Багратионовский районный суд г.Багратионовск
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Багратионовский районный суд г.Багратионовск — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-371/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2010 г.
Багратионовский районный суд Калининградской области
в составе: судьи Патриной В.В.,
с участием прокурора Округ Л.Л.,
представителя органа опеки и попечительства Земсковой Н.И.,
при секретаре Дацюк Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Багратионовского р-на в интересах неопределенного круга лиц к Свешниковой О.Н. и администрации МО «ххх муниципальный район» о признании незаконным постановления администрации муниципального района, применении последствий недействительности ничтожной сделки, выселении,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о признании ничтожным договора № ххх от 1 октября 2009 г. найма служебного жилого помещения, заключенного между Свешниковой О.Н. и администрацией МО «ххх муниципальный район», выселении Свешниковой О.Н. вместе с несовершеннолетним сыном С.Н. из жилого помещения, расположенного по адресу: г.ххх, ул.ххх д.ххх кв.ххх без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование иска прокурор указал, что Постановлением главы муниципального образования № 1557 от 1октября 2009 г. Свешниковой О.Н. на основании её заявления было предоставлено служебное жилое помещение по упомянутому выше адресу. 1 октября 2009 г. между администрацией МО «ххх муниципальный район» и Свешниковой О.Н. заключен договор № ххх найма служебного жилого помещения. Жилое помещение предоставлено Свешниковой О.Н. с нарушением ч.2 ст. 49, ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, поскольку ответчица на учете жилищных условий на территории муниципального образования не состояла, не имела право на приобретение жилья по договору найма служебного жилого помещения. Администрация МО «ххх городское поселение» не может предоставить спорное жилое помещение гражданам, признанным в установленном законом порядке малоимущими, имеющими право на получение жилого помещения по договорам социального найма, в связи с проживанием в нем ответчицы.
Впоследствии прокурор уточнил заявленные требования, просил признать договор найма служебного жилого помещения по указанному выше адресу прекращенным с 28 сентября 2009 г., выселить Свешникову О.Н. с несовершеннолетним сыном С.Н. из спорного жилого помещения, со снятием их с регистрационного учета по этому же адресу.
При этом прокурор указал, что согласно Постановлению Правительства Калининградской обл. от 8 июля 2009 г. № 395 «Об утверждении перечня муниципального имущества, передаваемого из муниципальной собственности МО «ххх муниципальный район» в муниципальную собственность МО «ххх городское поселение» - МУП ЖКХ г.ххх передано в муниципальную собственность МО «ххх городское поселение». В соответствии со ст.5-5 Закона Калининградской области «О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области» от 16 февраля 2006 г. № 730 основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является постановление Правительства Калининградской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, которым утвержден перечень соответствующего имущества. Право собственности муниципального образования на имущество, указанное в перечнях имущества, утвержденных постановлением Правительства Калининградской области, возникает с момента подписания акта о приеме — передаче муниципального имущества. Акт приема — передачи муниципального имущества, находящегося на балансе МУП «ЖКХ г.ххх» составлен и утвержден главами МО «ххх муниципальный район» и МО «ххх городское поселение» 28 сентября 2009 г. Свешникова О.Н. не состоит в трудовых отношениях с администрацией МО «ххх городское поселение», что в силу ч.2 ст. 102 Жилищного кодекса РФ влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения. Возможность обеспечения служебным жилым помещением муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «ххх муниципальный район» Положением о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «ххх городское поселение», утвержденного Решением Совета депутатов ххх городское поселение № 88 от 26 ноября 2009 г. не предусмотрена.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования, просил признать незаконным постановление администрации МО «ххх муниципальный район» № 1557 от 1 октября 2009 г.; применить последствия недействительности ничтожной сделки к договору найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г.ххх, ул.ххх д.ххх кв.ххх, заключенному 1 октября 2009 г. между администрацией МО «ххх муниципальный район» и Свешниковой О.Н., выселить ответчицу с несовершеннолетним сыном из указанного выше жилого помещения со снятием их с регистрационного учета по этому же адресу без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование этих требований прокурор указал, что администрация МО «ххх муниципальный район» постановлением № 1557 от 1 октября 2009 г. включила спорное жилое помещение в специализированный жилищный фонд и предоставила квартиру Свешниковой О.Н. в то время, когда жилое помещение уже было передано в собственность муниципального образования «ххх городское поселение». В связи с чем постановление № 1557 от 1 октября 2009 г. является незаконным, а типовой договор найма служебного жилого помещения ничтожным.
В судебном заседании помощник прокурора Багратионовского р-на Округ Л.Л., исковые требования поддержала, уточнив при этом, что последствием недействительности ничтожной сделки является выселение ответчицы и её сына из спорного жилого помещения.
Ответчица Свешникова О.Н. исковые требования не признала и пояснила суду, что право собственности администрации МО «ххх городское поселение» на спорную квартиру возникло 6 октября 2009 г., с даты регистрации изменений в учредительных документах МУП «ЖКХ г.ххх», поскольку жилые помещения передавались администрации МО «ххх городское поселение» как имущество ЖКХ. До настоящего времени она состоит в трудовых отношениях с администрацией МО «ххх муниципальный район», проживает вместе с сыном в п.ххх, в спорное жилое помещение они не вселялись. В квартире ххх дома ххх по ул.ххх в г.ххх она зарегистрирована по месту жительства одна, сын зарегистрирован в п.ххх.
Судом для участия в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «ххх муниципальный район».
Представитель администрации МО «ххх муниципальный район» Коршунова В.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила суду, что администрация МО «ххх муниципальный район» вправе была распоряжаться спорным жилым помещением, поскольку оно передавалось в муниципальную собственность МО «ххх городское поселение» как имущественный комплекс МУП «ЖКХ г.ххх». Согласно ч.3 ст.5-5 Закона Калининградской области № 730 от 7 марта 2006 г. «О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области» право собственности на муниципальные предприятия и учреждения, передаваемые в порядке, предусмотренном настоящим Законом, возникает у муниципального образования с момента государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы этих муниципальных предприятий и учреждений в целях замены учредителей. Изменения в устав МУП «ЖКХ г.ххх» были зарегистрированы 6 октября 2009 г. и с этой даты у администрации МО «ххх городское поселение» возникло право собственности на переданное муниципальное имущество, в том числе и на спорное жилое помещение.
Представители привлеченных судом для участия в деле в качестве третьих лиц администрация МО «ххх городское поселение», МУП «ЖКХ г.ххх», отделения УФМС России по Калининградской области в Багратионовском р-не, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Из администрации МО «ххх городское поселение» и отделения УФМС России по Калининградской обл. в Багратионовском р-не поступили письма с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Заслушав указанных выше лиц, а также заключение представителя органа опеки и попечительства Земсковой Н.И., полагавшей необходимым отказать в иске о выселении несовершеннолетнего С.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону или иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
По сообщению УФРС по Калининградской области, Калининградского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федерального БТИ» право собственности на кв.ххх в доме ххх по ул.ххх в г.ххх не зарегистрировано.
Из справки администрации МО «ххх муниципальный район» следует, что жилое помещение по указанному выше адресу ранее значилось в реестре муниципальной собственности МО «ххх муниципальный район». На основании Постановления Правительства Калининградской обл. от 8 июня 2009 г. № 395 «Об утверждении перечня муниципального имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования «ххх муниципальный район» в муниципальную собственность муниципального образования «ххх городское поселение» спорная квартира была передана в муниципальную собственность МО «ххх городское поселение».
Постановлением Правительства Калининградской области № 395 от 8 июля 2009 г. утверждены перечень № 1 муниципальных предприятий (учреждений), и перечень № 2 муниципального имущества, передаваемого из муниципальной собственности МО «ххх муниципальный район» в муниципальную собственность МО «ххх городское поселение».
Согласно перечню № 1 в собственность муниципального образования «ххх городское поселение» перешло и МУП «Жилищно - коммунальное хозяйство г.ххх».
В перечне № 2 муниципального имущества указаны нежилые помещения, передаваемые в собственность МО «ххх городское поселение».
Выпиской из реестра муниципальной собственности МО «ххх городское поселение» подтверждается, что основанием возникновения права собственности указанного выше муниципального образования на кв.ххх в д.ххх по ул.ххх в г.ххх является постановление Правительства Калининградской области № 395 от 8 июля 2009 г. и акт приема — передачи муниципального имущества, находящегося на балансе МУП «ЖКХ г.ххх», утвержденный главами МО «ххх муниципальный район» и МО «ххх городское поселение» 28 сентября 2009 г.
Как видно из акта приема — передачи муниципального имущества жилые помещения, находящиеся на балансе МУП «ЖКХ г.ххх», в том числе и жилое помещение по вышеуказанному адресу передано в муниципальную собственность администрации МО «ххх городское поселение».
В соответствии с ч.2 ст.5-5 Закона Калининградской области «О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области» № 730 от 7 марта 2006 г. право собственности муниципального образования на имущество, указанное в перечнях имущества, утвержденных постановлением Правительства Калининградской области, возникает с момента подписания акта о приеме — передаче муниципального имущества.
Таким образом, право собственности на спорное жилое помещение у администрации МО «ххх городское поселение» возникло 28 сентября 2009 г.
Доводы Свешниковой О.Н. и представителя администрации МО «ххх муниципальный район» о том, что право собственности на спорное жилое помещение возникло у администрации МО «ххх городское поселение» только с 6 октября 2009 г., т.е. с момента регистрации изменений, внесенных в Устав МУП «ЖКХ г.ххх» в связи с заменой учредителя, поскольку жилые помещения передавались в собственность городского поселения как имущественный комплекс МУП «ЖКХ г.ххх» являются несостоятельными в связи со следующим.
Согласно ч.3 ст.5-5 Закона Калининградской области «О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области» № 730 от 7 марта 2006 г. право собственности на муниципальные предприятия и учреждения, передаваемые в порядке, предусмотренном настоящим Законом, возникает у муниципального образования с момента государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы этих муниципальных предприятий и муниципальных учреждений в целях замены учредителя.
Выписка из единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что в связи с заменой учредителя администрации МО «ххх муниципальный район» на администрацию МО «ххх городское поселение» в Устав МУП «ЖКХ г.ххх» были внесены изменения, которые зарегистрированы Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области 6 октября 2009 г.
Пунктом 2.2. Устава МУП «ЖКХ г.ххх» предусмотрено, что предприятие может иметь в хозяйственном ведении объекты коммунального хозяйства, объекты инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства, нежилые здания, сооружения и другие объекты, находящиеся в муниципальной собственности.
Как следует из постановления № 66 от 21 февраля 2000 г. администрации МО «ххх район» «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП «Жилищно — коммунальное хозяйство г.ххх», унитарному предприятию переданы в хозяйственное ведение, наряду с другим имуществом, жилые дома в количестве 317 единиц.
Вместе с тем, муниципальные жилые помещения, не относятся к объектам инфраструктуры, и не могут входить в состав имущественного комплекса МУП «ЖКХ г.ххх», в связи с чем вышеизложенные положения ч.3 ст. 5-5 Закона Калининградской области «О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области» № 730 от 7 марта 2006 г. в данном случае не применимы.
Кроме того, указанные выше доводы Свешниковой О.Н. и Коршуновой В.А. опровергаются выпиской из реестра муниципальной собственности МО «ххх городское поселение», в которой основанием возникновения права собственности на спорную квартиру указаны не только Постановление Правительства Калининградской области № 395 от 8 июля 2009 г., но и акт приема — передачи муниципального имущества от 28 сентября 2009 г.
Разрешая требование прокурора о признании незаконным постановления администрации МО «ххх муниципальный район» № 1157 от 1 октября 2009 г. и применения последствий недействительности ничтожной сделки к договору найма служебного жилого помещения, суд принимает во внимание следующее.
На основании ч.2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ст. 99, ст. 100 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона — собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нём.
Вместе с тем, администрация МО «ххх муниципальный район», не являясь собственником спорного жилого помещения, 1 октября 2009 г. приняла постановление № 1557, которым включила квартиру ххх в доме ххх по ул.ххх в г.ххх в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям и предоставила её заместителю начальника отдела по строительству и развитию инфраструктуры администрации МО «ххх муниципальный район» Свешниковой О.Н.
1 октября 2009 г. администрация МО «ххх муниципальный район» заключила со Свешниковой О.Н. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г.ххх, ул.ххх д.ххх кв.ххх для проживания вместе с сыном С.Н.А. Жилое помещение предоставлено Свешниковой О.Н. на период её трудовых отношений с администрацией МО «ххх муниципальный район».
1 февраля 2010 г. Свешникова О.Н. зарегистрировалась в данном жилом помещении по месту постоянного жительства, что подтверждается сведениями, содержащимися в паспорте и поквартирной карточке. Сын ответчицы С.Н.А. зарегистрирован в п.ххх д.ххх кв.ххх.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что администрация МО «ххх муниципальный район» не вправе была принимать решение о включении этого жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям и заключать со Свешниковой О.Н. договор найма служебного жилого помещения.
При таких обстоятельствах постановление администрации МО «ххх муниципальный район» № 1557 от 1 октября 2009 г. «О включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд» является незаконным, нарушает права граждан, проживающих в муниципальном образовании «ххх городское поселение» на получение жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку вышеназванное постановление послужило основанием для заключения договора найма служебного жилого помещения, последний также является незаконным.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Принимая во внимание, что оспариваемый прокурором договор найма служебного жилого помещения заключен администрацией МО «ххх муниципальный район» со Свешниковой О.Н. в нарушение вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу о том, что данный договор является ничтожным.
По смыслу ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий. Каждая сторона при недействительности сделки обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Установленные судом обстоятельства позволяют суду применить последствия недействительности ничтожного договора найма служебного жилого помещения, каковым является выселение ответчицы из квартиры ххх в доме ххх по ул.ххх в г.ххх Калининградской обл. со снятием её с регистрационного учета по этому же адресу.
При этом, суд не усматривает оснований для выселения из спорного жилого помещения несовершеннолетнего сына ответчицы — С.Н. и снятия его с регистрационного учета по данному жилому помещению, поскольку, он в квартиру ххх дома ххх по ул.ххх в г.ххх не вселялся, не зарегистрирован в данном жилом помещении, постоянно проживает в п.ххх д.ххх кв.ххх.
Таким образом, исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, каковым является местный бюджет.
В связи с удовлетворением исковых требований прокурора со Свешниковой О.Н. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере, предусмотренном п.п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, т.е. в сумме 200 руб., поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.п.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Багратионовского р-на удовлетворить частично.
Признать незаконным Постановление администрации МО «ххх муниципальный район» № 1557 от 1 октября 2009 г. «О включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд».
Применить последствия недействительности ничтожной сделки договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Калининградская обл., г.ххх, ул.ххх д.ххх кв.ххх, заключенного 1 октября 2009 г. между Свешниковой О.Н. и администрацией МО «ххх муниципальный район» - выселить Свешникову О.Н. из указанного выше жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием её с регистрационного учета по этому же адресу.
В иске прокурору Багратионовского р-на о выселении несовершеннолетнего С.Н.А. из кв.ххх в доме ххх по ул.ххх в г.ххх без предоставления другого жилого помещения и снятии его с регистрационного учета по указанному выше адресу отказать.
Взыскать со Свешниковой О.Н. в доход местного бюджета госпошлину в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в течение десяти дней через Багратионовский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2010 г.
Судья: (подпись) Патрина В.В.
Копия верна. Судья: Патрина В.В.
Решение вступило в законную силу 06 августа 2010 г.