Дело № 2-3710/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2020 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи Кныш Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Кисловой А.Ю.,
с участием
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к публичному акционерному обществу «Российский Национальный Коммерческий Банк» о защите прав потребителя,
установил:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ПАО «РНКБ» и просит суд взыскать с ПАО «РНКБ» в ее пользу в счет возмещения ущерба 285 689,83 рублей, в счет возмещения морального вреда 10 000 рублей.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ ПАО «РНКБ» ей был открыт банковский счет и предоставлена банковская расчетная карта.
ДД.ММ.ГГГГ в системе быстрых платежей по номеру телефона с ее карты были совершены переводы денежных средств 95 000 рублей (в 18:22), 94 666 рублей (в 18:33), 95 100 рублей (в 18:47). Всего с учетом комиссии на сумму 285 689,83 рублей. Указанные операции по переводу денежных средств ею не осуществлялись, были совершены без ее ведома и согласия, она не осуществляла каких-либо операций по своему счету посредством интернет связи, не давала карту и не сообщала пароли кому-либо.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с требованием возместить похищенные денежные средства, однако ответчик сообщил, что истец стала жертвой мошенников, и предложил обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением, заявить свои имущественные требования в рамках уголовного дела. От возмещения похищенных денежных средств банк отказался.
Истец считает, что хищение принадлежащих ей денежных средств произошло по вине банка. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о совершении преступления, на основании которого возбуждено уголовное дело по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, истец признана потерпевшей по уголовному делу.
За весь период пользования «Мобильным банком» истцом осуществлялись лишь платежи за коммунальные услуги, продукцию, уплата услуг МТС, 2 раза был оплачен корм для животных, иных платежей за иные услуги (товары) она никогда не делала.
Ответчик не получил от нее ДД.ММ.ГГГГ в период с 18:22 по 18:47 достаточных данных, позволяющих идентифицировать лицо, имеющие право на дачу распоряжения Банку на списание денежных средств со счета, не предпринял мер для анализа платежей, не соответствующих характеру и объему производимых по ее поручению платежей, в связи с чем допустил возможность использования услуги системы электронных платежей с целью хищения денежных средств со счетов клиентов банка, что расценивается как недостаток предоставляемой ответчиком услуги. В связи с чем истец обратилась в суд с иском.
В судебном заседании истец требования поддержала и пояснила, что в 100 раз была превышена сумма операций по ее счету, переводы совершены с чужого IP-адреса с чужого устройства, при этом она никогда не использовала систему быстрых платежей, переводов в Газпромбанк не совершала. Ей позвонили на мобильный телефон, держали на связи час, назвали номер ее карты, остаток средств, логин, продемонстрировали знание конфиденциальной информации. Это нарушение условий безопасности платежей со стороны банка.
Представитель ответчик требования иска не признал и пояснил, что система быстрых платежей представляет окончательный платеж, платеж сразу поступает в другой банк и его нельзя вернуть. Номер телефона, устройство не принадлежит банку, сотрудникам банка, сотрудники банка не звонили истцу. Разговор с истцом длился час, посредством социального инжиниринга у истца вытянули всю информацию об остатке на счете и другие ключевые моменты, истец сама предоставила всю информацию, передала коды, пароли, СМС. В связи с получением Банком кодов-подтверждений на операции по переводу денежных средств у банка отсутствовали основания считать данные операции подозрительными. Банк согласно банковским правилам не несет ответственность за убытки, возникшие вследствие несанкционированного использования третьими лицами действительных кодов-подтверждений клиента с мобильного устройства клиента. Кроме того, истец звонила в службу технической поддержки и сообщила оператору, что номер карты, срок ее действий, логин, пароль она сообщила третьим лицам, что подтверждается записью разговора.
На возражения ответчика истец пояснила, что эти лица знали номер ее карты, остаток на счете.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
Согласно п. 7 ст. 845 ГК РФ к отношениям по договору банковского счета с использованием электронного средства платежа нормы настоящей главы применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.
Под электронным средством платежа понимается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", далее - Закон о национальной платежной системе).
Как следует из ч. 1 ст. 4 Закона о национальной платежной системе услуги по переводу денежных средств с использованием электронного средства платежа осуществляются на основании договоров, заключаемых клиентами и операторами по переводу денежных средств.
Статьей 5 Закона о национальной платежной системе установлено, что оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента) (часть 1); перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств (часть 3); перевод денежных средств осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика (часть 5).
В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции (ч. 11 ст. 9 Закона о национальной платежной системе).
После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с ч. 11 настоящей статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления (ч. 12 ст. 9 этого же Закона).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ПАО «РНКБ» и ФИО1 заключили договор на открытие банковского счета и предоставление «Крымской социальной карты Пенсионная» ПРО10 путем присоединения клиента к «Правилам комплексного обслуживания физических лиц в РНКБ Банк (ПАО), Договору комплексного банковского обслуживания физических лиц в банке.
Банковский счет № и карта управляются системой "интернет-банк" через абонентский номер подвижной телефонной связи и мобильное устройство, принадлежащие ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ в период времени 18.20-18.53 в соответствии с технологией проведения переводов в системе "интернет-банк", установленной в телефоне ФИО1, посредством использования одноразовых паролей, направленных банком на ее абонентский номер, с ее банковского счета произведено списание денежных средств на сумму 285 689,83 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в отделение Банка с заявлением о хищении денежных средств, и с требованием отмены операций по краже денежных средств и возврата на ее счет списанных средств в сумме 285 689,83 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ СО ОМВД России по <адрес> возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц по признакам состава преступления, предусмотренного п. «г» ч.3 ст.158 УК РФ, ФИО1 признана протерпевшей по уголовному делу.
ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев претензию истца, ответчик указал, что истец столкнулась с действиями мошенников, рекомендовал ФИО1 ознакомиться с памяткой безопасного пользования картой банка, а также указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 18.20 до 18.53 в соответствии с технологией проведения переводов в системе «Интернет-банк» банком истцу были направлены СМС-сообщения с Кодами–подтверждениями на ее номер телефона с целью дополнительной верификации, все коды подтверждения были успешно введены и приняты Системой дистанционного доступа. Все операции по счету, совершенные с использованием карты/Дополнительной карты с вводом пин-кода или подтвержденные кодом безопасности, признаются совершенными держателем и оспариванию не подлежат.
Согласно прослушанным в судебном заседании аудиозаписям обращений ФИО1 в службу поддержки банка истец сообщила неизвестным лицам в ходе телефонного разговора ДД.ММ.ГГГГ номер карты, срок ее действия, логин, пароль.
На момент совершения спорных операций карта ФИО1 не была заблокирована как утерянная или украденная, в связи с чем, при введении паролей, направленных держателю карты, предполагалось, что действует сам клиент. Оснований к отказу в исполнении операций у банка не имелось.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к публичному акционерному обществу «Российский Национальный Коммерческий Банк» о защите прав потребителя отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05.11.2020.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.Н. Кныш