ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-370/2023 от 17.07.2023 Кизлярского городского суда (Республика Дагестан)

Дело № 2-370/2023

УИД 05RS0019-01-2023-000408-86

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кизляр, Республика Дагестан 17 июля 2023 года

Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Морозова В.Н., при секретарях судебного заседания ФИО3, ФИО4 и ФИО5, с участием истца ФИО2, представителей ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Территориальному участку <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" и ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" о признании права оплачивать за потребленный газ непосредственно в Территориальном участке <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" без посредников и внешней комиссии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с указанным выше иском, в обоснование указав, что с ДД.ММ.ГГГГ приказом ООО "РПРЦ" введена внешняя комиссия в размере 3,2 % при приеме платежей наличными за потребленный газ в кассе территориального участка <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" в пользу "Газпром межрегионгаз Махачкала", что является ничем иным как скрытым повышением тарифа за потребленный газ. Этот приказ противоречит ч. 10 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О национальной платежной системе" и постановлению правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и приказа ФАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об исключении из расходов ООО "Газпроммежрегионгаз" затрат за оплату платежных агентов по приему платежей за газ с населения наличными". Кроме того ООО "РПРЦ центр" не имеет право осуществлять деятельность платежного агента, т.к. не имеет лицензии Центрального банка Российской Федерации и договора с оператором платежной системы. После его обращения в прокуратуру Республики Дагестан, по поводу взимания комиссии за оплату за газ по услуги газоснабжению, она в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ/Он 3829-22 согласилась с нарушением законодательства о защите прав потребителей и ДД.ММ.ГГГГ вынесла генеральному директору ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" представление об устранении указанных нарушений, однако, приходится ничего не изменилось. Оплата производится через посредника с взиманием комиссионных, о чем свидетельствует платежный документ от ДД.ММ.ГГГГ.

Просит суд признать его право как потребителя услуг оплачивать за потребленный газ непосредственно в Кизлярском участке ООО "Газпромежрегионгаз" без посредников и внешней комиссии.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал, дав аналогичные поданному иску пояснения. В обосновании иска ФИО2 ссылается на то, что в марте 2023 года им за услуги оказанные ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" по газоснабжению, через платежного агента ООО "РПРЦ" произведен платеж. При оплате вышеуказанных услуг через платежного агента ООО "РПРЦ" с него, как с плательщика удержано вознаграждение в размере 10 рублей (при оплате за услугу газоснабжения), что является скрытым повышением тарифа за оказанную ему ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" услугу по газоснабжению. Так как у него нет телефона с возможностью доступа к Интернету, а также, вследствие того, что он, как абонент не подключен к сети Интернет, таким образом отсутствия доступа к Интернету, у него отсутствуют возможности оплаты за газ с использованием предусмотренного для этого программного обеспечения такой оплаты. Вследствие этого считает, что Территориальный участок <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" лишает его права, как потребителя производить оплату за газоснабжение, в соответствии со статьями 861 и 140 ГК РФ, непосредственно в Территориальном участке <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" без посредников и внешней комиссии.

В ходе рассмотрения дела в суде истец ФИО2 от исковых требований к ООО "РПРЦ" отказался, на основании определения суда производство по делу в данной части прекращено.

На основании определения суда, к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Махачкала".

Представитель ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" по доверенности ФИО6 исковые требования ФИО2 не признал, пояснив, что ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала", как поставщик природного газа для бытовых нужд населения, осуществляет расчет платы за потребленный газ, а абоненты обязаны вносить оплату за потребленный газ ежемесячно до 10 числа месяца следующего за расчетным периодом (п. 1 ст. 155 ЖК РФ). Согласно п. 43. Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "В договоре с абонентом - физическим лицом (гражданином) предусматривается, что плата за потребленный газ перечисляется (вносится) непосредственно поставщику газа". Внесение платы за потребленный газ производится как напрямую поставщику газа, так и через сторонние организации оказывающие услуги по переводу денежных средств, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "О национальной платежной системе". Возможности вносить плату за использованный газ непосредственно поставщику газа абонент не лишен, так как имеется онлайн сервис "Газ онлайн", во всех населенных пунктах республики имеются платежные терминалы по средствам, которых вносится плата за газ без комиссии.

Представитель ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" ФИО7 суду показал, что ответчик исковые требования не признает, считает их не обоснованными, не подлежащими удовлетворению, также считает неправильным, то, что иск предъявлен к территориальному участку <адрес> и <адрес>, территориальный участок не может являться самостоятельным ответчиком по делу, так как не является юридическим лицом, не является филиалом или представительством, начальник территориального участка действует на основании должностной инструкции, трудового договора, заключенного с ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала", а также заключает договора от имени общества на основании выданной доверенности, юрисконсульт ФИО6, прописанный в доверенности, также действует от имени общества, а не от имени территориального участка <адрес> и <адрес>. Согласно имеющемуся типовому положению, территориальный участок не уполномочен на взимание платы с потребителей за потребленный газ, он может разъяснить по вопросам взимания, оплаты, провести проверку счетчика, снять контрольные показания, т.е. саму деятельность установленную постановлением Правительства "О правилах поставки газа для коммунально-бытовых нужд", это отдел, который расположен здесь, он не может самостоятельно действовать, ведение абонентской базы, они созданы для удобства абонентов, чтоб они могли прийти и проконсультироваться о начислениях, вызвать контролера, а непосредственно поставку газа осуществляет ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала". Сведений о том, что территориальный участок ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" уполномочен на прием денежных средств от потребителей услуг положение не содержит, территориальный участок никогда не взимал плату, своей кассы некогда не было, функции приема денежных средств нет. По существу требований просит приобщить к материалам дела отзыв на исковое заявление и пояснить, по поводу представления прокуратуры. Нами было написано письмо в прокуратуру республики, в котором указаны все способы оплаты как наличными средствами так и без комиссии, по которому прокуратура республики ответила, что способов оплаты достаточно, и нарушений законодательства не имеется. Кроме того, письмом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № АК/84598/19 "О правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг" подтверждена правомерность взимания комиссии с граждан при оплате услуг ЖКХ, данное разъяснение было обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, который подтвердил законность данного разъяснения, просит его также приобщить к материалам дела. Также имеется многочисленная судебная практика, которая подтверждает, что кредитные организации и платежные агенты, если они выступают посредниками имеют право взимать оплату. В части предоставления права истцу безкомиссионой оплаты или наличными средствами есть различные способы в том числе, это Личный кабинет "МойГаз" и Платёжная страница. Данные инструменты позволяют абонентам оплачивать услуги Общества без комиссии в безналичном варианте. Офисы и электронные устройства банков, входящих в агентскую сеть АО "АБ "РОССИЯ". ПАО "Банк ВТБ" - комиссия 0% для безналичных платежей в устройствах банка. В <адрес> есть 2 отделения ПАО "Банк ВТБ" (г. ; Махачкала, <адрес>, мкр. 8, <адрес>). АО "Почта Банк" - комиссия 0% для безналичных платежей в устройствах банка. В <адрес> более 400 пунктов приема платежей АО "Почта Банк", в том числе и на территории <адрес>. На официальном сайте Общества размещена информация о возможных способах оплаты услуг без взимания комиссионного вознаграждения. Таким образом, потребителю коммунальных услуг предоставлено право выбора способа оплаты оказанных услуг путем наличных денежных средств по выбору потребителя, а также возможность оплаты без учета комиссии за перевод денежных средств. Истец в своем исковом заявлении говорит о повышении тарифа, но это не так, наоборот, ранее комиссии входила в тариф и ее должны были оплачивать все, а сейчас комиссия исключена из тарифа, поэтому говорить о повышении тарифа за счет комиссии неверно. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 в полном объеме.

Согласно представленному представителем ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" по доверенности ФИО7 возражению на иск, Общество с данным исковым заявлением не согласно, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" при приеме платежей не взимает комиссию. Как указывает истец в своем исковом заявлении внешняя комиссия в размере 3,2% введена приказом ООО "РПРЦ", то есть платежным агентом за оказание своих услуг. Тем самым Общество не может отменить приказ, изданный ООО "РПРЦ". Кроме того, письмом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № АК/84598/19 "О правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг" (далее - Письмо ФАС России) подтверждена правомерность взимания комиссии с граждан при оплате услуг ЖКХ. В частности, в документе говорится, что сейчас оплачивать услуги ЖКХ можно через ряд организаций: банки, платежных агентов или операторов почтовой связи. Когда гражданин пытается оплатить услуги, таким образом, считается, что организация оказывает ему услугу, за которую она имеет право брать деньги. Запрета на комиссии в законе нет, а те, кто принимает платежи, вправе их брать, следует из письма ФАС. Закон также не обязывает ресурсоснабжающие организации обеспечивать безвозмездное оказание услуг по приему и перечислению платежей. Граждане могут платить через того агента, через которого им удобно. В письме ФАС России сообщается, что ввиду отсутствия в законодательстве запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг ЖКХ, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций. Помимо этого в письме ФАС России указывается, что Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ устанавливает прямой запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности (в сферах водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжения, электроснабжения) расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги. С момента вступления в силу этого Постановления платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями при внесении платы за коммунальные услуги, должны оплачиваться потребителями коммунальных услуг непосредственно в этих банках и организациях. Решением Верховного суда Российской Федерации по делу № АКПИ 19-922 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждена законность письма ФАС России. Также истец просит обязать руководство Кизлярского участка ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" организовать прием платежей с населения за потребленный газ без посредников и внешней комиссии. Однако истцом не учтено, что Обществом в целях предоставления абонентам возможности оплаты услуг ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" без комиссии реализованы следующие варианты: 1. Личный кабинет "МойГаз" и Платёжная страница. Данные инструменты позволяют абонентам оплачивать услуги Общества без комиссии в безналичном варианте. 2. Офисы и электронные устройства банков, входящих в агентскую сеть АО "АБ "РОССИЯ". ПАО "Банк ВТБ" - комиссия 0% для безналичных платежей в устройствах банка. В <адрес> 2 отделения ПАО "Банк ВТБ" (г. ; Махачкала, <адрес>, мкр. 8, <адрес>). АО "Почта Банк" - комиссия 0% для безналичных платежей в устройствах банка. В <адрес> более 400 пунктов приема платежей АО "Почта Банк", в том числе и на территории <адрес>. На официальном сайте Общества размещена информация о возможных способах оплаты услуг без взимания комиссионного вознаграждения. Таким образом, потребителю коммунальных услуг предоставлено право выбора способа оплаты оказанных услуг путем наличных денежных средств по выбору потребителя, а также возможность оплаты без учета комиссии за перевод денежных средств. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 в полном объеме.

Представитель ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" по доверенности ФИО8 исковые требования ФИО2 не признал, в дополнение к пояснениям представителя ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" ФИО7 пояснил, что постановление Правительства РФ было выпущено в 2019 г., но именно по <адрес> для ООО "Газпром Межрегионгаз Махачкала" пересмотр тарифа был в 2022 г. С 1 июня полностью был обеспечен переход на взимание внешней комиссии, Сбербанк расторг договор и производит прием платежей у населения по своим тарифам, которые размещены на официальном сайте Сбербанка. Любые затраты которые несет ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" подлежат согласованию с ФАС России. Для того чтобы любая ресурсно-снабжающая организация могла взимать плату, она должна закупить кассовое оборудование, затем зарегистрировать это все в налоговой, обеспечить исполнение 54 ФЗ в части фискализации платежей в установленные законодательством сроки, т.е. затраты которые будет нести ресурсно-снабжающая организация, любая, в том числе ООО "Газпром межрегионгаз" подлежат обязательному рассмотрению и утверждения в ФАС России, без этого они не могут нести затраты. Агентом ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" по сбору платежей за поставленные ресурсы является акционерный Банк "России", который заключил договор с некоммерческой кредитной организацией "Монета", а "Монета" уже заключила договор на территории Республики Дагестан с РПРЦ, затем ЦРЦ дочерняя компания "Россети" и Каспийский расчетный Центр, т.е. фактически оплата производится у данных агентов, кроме того Банк "России" заключил прямые договоры с "ВТБ Банк", "Почта Банк", МТС. "Почта Банк" и "МТС" есть в Кизляре, которые также имеют право принимать платежи за поставленный газ, часть из них принимает платежи без взимания комиссии, это "ВТБ", "Почта Банк", дальше были созданы информационные сервисы, это личный кабинет "МойГаз", это возможность оплаты на сайте организации поставщику. Вместе с этим ЦРЦ находится в каждом территориальном участке "Дагэнерго" Россети, где при оплате взимается комиссия, потому что из тарифа за газ исключены эти затраты. ООО "Межрегионгаз" не может из собственных средств нести данные затраты, у "Россети" не исключили из тарифа, там комиссию не платят. Если говорить об оплате без комиссии с использованием сети Интернет, то самые простые два способа это либо на сайте организации, либо кабинет "МойГаз", на сайте организации даже не нужно регистрироваться, вводится номер лицевого счета, происходит проверка, что он корректно введен и производится оплата. На территории <адрес> "ВТБ Банк" точно есть.

Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему решению.

Судом установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит <адрес>, общей площадью 42,7 кв.м., с кадастровым номером 05:43:000305:127, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.

В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включая плату за газоснабжение.

Порядок внесения платы за коммунальные услуги установлен нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), а также иными нормативно-правовыми актами.

Согласно пункту 63 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Как установлено, между ФИО2 и поставщиком ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" в лице действующего на основании доверенности начальника территориального участка <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" ФИО9ДД.ММ.ГГГГ заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых услуг, который подписан "Поставщиком" ФИО9 и "Абонентом" ФИО2

Согласно п. 5.7 Раздела 5 Расчеты за газ, плата за потребленный газ производится непосредственно Поставщику, либо его уполномоченному Агенту по приему платежей и вносится на основании платежных документов, представляемых Поставщиком, либо Абонентом самостоятельно с использованием иных установленных форм и видов платежа, что соответствует вышеуказанным положениям п. 63 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Подписав вышеуказанный договор поставки газа ФИО2 согласился с установленным п. 5.7 порядком расчета за газ, сведений о несогласии с ним и оспаривании в установленном законом порядке, суду не представил.

Согласно исследованному в судебном заседании, представленному суду представителем ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" ФИО7 для приобщения к материалам дела письму ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № АК/84589/19 "О правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг", из части 17 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" следует, что банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств. Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ "О почтовой связи" услуги почтовой связи, под которыми понимаются, в том числе, действия или деятельность по осуществлению почтовых переводов денежных средств, оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Пользователь почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Таким образом, принимая во внимание отсутствие в законодательстве Российской Федерации запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг жилищно-коммунального хозяйства, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций. Кроме того, законодательство Российской Федерации в настоящее время не содержит положений об обязанности ресурсоснабжающей организации обеспечивать безвозмездное оказание всеми названными хозяйствующими субъектами или каким-либо отдельным хозяйствующим субъектом услуг по приему и перечислению денежных средств в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг. Физические лица, в том числе, исходя из экономических соображений, для оплаты жилищно-коммунальных услуг, вправе выбрать любой способ осуществления таких платежей, равно как и любую кредитную и иную организацию, оказывающую услуги по приему и переводу денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ принято постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которое устанавливает прямой запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности (в сферах водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжения, электроснабжения), расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.

Согласно исследованному в судебном заседании, представленному суду представителем ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" ФИО10 для приобщения к материалам дела "Положению о Территориальном участке (Абонентском пункте) ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала", утвержденному Генеральным директором ООО ДД.ММ.ГГГГ:

- (п. 1.1.) Территориальный участок (Абонентский пункт), расположенный на территории муниципального района (городского округа) является структурным подразделением ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала", создан в целях учета газа и его реализации потребителям всех категорий, а также для обеспечения своевременного и полного сбора платежей за потребленный газ;

- (п. 4.10) осуществляет функции контроля над соблюдением договорных обязательств агентами, осуществляющими сбор и перечисление денежных средств от населения;

- (п. 4.34) обеспечивает доступность к информации (информационные стенды, СМИ) непротиворечащей конфиденциальной, способствующей улучшению и упрощению взаимоотношений между поставщиком газа и потребителями всех категорий.

Сведений об обязанности приема платежей за потребленный газ от потребителей непосредственно в Территориальном участке, Положение не содержит.

Вместе с этим, судом исследованы представленные суду представителем ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" ФИО10 скриншоты порядка (алгоритма) оплаты за потребленный газ без взимания комиссии через личный кабинет на официальном сайте ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала", а также фотографии информационного стенда, размещенного в арендуемом Территориальным участком <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" помещении, который содержит сведения о тарифах на газ с ДД.ММ.ГГГГ и возможности оплаты за потребленный газ без комиссии.

Также, судом исследованы представленные представителями ответчика:

- информация от ДД.ММ.ГГГГ, представленная Генеральным директором ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" ФИО11 первому заместителю прокурора Республики Дагестан ФИО12 по результатам рассмотрения упомянутого в исковом заявлении ФИО2 представления об устранении нарушений жилищного законодательства в части отсутствия возможности оплаты потребителями услуги наличными денежными средствами непосредственно исполнителю услуги без взимания дополнительной комиссии и принятых ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" мерах об организации мероприятий по созданию собственных касс, предоставлении потребителю права выбора оплаты оказанных услуг путем наличных денежных средств по выбору потребителя и возможности оплаты без учета комиссии.

- информация от ДД.ММ.ГГГГ первого заместителя прокурора Республики Дагестан ФИО12 на вышеуказанную информацию о предоставлении абонентам достаточных способов для безкомиссионной оплаты услуг ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала".

Согласно статье 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ "О введение в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуг) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей, следовательно, отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать практически из любых договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, но не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, охрана отношений в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируется законодательством о защите прав потребителей.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В соответствии с пунктом 63 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно подпункту "а" пункта 65 указанного постановления потребитель вправе по своему выбору: - оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.

В силу положений действующего законодательства расходы по оплате услуг банка не являются обязательными для собственников жилых помещений.

Согласно части 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Из содержания пункта 1 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

В соответствии со статьей 37 Закона о защите прав потребителей потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем.

Оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Физические лица - плательщики за жилищно-коммунальные услуги вправе самостоятельно выбирать способ оплаты (наличными денежными средствами с оплатой комиссии, безналичное (бескомиссионное) перечисление, с использованием услуг банков, расчетно-кассовых центров и других организаций, осуществление оплаты потребленного ресурса (оказанной услуги) непосредственно ресурсоснабжающей организации (организации, оказывающей услуги) или осуществлять платежи без взимания комиссии.

Из вышеприведенных положений действующего законодательства Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, физические лица - плательщики за жилищно-коммунальные услуги и потребленные энергоресурсы (оказанные услуги) должны вносить плату за оказанные им жилищно-коммунальные услуги и предоставленные энергоресурсы (оказанные услуги) их поставщикам.

В силу действующего жилищного законодательства Российской Федерации расходы по оплате услуг банка при оплате за жилищно-коммунальные услуги и потребленные энергоресурсы (оказанные услуги) не являются обязательными для собственников жилых помещений.

Права и обязанности исполнителя коммунальной услуги предусмотрены пунктами 31 и 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Законодательство не запрещает исполнителю при расчетах за поставленные коммунальные ресурсы прибегать к услугам третьих лиц, в числе которых поименованы платежные и банковские агенты (субагенты).

Как следует из представленных ответчиком документов, ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" Потребителям предоставлена возможность оплаты оказанных услуг, в частности за потребленный газ, путем внесения наличных денежных средств в кассах офисов и электронных устройств банков, входящих в агентскую сеть АО "АБ "РОССИЯ", ПАО "Банк ВТБ", АО "Почта Банк". Оплата без комиссии доступна Потребителям при оплате через Интернет в личном кабинете "МойГаз" и Платёжная страница, "Газ Онлайн", информация о чем размещена на официальном сайте ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" (http://мойгаз.смородина онлайн/) и на информационном стенде Территориального участка.

Как установлено судом и следует из приложенных ФИО2 к исковому заявлению документов, в частности из его обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, ответ о результатах рассмотрения его обращения в прокуратуру Республики Дагестан получен им ДД.ММ.ГГГГ на его электронный адрес, копия которого, а также копия уведомления ФИО2 Генеральной прокуратурой Российской Федерации о направлении его обращения в прокуратуру Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ с электронным адресом ФИО2, также приложены к исковому заявлению.

Вследствие этого, суд дает критическую оценку показаниям истца ФИО13 об отсутствии у него возможности оплаты за потребленный газ ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" через Интернет в личном кабинете "МойГаз" и с использованием программы "Газ Онлайн".

Таким образом, потребителю коммунальных услуг, а в рассматриваемом случае потребителю оказываемых ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" услуг ФИО2 предоставлено право выбора способа оплаты оказанных ему услуг путем наличных денежных средств по его выбору, а также возможность оплаты без учета комиссии за перевод денежных средств.

При этом, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент, банковский платежный агент (субагент) в случае приема платежей за жилищно-коммунальные услуги вправе взимать с плательщика - физического лица комиссионное вознаграждение, размер которого определяется соглашением между агентом и плательщиком.

Аналогичные правовые возможности, в соответствии с пунктами 17, 18 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" установлены и для банковского платежного агента (субагента), а также в соответствии с абзацем 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ "О почтовой связи", пункта 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и для операторов почтовой связи.

Понятие наличной формы расчетов конкретизировано в части 4 статьи 37 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О защите прав потребителей", под которой понимается оплата товаров (работ, услуг) потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту). При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно исполнителю либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Таким образом, из буквального содержания вышеприведенных норм не следует, что на поставщика коммунальных ресурсов (исполнителя) возложена обязанность по оборудованию собственной кассы в целях приема наличных денежных средств у населения для оплаты ими коммунальных услуг. Напротив, ему предоставлена возможность указать, каким образом потребители могут реализовать свое право произвести оплату потребленного коммунального ресурса в наличной форме.

В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу указанной нормы, право на предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Бремя доказывания нарушения прав и охраняемых законом интересов возложено на истца.

Как установлено судом, порядок платы за потребленный Абонентом ФИО2 газ определен в соответствии с пунктом 63 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" пунктом 5.7 Раздела 5 заключенного ДД.ММ.ГГГГФИО2 с ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" Договора поставки газа без указания комиссии. Способы оплаты за потребленный газ предусмотрены наличными и безналичными способами. Обязанность по организации приема денежных средств без платежных агентов отсутствует.

Потребитель услуг ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" ФИО2 имеет вправо выбора способа оплаты оказанных ему услуг путем внесения наличных денежных средств по его выбору, а также возможность оплаты без учета комиссии за перевод денежных средств, вследствие чего нарушение его права как потребителя в части необеспечения возможности оплаты предоставленной ему услуги в понимании норм статей 140 и 861 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 16.1 и 37 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О защите прав потребителей", отсутствует.

При указанных обстоятельствах суд считает, что требование истца об организации оплаты за потребленный газ без посредников и внешней комиссии непосредственно в Территориальном участке <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" - является незаконным, вследствие чего подлежит отказу в удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Территориальному участку <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" и ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" о признании права оплачивать за потребленный газ непосредственно в Территориальном участке <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" без посредников и внешней комиссии, – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной формулировке через Кизлярский городской суд Республики Дагестан.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.Н. Морозов