищных прав, в связи с чем причинно-следственная связь между деянием ответчика и угрозой наступления возможных неблагоприятных последствий в виде нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц, отсутствует. Отнесение указанных полномочий к числу собственных, которые органы местного самоуправления должны осуществлять обязательно за свой счет, неправомерно. На территории МО Степановский сельсовет отсутствует категория граждан, для которой предназначен маневренный фонд в соответствии со ст. 95 ЖК РФ. Кроме того, в случае удовлетворения исковых требований у ответчика нет возможности исполнить данные требования, так как при принятии бюджета на 3 года данный вид расходов не предусматривается. Администрация муниципального образования Степановский сельсовет в соответствии с ч. 3 ст. 219 Бюджетного Кодекса РФ принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Между тем прокурором не обозначено, где и в каком объеме должен быть создан маневренный жилой фонд, что влечет невозможность исполнения решения суда. Считает, что заявленные прокурором требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не содержат ссылок на нормы права, непосредственно обязывающие администрацию сельского поселения к созданию маневренного фонда, и не содержат указаний на обстоятельства создающие угрозу нарушения жилищных прав граждан действиями администрации.

Выслушав доводы представителя истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В статье 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» указано, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По смыслу приведенных положений законов и исходя из содержания пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, разрешение вопросов обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, закреплено за сельскими поселениями.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью.

Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из положений статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции закона, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначаются для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Из системного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда на территории сельских поселений <адрес>, относятся к компетенции исполнительных органов названных муниципальных образований.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 5 Устава МО Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов МО Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области 29 марта 2019 года № 111 к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с Законом Оренбургской области от 21 февраля 1996 года "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" в его взаимосвязанном толковании с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Жилищного кодекса Российской Федерации, разрешение вопросов организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, закреплено за сельскими поселениями.

Как следует из материалов дела в ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области маневренный жилищный фонд не создан и отсутствует.

Обязанность по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрена законом, возложена на органы местного самоуправления и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости.

Отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения прав граждан, как проживающих в настоящее время на территории муниципального образования, так и в последующее время, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по созданию маневренного жилищного фонда с их финансовыми возможностями. Отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для непринятия мер к созданию маневренного жилищного фонда.

Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, вопреки доводам ответчика, администрация МО Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области обязана создать на территории МО Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области маневренный жилищный фонд.

По поводу довода представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности по созданию манёвренного жилищного фонда на администрацию муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, суд отмечает следующее.

Действительно, как указано выше, в соответствии с Законом Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» в его взаимосвязанном толковании с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Жилищного кодекса Российской Федерации, разрешение вопросов организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, закреплено за сельскими поселениями.

Между тем частью 5 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя (абзац третий части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Довод представителя ответчика администрации МО Степановский сельсовет Переволоцкого района об отсутствии финансовых возможностей по исполнению решения суда, подлежит отклонению.

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по созданию маневренного жилищного фонда с их финансовыми возможностями. Отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора об исполнении предусмотренной законом обязанности.

При этом суд отмечает, что в случае невозможности исполнения решения в установленный срок, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ., создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня его вынесения, через Переволоцкий районный суд Оренбургской области.

Судья Т.Н. Чарикова

Мотивированное решение изготовлено 01.07.2021.

Судья Т.Н. Чарикова