ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3710/20 от 27.10.2020 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Гр.дело № 2-3710/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2020 года город Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре под председательством судьи Березиной О.В., при секретаре Синцовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приходько В. Г. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Приходько В.Г. обратился в суд с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» о возложении обязанности. В обосновании требований указал, что решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» от (дата) ему было отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период с июля по сентябрь 2019 года по причине наличия у него (Приходько В.Г.) в собственности квартиры по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес). Полагает, что нарушено его право на включение в указанных Список и право на получение выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате паводка 2019 года жилого (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, где он проживает один с 2000 года, так как согласно ст.2 Конституции РФ права человека являются высшей ценностью, в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ его права могут быть ограничены только федеральным законом, а закона, который бы ограничил его право на помощь от государства при затоплении жилища, где он постоянно проживает с 2000 года, в России нет. Частью 2 ст.19 Конституции РФ постановлено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного положения. Конституция РФ имеет прямое действие и все законы и правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Считает, что ответчик нарушил вышеуказанные нормы Конституции РФ. Просит суд обязать ответчика включить его в список граждан жилые помещения, которых повреждены во время наводнения 2019 года в г.Комсомольске-на-Амуре.

Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 10 сентября 2020 года к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Хабаровского края, Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите.

Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 06 октября 2020 года к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.

В судебном заседании истец Приходько В.Г. на исковых требованиях настаивал по обстоятельствам изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что он является собственником жилого (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, где проживает с 2000 года, а также собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), где он (Приходько В.Г.) зарегистрирован по месту жительства, но в указанной квартире проживает его совершеннолетний сын. В результате паводка 2019 года, его жилой дом по (адрес) признан нуждающимся в капитальном ремонте из-за повреждений фундамента в результате подмывания водой. Вода была только в подвале дома, выше уровня пола вода не поднималась, а из-за влажности в подвале появилась плесень. Как потерпевший он получил в администрации города единовременную материальную помощь по потери урожая. Его дом построен в 60-х годах из брусьев. Самостоятельно провести капитальный ремонт своего дома он не может по причине отсутствия необходимых для ремонта денег, так как он является малоимущим пенсионером, и в силу возраста не работает. Его сын помочь ему финансово не может, так как не работает. При обследовании его дома, он (Приходько В.Г.) не желал, чтобы его дом был признан непригодным для проживания, так как желает продолжить проживать в своем доме. С решением ответчика об отказе во включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка 2019 по причине наличия у него в собственности квартиры по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), не согласен, так как в своей квартире он проживать не желает, а также считает, что исходя из статей Конституции РФ, которые указаны им в исковом заявлении, а также положений ст.56 Конституции РФ в России отсутствует федеральный закон, который ограничил бы его право на получение материальной помощи от государства, как пострадавшего в результате паводка. Полагает, что постановление Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр ограничивающего его право на получение финансовой помощи для проведения капитального ремонта спорного дома противоречит требованиям Конституции.

В судебном заседании представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» Вальков Н.Е., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по доводам, указанным в письменных возражениях Министерства социальной защиты населения Хабаровского края. Просил суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, извещенный в установленном законом порядке о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия, о чем сообщил в письменных возражениях от 22.10.2020 № 2.1-18558. С учетом изложенного суд определил возможным рассмотреть дело без его участия в суде.

Согласно письменных возражений, подписанных представителем Министерства социальной защиты Хабаровского края Процко Е.А., действующей на основании доверенности, последняя возражая относительно исковых требований Приходько В.Г., считая их необоснованными, указывает на то, что выплата гражданам на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений является мерой социальной поддержки, денежные средства на которую поступают в Хабаровский край путем перечисления Российской Федерацией межбюджетных трансфертов субъектам РФ на реализацию соответствующих мероприятий. Перечень граждан, обладающих правом на получение выплаты, условия предоставления выплаты, а также порядок получения субъектами РФ средств из резервного фонда Правительства РФ на социальную поддержку граждан, жилье которых утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, определяются Российской Федерацией и закрепляются в Правилах предоставления иных бюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327. В соответствии с подп. «б» п.5 указанных Правил целью предоставления трансфертов является предоставление выплат на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений граждан, являющимися на день введения ЧС собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения ЧС в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания. В целях реализации указанных Правил постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр утвержден Порядок предоставления выплат на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края. В связи с тем, что Хабаровский край не обладает правом расширения случаев предоставления выплат, указанный Порядок также устанавливает, что право на выплату предоставляется собственникам утраченных жилых помещений, не имеющих на день введения ЧС в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания. Днем введения режима чрезвычайной ситуации в границе г.Комсомольск-на-Амуре является 29.07.2019 (распоряжение Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 № 623-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации»). На день введения ЧС Приходько В.Г. являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), который в результате паводка был признан аварийным, а также собственником иного пригодного для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес). В связи с вышеизложенными обстоятельствами, у Приходько В.Г. право на меру социальной поддержки в виде выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденного жилого помещения отсутствует, отказ КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» во включении в список является законным и обоснованным. Вышеуказанные Правила № 1327 и Порядок № 440, в соответствии с которыми учреждением выносился отказ, в установленном законом порядке не признаны утратившими силу (не отменены), решение суда о признании их недействующими или противоречащими Конституции РФ не принято. При таких обстоятельствах основания для их неприменения и неисполнения отсутствуют. Правила № 1327 и Порядок № 440 входят в правовую систему Российской Федерации, обладают юридической силой и имеют прямое действие. В силу ст.115 Конституции РФ, Правила № 1327 обязательны к исполнению и применяются на всей территории РФ. В силу п.6.2 ст.6 Устава Хабаровского края Порядок № 440 обязателен для исполнения всеми находящимися на территории Хабаровского края органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Неприменение КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» Правил № 1327 и Порядка № 440 означает присвоение органом не принадлежащих ему властных функций. Просит суд в удовлетворении исковых требований Приходько В.Г. отказать,

Представитель третьего лица Правительства Хабаровского края, извещенный в установленном законом порядке о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. С учетом изложенного суд определил возможным рассмотреть дело без его участия в суде.

В материалах дела имеются письменные возражения от 05.10.2020 № 12.3.43-15172, подписанные представителем Правительства Хабаровского края Ширяевой А.В., действующей на основании доверенности, в которых последняя сообщает суду следующее. В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Согласно п. «л» ч.1 ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены. В соответствии с ч.1.1 ст.24 указанного Федерального Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. Распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 № 623-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации» устанавливает, что ЧС 29.07.2019 в границах городских округов, в том числе «Город Комсомольск-на-Амуре», введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера. Согласно п.6 ст.81 Бюджетного кодекса РФ порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ устанавливается Правительством РФ. В силу п.15 Постановления Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 «Об утверждении Правил предоставления иных бюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, порядок и условия предоставления выплат гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях реализации указанной нормы постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края» утвержден порядок предоставления выплат на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края. Таким образом, полагает, что Порядок предоставлении выплат, на основании которого Приходько В.Г. было отказано в предоставлении меры социальной поддержки принят в полном соответствии с действующим законодательством РФ. В соответствии с п.1.5 вышеуказанного Порядка предоставления выплат на проведение капитального ремонта, право на получение меры поддержки имеют граждане Российской Федерации, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания. Согласно п.п. «б» п.2.14 Порядка предоставление выплат, основанием для отказа во включении в список является отсутствие права на меру социальной поддержки. Как следует из уведомления № Z11_2020-02-14_38 от 25.02.2020 Приходько В.Г. отказано во включение в список по причине наличия у него в собственности иного жилого помещения по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес). Таким образом, отказ во включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате ЧС обоснован и полностью отвечает требованиям действующего законодательства. Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ право на получение мер государственной поддержки при ЧС непосредственно из Конституции РФ не вытекает, поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условия предоставления, а также круга получателя относится к полномочиям законодателя и зависят отряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей. Бюджет как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций по социально-экономическому развитию государства и общества на основе принципов равенства граждан, справедливости и соразмерности принимаемых государством мер. Учитывая ограниченность средств бюджета, при реализации социальной политики государство обязано принимать сбалансированные и финансовоемкие решения. Выбор получателей средств из бюджетов бюджетной системы, приоритетных с точки зрения предоставления мер государственной (социальной) поддержки, осуществляется на основе объективных критериев. Законодатель при введении мер социальной поддержки, не предусмотренных Конституцией РФ, может предусматривать дифференциацию, исходя из требований Конституции РФ, в том числе из вытекающего из закрепленного ст.19, принципа равенства, является допустимой, если она объективно оправдана, обоснована и преследует конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 № 8-П, от 03.06.2004 № 11-П, от 15.06.2006 № 6-П, от 05.04.2007 № 5-П). Таким образом, считает, что установление в Порядке предоставления выплат различных условий и требований к материальному положению лица, претендующего на получение мер социальной поддержки, является обоснованным, правомерным и объективно оправданным. С учетом изложенного просит суд оставить требования Приходько В.Г. без удовлетворения.

Представитель третьего лица Комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите, извещенный в установленном законом порядке о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. С учетом изложенного суд определил возможным рассмотреть дело без его участия в суде.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со статьями 55 и 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и сторонами в суде не оспаривалось, истец Приходько В.Г. на основании договора купли-продажи от (дата) является собственником жилого (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, право собственности истца зарегистрировано в ЕГРН (дата), а также на основании договора купли-продажи от (дата)Приходько В.Г. является собственником (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, площадью 49,6 кв.м., право собственности, на которую зарегистрировано в ЕГРН (дата), и где истец зарегистрирован по месту жительства с (дата) по настоящее время, что подтверждается выпиской из ЕГРН от (дата) и выпиской из поквартирной карточки на квартиру от (дата), представленных по запросу суда. Приходько В.Г. с 2000 года постоянно проживает в жилом (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре.

Распоряжением Правительства Хабаровского края №623-рп от 29 июля 2019 года в связи выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках Хабаровского края на территории Хабаровского края, в том числе, в границах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера с 29.09.2019.

Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края №1688-па от 01 августа 2019 года на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением Администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 23.08.2019 № 1826-па «Об определении границ зоны чрезвычайной ситуации на територии муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», в редакци от 09.11.2019, определены границы зоны затопления (подтопления) на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».

Согласно указанному постановлению жилой (адрес), г.Комсомольске-на-Амуре находится в зоне затопления (подтопления).

Заключением межведомственной комиссии № 312-кр от 21.01.2020, на основании заявления Приходько В.Г. от (дата) и акта (№) от (дата) визуального обследования спорного объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации в г.Комсомольске-на-Амуре и составленного МУП ПИ «Комсомольскгорпроект», принято решение о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу: Хабаровский край г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), подлежащим капитальному ремонту, так как во время паводка со слов Приходько В.Г. вода в жилом помещении была ниже уровня пола на 55 см.; а также имеются повреждения фундамента в результате подмывания водой, просели полы в холодной пристройке, имеются трещины по штукатурному отделочному слою внутри помещений, в подвале плесень, грибок; степень повреждения объекта составляет 58,1%.

(дата)Приходько В.Г. обратился в КГКУ «Центр социальной защиты населения по г.Комсомольску-на-Амуре» с заявлением Z11_2020-02-14_38 от (дата) о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес). Согласно содержания указанного заявления Приходько В.Г. ознакомлен с порядком и условиями получения меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений и обязался их выполнять.

Уведомлением Z11_2020-02-14_38 от 25.02.2020 Приходько В.Г. отказано во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период июля-сентября 2019, на основании п.2.14 Порядка предоставления выплат на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края № 440-пр от 26.10.2019 - в связи с наличием в его (Приходько В.Г.) другого жилого помещения, расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), пригодного для проживания.

Будучи не согласным с Уведомлением Z11_2020-02-14_38 от (дата), истец Приходько В.Г. обратился в суд с настоящим иском, указав, что отказ в предоставлении меры социальной поддержки на выплату ему денежных средств на проведение капитального ремонта в спорном жилом доме, нарушает положения ст.2, ч.2 ст.19, ч.3 ст.55 Конституции РФ, согласно которым государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного положения, права человека являются высшей ценностью и могут быть ограничены только федеральным законом, а закона, который бы ограничил его право на получение помощи от государства при затоплении жилища, в Российской Федерации нет, а потому учитывая, что Конституция РФ имеет прямое действие и все законы и правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, он имеет право на получение вышеуказанной меры социальной поддержки от государства, а потому просит суд обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» включить его в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результата паводка 2019 года для получения выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого дома, расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес).

Суд не может согласиться с указанным доводами истца, считает их необоснованными, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно п. «л» ч.1 ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с ч.1.1 ст.24 указанного Федерального Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера.

Согласно п.6 ст.81 Бюджетного кодекса РФ порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ устанавливается Правительством РФ.

Выплаты гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, являются мерой социальной поддержки, денежные средства на которые поступают в Хабаровский край путем перечисления Российской Федерации на реализацию соответствующих мероприятий.

Порядок получения субъектами Российской Федерации средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации на социальную поддержку граждан, жилье которых утрачено или повреждено из-за чрезвычайных ситуаций, установлен Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 (далее – Правила №1327).

Трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.

В соответствии с п.5 указанных Правил № 1327 трансферты предоставляются, в том числе, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности граждан, являвшихся на день введения чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Перечисление трансфертов субъектам Российской Федерации со счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства, осуществляется при условии предоставления субъектами Российской Федерации в территориальный орган Федерального казначейства утвержденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии списков граждан, указанных в подпункте «г» пункта 6 Правил №1327, по форме согласно приложению №4 (п.17 Правил №1327).

Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии согласовывают списки граждан, указанные в пункте 17 настоящих Правил, в части подтверждения наличия у граждан права собственности на утраченные жилые помещения и поврежденные жилые помещения, а также отсутствия у граждан в собственности иных жилых помещений или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения (п.18 Правил №1327).

Согласно п.15 Постановления Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 «Об утверждении Правил предоставления иных бюджетных трансфертов из федерального бюджета», источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, порядок и условия предоставления выплат гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реализации указанных Правил № 1327 постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края» утвержден порядок предоставления выплат на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края (далее по тексту - Порядок № 440-пр).

Согласно п.п. «а» п.1.2 указанного Порядка № 440-пр перечисленные из Российской Федерации Хабаровскому краю трансферты являются целевыми денежными средствами, выплата на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченного может предоставляться исключительно в соответствии с Правилами №1327 гражданам, являвшимся на день введения чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющим на день введения чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Проанализировав указанные нормы права в их совокупности, суд приходи к выводу о том, что Порядок предоставлении выплат на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории Хабаровского края, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр, принят Хабаровским краем, как субъектом РФ, в полном соответствии с действующим законодательством РФ.

Согласно п. 1.5 Порядка №440-пр, право на получение меры поддержки имеют граждане - собственники поврежденных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Согласно п.п. «б» п.2.14 Порядка предоставление выплат, основанием для отказа во включении в список является отсутствие права на меру социальной поддержки.

В судебном заседании установлено, что на день введения ЧС истец Приходько В.Г. имел в собственности жилое помещение пригодное для проживания по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес).

Из пояснений истца Приходько В.Г., данных в ходе судебного разбирательства, судом установлено, что истец в указанное квартире не проживает с 2000 года, так как проживает в частном (адрес), в квартире проживает совершеннолетний сын истца.

А потому как считает суд, поскольку Приходько В.Г. помимо поврежденного в результате ЧС жилого помещения, расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), являлся собственником иного жилого помещения пригодного для проживания, расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), то на основании п. 1.5 Порядка №440-пр право на меру социальной поддержки в виде выплаты на осуществление капитального ремонт жилого дома, поврежденного в результате паводка 2019 у истца отсутствует в связи с наличием в его собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания.

Доводы истца Приходько В.Г. о том, что установленные Порядком № 440-пр и Правилами №1327 ограничения в получении мер социальной поддержки от государства в виде выплат денежных средств на капитальный ремонт поврежденного в результате ЧС жилого помещения из наличия у него в собственности другого пригодного для проживания противоречат требованиям Конституции РФ, судом признаются необоснованными по следующим основаниям.

Так, выплата гражданам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, носят социальный характер, а не характер страхового возмещения и направлены на поддержание жизнедеятельности граждан в трудной жизненной ситуации.

Как указаывает Конституционный Суд РФ, право на получение мер госсударственной поддержки при чрезвычайной ситуации непосредственно из Конституции РФ не вытекает, поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателя относится к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей. Бюджет как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций по социально-экономическому развитию государства ии общества на основе принципов раветства граждан, справедливости и соразмерности принимаемых государством мер. Учитывая ограниченность средств бюджета, при реализации социальной политики государство обязано принимать сбалансированные и финансовоемкие решения. Выбор получателей средств из бюджетов бюджетной системы, приоритетных с точки зрения предоставления мер государственной (социтальной) поддержки, осуществляется на основе объективных критериев. Законодатель при введении мер социальной поддержки, не предусмотренных Конституцией РФ, может предусматривать дифференциацию размеров выплат и условий их предоставления. Такая дифференциация, исходя из требований Конституции РФ, в том числе из вытекающего из закрепленного ст.19 принципа равенства, является лопустимой, если она объективно оправдана, обоснована и преследует конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В соответвии с п.п.2,3 ст.1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Такм образом, как считает суд, дифференциация размеров и условий выплат должна быть обоснованной, разумной, учитывать не только формально-юридические критерии, но и сходство фактического положения лиц, чья жизнидеятельность была нарушена паводком 2019 года.

А потому как считает суд, лица, у которых пострадали жилые помещения в результате паводка, но которые одновременно имеют в собственности другое жилое помещение пригодное для проживания не могут быть поставлены в равное положение с лицами, реально нуждающимися в государственной помощи в связи с отсутвием другого жилого помещения пригодного для проживания, иное противоречило бы принципу социальной справделивости.

В связи с изложенным, Правительство Хабаровского края в рамках реализации полномочий, установленных федеральным законодательством, установило условия получения выплат в связи с чрезвычайной ситуацией, направленные на ограничение случаев злоуотребления правом.

Как установлено судом и сторонами спора не оспаривалось, указанные Правила № 1327 и Порядок № 440 в установленном законом порядке не признаны утратившими силу (не отменены), решения судов о признании их недействующими или противоречащими Конституции РФ до настоящего времени не приняты.

При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что уведомление Уведомлением Z11_2020-02-14_38 от 25.02.2020 об отказе во включение Приходько В.Г. в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период июля-сентября 2019, законно.

С учетом изложенного, как считает суд, оснований для включения Приходько В.Г. в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результата чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период июля-сентября 2019 года, для получения выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), не имеется. В связи с изложенным в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Доводы истца Приходько В.Г. о том, что он является малоимущим не работающим пенсионером, а потому не имеет необходимых финансов для проведения капитального ремонта в своем доме, который в нем нуждается, суд не принимает во внимание, поскольку в данном споре указанные доводы правового значения не имеют.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Приходько В. Г. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» о возложении обязанности внести в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результата чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период июля-сентября 2019 года, для получения выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес)- отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В.Березина

Мотивированное решение суда изготовлено 05.11.2020